воскресенье, 8 апреля 2012 г.

В Москве побывал Френсис Форд Коппола

В Москве побывал Френсис Форд КопполаВ Москве побывал Френсис Форд Коппола – режиссер прилетел в Москву представить зрителям свой фильм «Между», ответить на вопросы начинающих кинематографистов и поговорить о кино с уже состоявшимися российскими режиссерами. Корреспондент «Газеты.Ru» провел день, наблюдая за встречами и разговорами легенды американского кино в Москве.

Отведенный под общение с публикой день был расписан как трехактная разговорная пьеса. Утром на пресс-конференции корреспонденты каналов и газет задают вопросы про пребывание в столице, смысл нового фильма и творческие планы. Днем в рамках мастер-класса в формате «вопросы и ответы» пытливые юные кинематографисты обращаются за профессиональными советами. Ближе к вечеру уже состоявшиеся российские режиссеры садятся с коллегой за круглый стол и разговаривают вроде бы на равных. Это в сценарии — на практике вышло не совсем так: в финале встречи вспоминался визит булгаковского «иностранца».

Пресс-конференция ожиданий не обманула. Помимо прочего, режиссера спросили про винный бизнес (Коппола занимается виноделием в Калифорнии) и про гастрономические открытия в Москве (гость вспомнил, как еще во времена СССР от советской диеты его спас визит в грузинский ресторан).

Мастер-класс начался бодрее. Модератор встречи, ведущий канала «Культура» Юлиан Макаров решил изящно зайти с вопроса про роль Эдгара По в жизни гостя: призрак писателя, премию имени которого Коппола получил как-то раз в молодости, появляется в фильме «Между». Напомнив, что Эдгар По для американцев (и не только для них, хочется верить) – не автор страшилок, а один из главных писателей и реформаторов американской и мировой литературы, Коппола уточнил, что хоть и простужен, ничто так его не радует, как общение с молодежью. Особенно с молодыми кинематографистами, которых и попросил задавать вопросы, ответы на которые помогут в профессии.

Коппола рассказывал про то, что работа с малой формой учит рассказывать истории, выстраивать взаимодействие персонажей, работать вплотную с актерами, которых в коротком метре редко бывает больше трех.

Про то, что «жизнь художника — сплошные сомнения», выражающееся в стонах «аааа, я не знаю, что делать!». Даже когда ты уже снял «Крестного отца». Особенно, когда ты уже снял «Крестного отца». Про то, что снимать нужно кино, которое тебе интересно без оглядки на представления о спросе. Про творческую семью, которая заменила кинообразование ему и его детям.

Избежать эффекта дежа вю не удалось: про вино пришлось отшучиваться по второму кругу, плюс с подачи ведущего слово в слово повторить утреннюю тираду про то, что 3D с очками это никакая не новая технология, а старье из его детства. К тому же неудобная для человека, который каждый день носит очки: надевать еще одну пару поверх собственной это уже чересчур. В общем, будущее не может быть за такой неудобной штукой.

Будущее, по Копполе, в том, что когда кино существует не на пленке, а в виде цифровых файлов, то кинорежиссер может уподобиться оперному дирижеру или композитору из прошлого. Зарабатывать деньги, гастролируя с фильмом и внося изменения в собственное произведение. Мол, вот едет он показывать фильм куда-то и смотрит на реакцию зрителей — где ахнут, где рассмеются — а потом можно и перемонтировать на ходу. Необязательно рассматривать картину, как завершенный продукт.

Всеобщее оживление случилось, когда в ответ на вопрос о работе над музыкой в кино, Коппола сообщил, что сам больших форм не пишет, хоть его папа и композитор, но для внучек песни сочиняет и исполняет. Аудитория потребовала доказательств, но Коппола не запел вживую, а попросил принести его iPad и нажал кнопку «play». Публика была благодарна не хуже родных чад.

Когда отведенное на эту часть программы время истекло, импровизированный наставник посетовал на то, что в итоге практически ориентированных вопросов было, все-таки, маловато. Оставалось надеяться на третий акт.

За круглым столом собрались Александр Миндадзе, Николай Хомерики, Сергей Лобан, Петр Буслов, Павел Бардин, Андрей Прошкин, Анна Меликян, Андрей Стемпковский, Александр Атанесян, Борис Хлебников, кинокритик Евгений Гусятинский в качестве модератора и финансист Гор Нахапетян.

Коппола начал беседу с проблем дистрибуции, помянув, что поработал и в голливудской системе больших студий, и в независимом кино, и в совсем уж самодеятельном — в том смысле, что последние три снял на собственные деньги. От вопросов дистрибуции гость перешел к проблемам искусства и того, как современное коммерческое кино портит зрителей. Они же как дети: если кормить их тортами и конфетами, вкус не формируется. Об этом на мастер-классе тоже шла речь. Собеседники слушали.

На десятой минуте кто-то спросил, правда ли что Коппола показывает теперь фильмы, а потом вносит в них изменения в соответствии с реакцией зрителей. Режиссер слово в слово повторил произнесенные парой часов ранее речи про новое старое 3D и про режиссера, как гастролирующего музыканта. Вспомнил, как на заре кинопоказов зрители живо реагировали на прибытие поезда, — теперь предпочитают спорт, как более живое действо.

А звуковое кино, продолжал Коппола, пришло слишком быстро: в немом кино делались интересные вещи... Но кино все еще молодое искусство, которое не должно зайти в тупик. Если уж в литературе в XX веке продолжались эксперименты, то уж в кино-то как не рисковать?

Даже если в индустрии процветает контроль, насаждающий неразвитость вкуса, нужно предлагать попробовать что-то новое. Собеседники слушали и готовились вступить в разговор.

Хомерики подал реплику про то, что как-то в детстве попробовал пиво и оно ему сильно не понравилось. Гор Нахапетян вступил в разговор с короткой речью про кризис лидерства и спросил, кто сейчас герой завтрашнего дня, достойный того, чтобы о нем сняли фильм. Коппола предложил подождать лет 20–30, чтобы узнать ответ на этот вопрос, и обозвал политических лидеров манипуляторами, недостойными роли «героев». Но ни об истинных героях, ни о вопросах и высказываниях, вызревавших в головах тех, кого собрали за круглым столом, узнать было не суждено. Из воздуха материализовалась ассистентка иностранца и в третий раз объявила о надвигающейся снежной буре. «Пора», — сказал гость и поспешил на самолет, чтобы успеть покинуть раскинувшийся за рекою город. Собеседники, большая часть которых так и не произнесла ни слова, расходились.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Интервью кинорежиссера Николая
Режиссер фильма «Сердца бумеранг» Николай Хомерики рассказал «Газете.Ru» о сократическом методе в сценарном деле, о рождении картины на монтаже и том, почему его герой живет в Москве, а работает в Петербурге Фильм «Сердца бумеранг», в прошлом году участвовавший в конкурсе Московского кинофестиваля, вышел в прокат на единственном экране в кинотеатре «Пионер». Именно там можно будет посмотреть крас...
  (читать дальше)

Интервью создателей фильма «Сфера колдовства»
Создатели фильма «Сфера колдовства» рассказали «Газете.Ru» о том, где в кино пересекаются художественное и научное, кино и биология, маленький мир одного пруда и большой мир детства. Французские биологи-кинематографисты Клод Нуридзани и Мари Перенну стали известны, когда сняли медитативный фильм о жизни насекомых «Микрокосмос». Продюсером был Жак Перрен, но пути натуралистов от кино разошлись: по...
  (читать дальше)

Интервью Гарета Эванса, автора индонезийского фильма «Рейд»
В прокат выходит «Рейд» — лихой боевик про штурм небоскреба индонезийским спецназом, сделанный режиссером британского происхождения с оглядкой на достижения корейских и гонконгских мастеров жанра Валлиец Гарет Эванс отучился в киношколе, снял малобюджетный хоррор про подземный переход с датскими артистами, а потом вдруг обнаружился в Индонезии. Там режиссер сначала отметился местным хитом «Мерант...
  (читать дальше)

«Жить, чтобы рассказывать о жизни» Габриэля Гарсиа Маркеса
В своей книге «Жить, чтобы рассказывать о жизни», вышедшей на русском языке, Габриэль Гарсиа Маркес вместо обещанных мемуаров представил роман в стиле «магического реализма». В бурные последние месяцы имя Габриэля Гарсиа Маркеса у всех на слуху. И дело здесь, конечно, не во всплывшем в интернете фальшивом прощальном письме колумбийского писателя, появившемся еще в 2000 году, и уж тем более – не в...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Гнев титанов»
В прокат выходит «Гнев титанов» — продолжение «Битвы титанов», в котором Персей вынужден помогать греческим богам в усмирении главного узника Тартара. Победив в прошлой серии Кракена и похоронив между фильмами жену, Персей (Сэм Уортингтон) растит сына вдали от воинской суеты. Статусу царствующего полубога он предпочел мирный удел рыбака и учит дитя не махать мечом, а ставить сети. Увы, от родстве...
  (читать дальше)

«Дирижер» Павла Лунгина в прокате
В прокат выходит фильм Павла Лунгина «Дирижер» — притча о том, что врать себе нехорошо, вдохновленная духовной музыкой. Вокруг прославленного дирижера Владислава Петрова (Владас Багдонас, фантастической мощи артист вильнюсского театра Meno Fortas) бурлят профессиональные и личные страсти. На носу гастроли в Иерусалиме, где оркестр с хором должны исполнить «Страсти по Матфею» епископа Иллариона (...
  (читать дальше)

Умер Тонино Гуэрра
В среду, 21 марта, в возрасте 92 лет скончался итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра. Всего пять дней назад, 16 марта, сценаристу, поэту, художнику Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. А сегодня пришли сообщения о его смерти. Дата и время похорон пока не определены. Сценарист Тонино Гуэрра, можно сказать, написал весь итальянский неореализм: дебютировав в 1953 году, он работал с Дам...
  (читать дальше)

«Белоснежка: месть гномов» в прокате
В российский прокат вышла сказка Тарсема Сингха «Белоснежка: месть гномов», очень современная сказка о барышне, белой как снег, румяной как кровь и чернявой как черное дерево Белоснежка, типичная принцесса, с хорошеньким кукольным личиком и идеальными манерами (Лили Коллинз) скромно живет в королевском замке, мечтает о любви, скучает по потерянному отцу и общается исключительно с залетающими к не...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)