вторник, 17 апреля 2012 г.

В Москве вручили «Золотые маски»

В Москве вручили «Золотые маски»В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена.

Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок и эпатажен, однако на этот раз она усмирила свой нрав: закрытие «Маски» было на редкость простым и аскетичным. Объявление номинантов и лауреатов перемежалось лишь несколькими музыкальными номерами, а единственным нетривиальным ходом было помещение части музыкантов оркестра, игравших туш, на верхнем ярусе в зрительном зале.

Важно, что благодаря этой строгости вечеру удалось избежать двух опасных граней для мероприятия с подобным статусом – и чрезмерного капустнического угара, и елейных речей, полных официоза и пафоса.

Таким образом, зрителей церемонии ничто не отвлекало от результатов премии, и именно они подарили главные неожиданности. Уже начало «Маски» обернулось небольшим скандалом –

ни в одной из четырёх номинаций в категории «Оперетта/мюзикл» премию было решено не присуждать.

И выяснялось это постепенно, по мере открытия конвертов: каждый раз объявлявшие лауреатов впадали во всё большее недоумение, а выносившие премию мужчины во фраках один за другим уходили со сцены, так ничего и не вручив.

Впрочем, в остальных своих решениях музыкальное жюри под руководством ректора ГИТИСа Карины Мелик-Пашаевой оказалось довольно консервативным. В опере были проигнорированы самые радикальные режиссёрские работы, и «Золотому петушку» Кирилла Серебренникова в Большом театре досталась только премия за лучшую работу художника по свету (Дамир Исмагилов, получивший её и в области драмы), а «Мёртвым душам» Василия Бархатова в Мариинке – за лучшую сценографию (Зиновий Марголин). Многих удивило то, что лучшим режиссёром был признан руководитель Детского музыкального театра имени Сац Георгий Исаакян за «Любовь к трём апельсинам». А вот победа в номинации «Лучший спектакль в балете» одноактовки «За вас приемлю смерть/Por vos muero», поставленной в Музыкальном Театре Станиславского и Немировича-Данченко испанским хореографом Начо Дуато, который недавно возглавил балетную труппу питерского Михайловского театра, была вполне предсказуема.

Вручение премий в области драмы родило гораздо больше сенсаций. Все началось с выхода художника-перформера Олега Кулика, который объявлял победителя конкурса «Эксперимент». Иронизируя над казусом с опереттой, он под ропот зала посетовал, что называл лауреата не в этой номинации,

потому что тогда бы присудил приз лучшей опереточной группе года «Pussy Riot». Надо ли говорить, что в телеверсию церемонии, показанную каналом «Культура» сразу по её окончании, этот момент не вошёл.

Лауреатом же «Эксперимента» стал спектакль «Театра.doc» «Зажги мой огонь…». Документальный театр, существующий в крохотном подвале, получает «Маску» в этой номинации второй раз – первый был 8 лет назад, когда приз вручили уже легендарному «Кислороду» Виктором Рыжаковым по тексту Ивана Вырыпаева. Постановку «Зажги мой огонь…» режиссёр Юрий Муравицкий создавал вместе с актёрами и драматургом Сашей Денисовой, отталкиваясь от биографий рок-звёзд Джима Моррисона, Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин и помещая их в реальные обстоятельства жизни занятых в спектакле артистов – производя опыт, очень редкий для российской сцены.

Следующий вздох изумления раздался в зале, когда объявили лучшую актрису сезона – ей всего в третий раз за всю историю премии стала актриса, работающая за пределами Москвы и Петербурга. Светлана Замараева сыграла актрису Кручинину в «Без вины виноватых» Екатеринбургского ТЮЗа. По замыслу режиссёра Григория Дитятковского,

весь спектакль одержимая театром героиня существует по сценическим законам XIX века – то есть говорит с нарочитой неестественностью, заламывает руки и бурно артикулирует каждое слово.

Такая трактовка может вызывать вопросы, но Замараева в этих условиях, невыносимо сложных для современной актрисы, существует виртуозно.

Одно из немногих ожидаемых и вместе с тем неожиданных решений драматического жюри – присуждение премии за лучшую работу режиссёра Юрию Бутусову, поставившему «Чайку» в Сатириконе, один из главных хитов прошлого московского сезона, спектакль одновременно безбашенный и исповедальный. Сомнений, что у «Чайки» будет «Маска», почти не было – интрига заключалась в том, в какой номинации. То, что приз дали Бутусову лично и именно в режиссерской категории, имеет для него принципиальное значение. «Маску» в такой же категории он уже получал 13 лет назад, за «В ожидании Годо», один из первых своих спектаклей.

Тогда это выглядело авансом молодому режиссёру, а сейчас новая премия стала для Бутусова символом его перехода в разряд зрелых и сильных мастеров.

Главными сенсациями «Маски» стали лауреаты основных номинаций драматического театра. Лучшим спектаклем малой формы признали идущих на «Винзаводе» «Отморозков» Кирилла Серебренникова – и этот факт важен сразу во многих отношениях. Во-первых, национальную театральную премию получила постановка по мотивам «Саньки» Захара Прилепина, говорящая иносказательно о нацболах и впрямую перекликающаяся с политическими событиями последних месяцев. Во-вторых,

это первый в истории «Маски» случай победы студенческого спектакля («Отморозков» играют ученики Серебренникова, которые сейчас заканчивают 4-ый курс Школы-студии МХАТ).

В-третьих, Серебренников, поставивший в Москве больше 20 спектаклей и во многом сформировавший лицо русского театра последнего десятилетия, «Золотую маску» до сих пор не получал ни разу.

Ну и, наконец, «Золотую маску» большой формы (считающейся главной номинацией конкурса) дали «Счастью» Андрея Могучего в Александринском театре – чего, кажется, предугадать не мог вообще никто.

Взяв за основу «Синюю птицу» Метерлинка, Могучий создал детский спектакль, существующий в эстетике современного искусства, похожий на японскую анимацию и компьютерную игру в одном лице. Вполне каноническое по своим смыслам, по форме «Счастье» - такой дикий авангард, который ещё недавно для «Маски» был мыслим только в рамках конкурса «Эксперимент».

Жюри театра драмы на «Золотой маске» (в этом году его возглавлял художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас) пошло ва-банк. Конечно, радикальные постановки получали премию уже не единожды, но всегда это было скорее исключением, чем правилом.

Теперь, когда лауреатами «Маски» стали Серебренников, Могучий и Бутусов, а постоянные обладатели премии, обласканные всеми критиками Лев Додин и Сергей Женовач, остались без наград – и это выглядит серьёзным жестом.

Вердикт жюри как бы исправил историческую несправедливость и подытожил развитие российского театра за долгий период. Итоги «Золотой маски» этого года стали окончательным признанием поколения, начинавшего в 1990-е и 20 лет проходившего в «молодых режиссёрах». Очевидно, что именно три названных постановщика сейчас во многом определяют весь наш театральный процесс. Они ушли с обочины и сделались мейнстримом, при этом не утратив собственного стиля, а скорее наоборот, в полной мере обретя место в искусстве и получив право ни в чём не ограничивать свою свободу. А новая смена – уже не за горами.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)

Скончался артист театра и кино Александр Пороховщиков
В ночь на 15 апреля на 74-м году жизни скончался народный артист России, актер театра и кино, режиссер Александр Пороховщиков. Он будет похоронен рядом с матерью в среду, 18 апреля, а прощание пройдет в московском Театре имени Пушкина. Александр Пороховщиков мог стать кем угодно. Мог врачом, пойдя по стопам отца – если бы не ушел из медицинского института, проучившись там два года; или пойти в ко...
  (читать дальше)

Алла Пугачева построит свой Театр песни в Петербурге
Алла Пугачева представила концепцию своего Театра песни, который начнут строить в Петербурге до конца текущего года. Проект здания высотой 70 метров на Васильевском острове может вызвать протесты градозащитников. Алла Пугачева в пятницу представила в Петербурге проект строительства своего Театра песни – масштабного культурного центра в устье реки Смоленки на Васильевском острове. Перед встречей ж...
  (читать дальше)

Спектакль Андрея Могучего «Счастье» на «Золотой маске»
«Золотая маска» в этом году может достаться детскому спектаклю – радикально переделанной режиссером Андреем Могучим «Синей птице», которую Александринский театр в эти выходные показал московскому зрителю. Не переименовать пьесу Метерлинка было нельзя: пока «Синяя птица» долетела до премьеры, от нее остались разве что перышки, да и то не синие. Андрей Могучий и его соавтор Константин Филиппов в пр...
  (читать дальше)

Олег Меньшиков возглавил театр им. Ермоловой
В московском театре Ермоловой смена поколений: его художественным руководителем будет актер и режиссер Олег Меньшиков, сообщили на встрече с журналистами нынешний худрук театра 82-летний Владимир Андреев и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. Кандидатуру Меньшикова предложил сам Андреев. «В этом решении поддерживают меня все – и ермоловцы тоже; потерять меня они не хотят, но поддержи...
  (читать дальше)

Гастроли Мариинского балета на фестивале «Золотая маска»
На Новой сцене Большого театра открываются гастроли балета Мариинского театра, которые пройдут в рамках фестиваля «Золотая маска». В программе полнометражный «Парк» и тройка одноактных балетов. «Парк», который покажут в Большом в среду и четверг, поставлен французским хореографом, выходцем из Албании Анжленом Прельжокажем. Это перенос спектакля 1994 года, сделанного им в Париже. И национальность...
  (читать дальше)

Премьер провел совещание в Саратове по проблемам в музейной отрасли
Премьер-министр Владимир Путин встретился с музейными директорами: музеи получили подарки в виде зданий и фондохранилищ и 67 млрд рублей на ближайшие шесть лет. А догонять Запад по посещаемости музейному сообществу помогут школьники. До 2018 года российские музеи получат от государства 67 млрд рублей, пообещал премьер-министр РФ Владимир Путин их директорам на встрече, прошедшей вчера вечером в ...
  (читать дальше)

На «Золотую маску» с гастролями приехал Михайловский театр
В Москве начинаются гастроли петербургского Михайловского театра. До 4 апреля он будет выступать на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Покажут четыре балета и одну оперу. К энергичному и амбициозному директору Михайловского театра Владимиру Кехману относятся по-разному. Но есть вещи, которые можно поставить ему в неоспоримую заслугу. И прежде всего факт: в после...
  (читать дальше)

В Музыкальном театре выпустили оперу Прокофьева «Война и мир»
Премьера оперы «Война и мир» прошла в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Постановка эпопеи приурочена к 200-летию войны с Наполеоном. Все помнят, каков объем романа Льва Толстого. Для либреттиста (вторая жена Прокофьева Мирра Мендельсон) было сложно сделать выбор - что взять в оперу, а что не брать, и в каких пропорциях? Решение подсказывала эпоха создания ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)