суббота, 14 апреля 2012 г.

Выставка «Тарковский. Space» в галерее «На Солянке»

Выставка «Тарковский. Space» в галерее «На Солянке»Выставка «Тарковский. Space» в столичной галерее «На Солянке» представила концепцию будущего мемориального музея режиссера.

Недавнее празднование 80-летия Андрея Тарковского не отличалось особенной помпой; бывали у нас юбилеи классиков, отмечаемые куда масштабнее и грандиознее. При желании в такой застенчивости можно даже усмотреть парадокс: ведь Тарковский – один из очень немногих российских кинодеятелей, кого знают и ценят во всем мире, а его соотечественникам будто и дела нет до круглой даты. Но парадокса, на самом деле, нет. Весь мир в случае с Тарковским измеряется не миллиардами, а лишь тысячами – может быть, десятками тысяч – его поклонников в разных частях света. Пожалуй, как раз в России таких людей в пропорции к общему числу жителей гораздо больше, чем где бы то ни было в мире, но все равно мало – так что устраивать вокруг фигуры Андрея Арсеньевича массированные юбилейные пляски и камлания не было резона.

Хотя совсем уж без публичных мероприятий, конечно, не обошлось. Одно из наиболее заметных – выставка «Тарковский. Space» в галерее «На Солянке».

Сестра режиссера Марина Тарковская призналась на пресс-показе, что название проекта ей не нравится, но она готова с ним смириться, если модное двуязычие привлечет на выставку зрителей из нового поколения.

Надо полагать, им же адресована, кроме заголовка, еще и пространственная инсталляция в подвале галереи, где так называемый «мир творца» проиллюстрирован чередой бутафорских объектов вроде хоругви из «Андрея Рублева» или шинели из «Иванова детства». Архитектор Катя Бочавар попыталась выстроить развернутую визуальную метафору, однако градус эмоций у зрителя ощутимо снижают кирпичи из пенопласта и выкрашенные серебрянкой трубы теплосети. Все-таки Тарковский – не Федерико Феллини; игрой с грубовато исполненными декорациями его мироощущение передать затруднительно.

Вроде бы совсем иная статья – подлинные предметы, окружавшие Тарковского в детстве и юности. Мемории вроде венского стула, примуса, жестяного кувшина и фотоаппарата призваны олицетворять персональную ретрореальность в пику опоэтизированной бутафории. Правда, тут возникает другая закавыка для восприятия:

экспонаты действительно аутентичные и уникальные, но по своей сути представлявшие из себя советский ширпотреб.

Да и откуда было взяться в полуголодной семье Тарковских эксклюзивным вещам? Предъявлять эти свидетельства убогого советского быта в торжественных лайт-боксах, будто речь идет о сокровищах махараджи, несколько странно. Чтобы биографические артефакты заработали, требуется какой-то неожиданный сценарный поворот.

Этой выставкой ее организаторы представили концепцию будущего музея: куратор проекта, киновед Вячеслав Шмыров сообщил, что соответствующие решения столичными властями уже приняты.

В доме детства Андрея Тарковского на улице Щипок, где сейчас располагается бизнес-центр, появится мемориальный комплекс.

Скорее всего, это будет не любовно сохраненный коммунальный заповедник, а некое музейное пространство с концептуальным наполнением – тот самый «Space».

Исходных материалов будущей экспозиции немало: начинание базируется не на пустом месте. Помимо упомянутых предметов быта, в распоряжении устроителей есть множество свидетельств взросления и становления Андрея Тарковского – писем, детских книжек и рисунков, семейных фотографий, документов об образовании (между прочим, в аттестате зрелости гения не найти ни одной отличной оценки, сплошь четверки или тройки).

Сюда добавляются его собственноручные рисованные раскадровки, рукописи сценариев, машинописные протоколы заседаний худсовета «Мосфильма», афиши фильмов.

Словом, компонентов для полноценного персонального музея хватает, пусть даже сегодня они принадлежат разным владельцам – и семье режиссера, и его друзьям, и Госфильмофонду, и Музею кино, и Библиотеке киноискусства имени Эйзенштейна. Существует вероятность, что они сумеют договориться и поделиться, когда дело дойдет до реальной передачи экспонатов в новый мемориальный комплекс.

Проблему с преподнесением этих материалов публике пока еще рано считать благополучно решенной. Пусть даже предъявленная версия в немалой степени соответствует сегодняшним музейным трендам (дополним предыдущее описание полиэкранным показом фильмов Тарковского и о Тарковском, шумной трансляцией электронной музыки Эдуарда Артемьева и регулярными вставками эскизов костюмов и мизансцен от кинохудожников Михаила Ромадина или Ипполита Новодережкина). Новым экспозиционным трендам эта версия соответствует, а вот глубинному содержанию творчества юбиляра – не очень. Посетителям музеев, конечно, не привыкать к ситуации, когда подобные проекты делаются «более или менее прилично» и даже «на неплохом интернациональном уровне», но при этом не совпадают с тем настроем, которые внушает предмет исследования. Тех, кому интересен Андрей Тарковский - все-таки не сотни тысяч, и как раз по этой причине устроителям его музея стоило бы дополнительно постараться: публика-то у них будет с запросами.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

«Play» Рубена Остлунда в прокате
В прокат вышел новый фильм Рубена Остлунда «Игра» – провокационная социальная драма о том, чем рискует хороший ребенок в хорошей стране. Фильм основан на вполне реальных событиях, описанных в шведской прессе: пятеро мальчиков 12–14 лет, дети мигрантов, на протяжении нескольких лет грабили своих более обеспеченных сверстников прямо в центре Гетеборга при свете дня. Преступники разыгрывали спектак...
  (читать дальше)

Интервью с Джоном Кьюсаком
Актер Джон Кьюсак рассказал «Газете.Ru» о работе над ролью Эдгара По в фильме «Ворон» по мотивам рассказов писателя, о роли поэзии в кино и заодно о своих взглядах на политическую ситуацию в Америке и России. В прокат выходит детективный триллер «Ворон» про то, как Эдгар Аллан По ищет убийцу, воплощающего в реальность диковинные смерти из рассказов писателя. Занятный сюжет перенес на экран Джеймс...
  (читать дальше)

Вышел роман Стивена Кинга «Под куполом»
В романе Стивена Кинга «Под куполом» кто-нибудь из героев обязательно думает, глядя на поведение окружающих: предсказуемо, все это предсказуемо. Или: все это знакомо. Люди вообще предсказуемы, и Стивен Кинг не исключение. Когда-то он разбирался с мелкими личными демонами: писательским зудом, наркотиками, ужасом перед пустотой, детскими кошмарами, обманчивой прелестью провинциальных городов, незав...
  (читать дальше)

Вручены кинопремии «Ника» за 2011 год
Вручены кинопремии «Ника»: лучшей картиной стала «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, а приз за режиссуру получил автор «Елены» Андрей Звягинцев. Отечественные кинопремии слишком предсказуемые, чтобы всерьез рассчитывать на какую-то интригу, – как правило, практически все результаты становятся очевидными уже после объявления списков номинантов. Не осталась в стороне и премия Российской академии...
  (читать дальше)

Олег Меньшиков возглавил театр им. Ермоловой
В московском театре Ермоловой смена поколений: его художественным руководителем будет актер и режиссер Олег Меньшиков, сообщили на встрече с журналистами нынешний худрук театра 82-летний Владимир Андреев и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. Кандидатуру Меньшикова предложил сам Андреев. «В этом решении поддерживают меня все – и ермоловцы тоже; потерять меня они не хотят, но поддержи...
  (читать дальше)

В Москве побывал Френсис Форд Коппола
В Москве побывал Френсис Форд Коппола – режиссер прилетел в Москву представить зрителям свой фильм «Между», ответить на вопросы начинающих кинематографистов и поговорить о кино с уже состоявшимися российскими режиссерами. Корреспондент «Газеты.Ru» провел день, наблюдая за встречами и разговорами легенды американского кино в Москве. Отведенный под общение с публикой день был расписан как трехактн...
  (читать дальше)

Интервью кинорежиссера Николая
Режиссер фильма «Сердца бумеранг» Николай Хомерики рассказал «Газете.Ru» о сократическом методе в сценарном деле, о рождении картины на монтаже и том, почему его герой живет в Москве, а работает в Петербурге Фильм «Сердца бумеранг», в прошлом году участвовавший в конкурсе Московского кинофестиваля, вышел в прокат на единственном экране в кинотеатре «Пионер». Именно там можно будет посмотреть крас...
  (читать дальше)

Интервью создателей фильма «Сфера колдовства»
Создатели фильма «Сфера колдовства» рассказали «Газете.Ru» о том, где в кино пересекаются художественное и научное, кино и биология, маленький мир одного пруда и большой мир детства. Французские биологи-кинематографисты Клод Нуридзани и Мари Перенну стали известны, когда сняли медитативный фильм о жизни насекомых «Микрокосмос». Продюсером был Жак Перрен, но пути натуралистов от кино разошлись: по...
  (читать дальше)

Интервью Гарета Эванса, автора индонезийского фильма «Рейд»
В прокат выходит «Рейд» — лихой боевик про штурм небоскреба индонезийским спецназом, сделанный режиссером британского происхождения с оглядкой на достижения корейских и гонконгских мастеров жанра Валлиец Гарет Эванс отучился в киношколе, снял малобюджетный хоррор про подземный переход с датскими артистами, а потом вдруг обнаружился в Индонезии. Там режиссер сначала отметился местным хитом «Мерант...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)