воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Вышел «Железный Путин» Ангуса Роксборо

В России опубликован «Железный Путин» Ангуса Роксборо – книга о тотальном непонимании между Россией и Западом, которое объясняет бывший европейский пиар-консультант Кремля.

Качественный западный нон-фикшн о российской политике по-прежнему редкость. Пожалуй, со времен бестселлера Дэвида Хоффмана «Олигархи» действительно чего-то стоящего не выходило. В этом смысле появление «Железного Путина» Ангуса Роксборо, который в русском переводе всего через месяц после западного релиза выпускает «Альпина бизнес букс» – событие, уже заслуживающее внимания. Все-таки Роксборо не веселящийся экспат с обывательскими клише об «ушанке», «водке», «дешевых женщинах», «загадочной русской душе» и «кровавом диктаторе». Но и на славу нового Лиона Фейхтвангера (несмотря на все подозрения, которые были поначалу, прежде всего на самом Западе) не претендует.

Осваивать еще советские пространства Роксборо прибыл в далекие советские времена корреспондентом «Би-би-си» и Guardian. Успел побыть даже высланным отсюда КГБ по подозрению в шпионаже, вернулся в 1990-е, помог созданию огромного количества документальных фильмов «Би-би-си» (например, знаменитая «Вторая русская революция»), написал несколько книг.

И, наконец, что и манит в его новом продукте, несколько лет трудился пиар-консультантом Кремля в компании Ketchum.

Той самой, которую российские власти наняли за очень большие деньги, но до сих пор было не вполне понятно зачем.

На самом деле, искушенный в российской политике читатель может сразу перейти к девятой главе, потому что именно там, пересказывая собственный опыт пиарщика Кремля, Роксборо и сообщает, ради чего, возможно, стоило писать весь текст. Вообще-то так, конечно, не делается. Как врач не должен рассказывать об истории болезни своего пациента, так и политтехнолог (как ни странно, у них тоже бывает своя этика) не должен раскрывать правду о своем клиенте.

Но Роксборо все-таки прежде всего журналист – и не из тех, кто держит язык за зубами. Тем интереснее анамнез.

Нанятая к проведению саммита G8 в Санкт-Петербурге приблизительно за миллион долларов в месяц Ketchum должна была, как по мановению волшебной палочки,

превратить ужасающий образ России, машущей направо и налево газовой трубой, не церемонящейся с противниками внутри и снаружи, в любимую всеми в мире страну.

А Владимира Путина — в авторитетнейшего мирового лидера. Подозрения оправдываются: полагая, что они и так уже заплатили достаточно, российские власти в общем-то не собирались менять что-либо содержательно. Все пожелания западных консультантов о необходимости быть открытыми для СМИ, о том, что невозможно без изменения политики одним пиаром перевернуть все, остались проигнорированы. Удивляясь, почему западные политтехнологи не могут надавить или подкупить журналистов, Кремль зачем-то продолжал методично тратить на бесполезные для себя пиар-советы кучу денег вплоть до самого последнего момента. До боли знакомая картина разбазаривания госсредств. И тотальная нестыковка русского и западного менталитетов.

В остальном книга Роксборо — скрупулезное описание истории путинской России. Точнее, тщательный замес общеизвестных фактов и стенограмм с эксклюзивными кусочками разговоров самого автора с ньюсмейкерами и малоизвестными деталями международных встреч и переговоров. Среди них попадаются истинные бриллианты.

Чего стоит, например, прекрасная история о том, как президент Грузии Эдуард Шеварднадзе во время «революции роз», не так поняв российского министра иностранных дел Игоря Иванова, взял да и ушел в отставку, вместо того чтобы предложить досрочные парламентские выборы.

Не страдая ни «стокгольмским синдромом», ни примитивизмом «непримиримого критика», Роксборо взвешен и местами даже зануден. Начав с истории того, как молодой Путин, став президентом, делает множественные реверансы Западу и дружеские жесты в адрес НАТО, описатель постепенно доходит до времен мюнхенской речи и ожесточения вокруг ПРО. В тотальном недопонимании двух миров виноваты оказываются обе стороны: Запад не просто проигнорировал раннего Путина, но и, напротив, начал недальновидное наступление на него – с расширением НАТО и усилением противоракетной обороны у рубежей России. Сам же Путин построил стену из комплексов, опасений и параноидальных мыслей о кольце врагов. И решить эту проблему смогут, видимо, уже только следующие поколения политиков.

Книга рекомендуется как системное пособие по истории путинской России для начинающих. В смысле для тех, кто пропустил последние 12 лет своей политической жизни.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!»
В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!», приуроченная к 75-летию музея Владимира Маяковского: сам поэт представлен здесь в роли идейного вдохновителя и соавтора нескольких художников, которые в 1920–30-е годы с увлечением работали в технике фотомонтажа. История раннесоветского авангарда неплохо сегодня изучена и преподнесена публике в разных видах. Причем не только отечественной, но и между...
  (читать дальше)

«Жить, чтобы рассказывать о жизни» Габриэля Гарсиа Маркеса
В своей книге «Жить, чтобы рассказывать о жизни», вышедшей на русском языке, Габриэль Гарсиа Маркес вместо обещанных мемуаров представил роман в стиле «магического реализма». В бурные последние месяцы имя Габриэля Гарсиа Маркеса у всех на слуху. И дело здесь, конечно, не во всплывшем в интернете фальшивом прощальном письме колумбийского писателя, появившемся еще в 2000 году, и уж тем более – не в...
  (читать дальше)

«Восьмерка» Захара Прилепина
Вышла новая книга Захара Прилепина «Восьмерка», восемь аккуратных маленьких повестей о взрослении, в котором нет больше ничего симпатичного и волнующего. После романа «Санькя» о Прилепине начали говорить неприлично много, поклонники радовались остроте и подвижности прозы, ее пацанскому очарованию и конкретному политическому применению, противники – за это же осуждали. Прилепина успели обозвать «н...
  (читать дальше)

Роман «Захват Московии» Михаила Гиголашвили
Вышел роман «Захват Московии» Михаила Гиголашвили – необъявленное продолжение нашумевшей книги «Чёртово колесо» трехлетней давности, только вместо криминального Тбилиси конца 1980-х местом действия становится Москва 2009-го. В 2009 году вышел роман Михаила Гиголашвили «Чёртово колесо» о криминальном Тбилиси конца 80-х – и неожиданно превратил немолодого уже писателя с немаленьким списком публикац...
  (читать дальше)

Умер Тонино Гуэрра
В среду, 21 марта, в возрасте 92 лет скончался итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра. Всего пять дней назад, 16 марта, сценаристу, поэту, художнику Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. А сегодня пришли сообщения о его смерти. Дата и время похорон пока не определены. Сценарист Тонино Гуэрра, можно сказать, написал весь итальянский неореализм: дебютировав в 1953 году, он работал с Дам...
  (читать дальше)

Интервью Владимира Шухова, главы фонда им. Шухова
Глава фонда им. Шухова, правнук архитектора Владимира Шухова рассказал «Газете.Ru», почему башню на Шаболовке легче снести, чем ремонтировать, и что нужно сделать, чтобы башня могла привлекать туристов. 19 марта исполнилось 90 лет знаменитой Шуховской башне – первой российской телерадиовышке на Шаболовке, ставшей одним из символов Москвы. Накануне юбилея правнук и тезка великого инженера Владимир...
  (читать дальше)

Выставка-презентация «Национальная портретная галерея» в Государственном историческом музее
В Историческом музее открылась выставка-презентация «Национальная портретная галерея», которая должна послужить прообразом будущего музея с таким названием. На первых порах музей будет виртуальным: заявлено о создании соответствующего сетевого проекта и мультимедийного портала. А в офлайне реализована та самая выставка-презентация, призванная обозначить движение вперед. Три музея – Исторический, ...
  (читать дальше)

Вручены литературные антипремии «Абзац» за 2011 год
Вручены литературные антипремии «Абзац» за 2011 год: лауреатами стали только переводные издания, а главный приз получил русский перевод книги британского специалиста по компьютерным гаджетам. В рамках проходящей выставки-ярмарки «Книги России» прошла церемония вручения литературных антипремий «Абзац» за самые сомнительные достижения книжного бизнеса в 2011 году. Главный антиприз «Полный Абзац» по...
  (читать дальше)

Интервью главного редактора Art Newspaper Russia
С апреля в России начнет ежемесячно выходить The Art Newspaper Russia – отечественная версия знаменитой газеты об изобразительном искусстве. Ее главный редактор арт-критик Милена Орлова рассказала «Парку культуры» о том, какой будет политика издания, на какие темы и сюжеты редакция намерена делать ставку, как мировые арт-новости сопрягутся с национальными. – Расскажите для начала о самом этом бре...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)