пятница, 20 апреля 2012 г.

Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее

Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт МузееК финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке.

Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью-йоркских снимках вместе с другими друзьями художника. Эти фотографии были сделаны тогда, когда Ай Вэйвэй еще не проектировал вместе с Херцогом и де Мероном знаменитый стадион в форме птичьего гнезда в Пекине к Олимпийским играм 2008 года. Еще до того, как он в 2009-м выложил на своем сайте имена 5212 школьников и студентов, погибших во время землетрясения 2008 года, о чем правительство Китая предпочитало молчать. Собственно, именно после этого блог Ай Вэйвэя, на который ежедневно заходило сто тысяч человек, и был закрыт правительством. И до разрушения властями студии художника в Шанхае, на которое он ответил карнавально-поминальным жестом – пиром на весь мир с пивом и раками. Кстати, постройка студии была его первым архитектурным опытом (на него Ай Вэйвэя вдохновила книга о том, как философ Людвиг Витгенштейн спроектировал и построил дом своей сестре в Вене). И тем более до ареста и исчезновения в апреле 2011 года:

его тогда допрашивали 80 с лишним дней, после чего выпустили, запретив покидать страну, давать интервью и вести блог.

К этому знаменитому скульптору, диссиденту, перформансисту, художнику вроде бы не имеют отношения фотографии, сделанные без малого 20 лет назад молодым обитателем Ист-Виллиджа. Они из другой жизни – параллельной и по отношению к настоящему, и по отношению к реальности китайской жизни. 25-летний Ай Вэйвэй прибыл покорять Америку с 30 долларами и в полной уверенности, что его ждет слава Пикассо. Как почти всякий студент (он учился в Школе дизайна Парсонс), зарабатывал на жизнь в забегаловках, бродил по музеям, снимался рядом с автопортретом Уорхола, болтался по улицам и жил в тесной квартирке с друзьями. Снимки делались по случаю, а случаи были на каждом шагу – будь то выступление друзей-скрипачей на мостовой Нью-Йорка, ожидание в прачечной у крутящихся барабанов стиральных машин, спящие дома друзья или собрание американского ПЕН-клуба.

А уж если он оказывался в гостях у поэта Аллена Гинзберга, с которым подружился, или был свидетелем потасовки с полицией в Томпкинс-сквере, то камера оказывалась тем более кстати.

В какой-то момент кажется, что камера стала аlter ego Ай Вэйвэя, его записной книжкой или своеобразным способом освоить бессознательное письмо сюрреалистов. Но, судя по признанию Ай Вэйвэя в беседе с Хансом-Ульрихом Обристом, это вовсе не было сознательной стратегией. «Все началось в конце 1980-х в Нью-Йорке, когда я отказался от живописи. В топе было порядка 50 художников в то время, с Джулианом Шнабелем и т. п. Я ходил на открытия выставок по всем галереям и понимал, что у меня нет шансов. Поэтому я начал снимать.

Я делал много снимков – тысячи, в основном черно-белые. Я даже не проявлял их. Он остались в Нью-Йорке, когда я вернулся в Пекин. Я проявил их десять лет спустя. Фотографировать – это было как дышать. Это становится частью тебя».

Звучит так, что обращение к фотоаппарату стало для художника жестом отчаяния и одновременно спасением. Непроявленные негативы, заброшенный архив из десяти тысяч снимков, десять лет спустя привезенный в Китай другом, стал для Ай Вэйвэя буквально россыпью «найденных объектов» – рэди-мейдами, слепками прошлого, которое уже выглядит незнакомым и чужим, будто сброшенная кожа. Отличный материал для художника, который позволяет создать своего рода дадаистский коллаж, где все вперемешку. Ботинки и мурлыкающий на животе приятеля кот, ночной велосипедист в белых подштанниках и рок-певец с птичьей клеткой на голове, Билл Клинтон в окне автомобиля на предвыборном объезде избирателей 1992 года и старый учитель музыки в гостях у студентов.

Тем не менее в какофонии улетевших мгновений, отфильтрованных Ай Вэйвэем в 2003-м для выставочной экспозиции, просматриваются рифмы, связывающие поиски неприкаянной молодости с находками славного настоящего. Из самых очевидных – острый профиль Марселя Дюшана, сделанный из проволочной вешалки, с семечками вместо штриховки... Плоскость и «висячая» скульптура, мусор повседневности и кумир художника – умение Ай Вэйвэя сопрягать противоположности, играть на контрастах уже в этой работе явно просматривается. Но, конечно, еще важнее перекличка с его монументальной инсталляцией в Турбинном зале Тейт-галереи «Семена подсолнечника» (2010). Фарфоровые семечки, кстати, тоже отсылали к Дюшану (к его кусочкам сахара, сделанным из мрамора), и к китайской традиции производства тончайшего фарфора:

100 миллионов семечек были сделаны и раскрашены вручную работниками одного из старейших фарфоровых заводов на юге Китая. Но семечки вместо старинных ваз – это, естественно, и печальный отсыл к теме «культурной революции».

Для художника она отнюдь не отвлеченное прошлое: его отец, очень известный поэт Ай Цин, стихи которого знает каждый китайский школьник, в 1950-е прошел через публичные экзекуции хунвейбинов, несколько раз пытался покончить с собой, был сослан на север вместе с семьей. Только в середине 1970-х он вместе с женой и сыном был реабилитирован и смог вернуться в Пекин.

Среди других важных для творчества Ай Вэйвэя тем встреча Востока и Запада. На одной из фотографий снят День святого Патрика в Нью-Йорке: на одной стороне пожилые счастливые потомки ирландцев в килтах, похожие на детей во время карнавала, на другой – молодые китайцы, взирающие на них с терпеливой умудренностью взрослых. Отчужденность и притяжение, непонимание и соседство – для Ай Вэйвэя это не только вопрос контраста культур, но прежде всего человеческого опыта. Не зря он на всемирный арт-форум «Документа» в рамках проекта «Сказка» привез в тихий Кассель 1001 китайца – с одинаковыми чемоданчиками, в им же придуманной одежде. А заодно и 1001 стул для них эпохи династии Цин.

И древние стулья, и современные китайцы (большинство из которых вне этого проекта не выбрались бы дальше границ Поднебесной) разбрелись по Касселю, изумленно взирая на правильную европейскую жизнь и немецких бюргеров (а те, в свою очередь, не менее озадаченно взирали на них).

Иначе говоря, Ай Вэйвэй «работает» не с камнем или текстом, даже не с серией фотографий или видеофильмами. Его интересуют жизнь как повод для искусства и искусство как способ жизни.

В этом подходе можно увидеть продолжение авангардистских практик, а можно – смирение восточного художника. Как ни странно, этот индивидуалист и отчаянный смельчак, харизматичный лидер, который стал фактически яркой политической фигурой, исповедует традиционный подход к искусству. «Соревнование с природой – это западная идея. Как китаец, вы всегда часть окружения. Природа может быть рукотворной или индустриальным обществом эпохи постмодерна. Но думаю, в любом случае вы часть ее. Сознавая это или нет, но вы всегда пытаетесь выстроить своего рода взаимоотношения с ней. А это означает осознание своей полезности другим. Это просто наши условия». Похоже, это многое объясняет?
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интревью с замдиректора ГМИИ Андреем Толстым о программе столетнего юбилея музея
Андрей Толстой, заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по научной работе, рассказал «Газете.Ru», какими выставками музей будет отмечать свое столетие и какие подарки привезут на Волхонку из Берлина, Дрездена, Мадрида и Лондона. Во второй половине апреля один из самых прославленных российских музеев — ГМИИ им. Пушкина — отметит свое 100-летие. Начавшись некогда с идеи Ивана Владимировича Цветаева ...
  (читать дальше)

Скульптура сталинской эпохи и графика Петра Митурича в Третьяковке
Открылись сразу две выставки из программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Скульптурная экспозиция «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» посвящена художественным вкусам сталинского времени, а ретроспектива графики Петра Митурича включает в себя работы, внутренне оппонирующие официозному стилю. С определенностью можно утверждать, что идейные и оценочные битвы по по...
  (читать дальше)

Вручены кинопремии «Ника» за 2011 год
Вручены кинопремии «Ника»: лучшей картиной стала «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, а приз за режиссуру получил автор «Елены» Андрей Звягинцев. Отечественные кинопремии слишком предсказуемые, чтобы всерьез рассчитывать на какую-то интригу, – как правило, практически все результаты становятся очевидными уже после объявления списков номинантов. Не осталась в стороне и премия Российской академии...
  (читать дальше)

В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!»
В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!», приуроченная к 75-летию музея Владимира Маяковского: сам поэт представлен здесь в роли идейного вдохновителя и соавтора нескольких художников, которые в 1920–30-е годы с увлечением работали в технике фотомонтажа. История раннесоветского авангарда неплохо сегодня изучена и преподнесена публике в разных видах. Причем не только отечественной, но и между...
  (читать дальше)

Объявлены победители конкурса современного искусства «Инновация»
Объявлены итоги конкурса в области современного визуального искусства «Инновация»: главный приз достался Александру Бродскому за инсталляцию «Цистерна», лучшим куратором признан Виктор Мизиано, в номинации «Новая генерация» победила Таус Махачева. Поздним вечером во вторник в центре дизайна Artplay конкурс «Инновация» в седьмой раз раздавал свои награды. После того как в прошлом году лауреатом ст...
  (читать дальше)

На Фотобиеннале открывается 12 новых выставок
Залп из двенадцати новых выставок Фотобиеннале в «Манеже»: Стив Джобс, мотоциклы, машины, мотели и паломники; много Америки, немножко России и чуть-чуть Китая. Из трех девизов нынешней Фотобиеннале (напомним, это «Америка в фокусе», «On the road» и «Фотографии кино») в «Манеже» оказались актуальны первые два. Причем в ряде случаев, как уже бывало на предыдущих показах, эти слоганы работают синхро...
  (читать дальше)

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника Коровина
Масштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка». Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье ...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)