среда, 18 апреля 2012 г.

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел расколЧасть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона.

Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмиле Цишковской. Их обвиняют в агрессивном внедрении новой политики, свершившихся и готовящихся увольнениях, отсутствии должного внимания к актерам труппы и наводнении театра людьми со стороны.

«Мы находимся в ситуации раскола: у нас нет труппы, мы не репертуарный театр, однако ситуация у нас такая же, какой она могла быть именно в таком театре», – констатировал на общем собрании коллектива 17 апреля Угаров.

На прошлой неделе на сайте «Трибуна Общественной палаты РФ» появилось обращение двадцати сотрудников Центра (без конкретных имен); эти претензии на собрании повторил актер и режиссер Григорий Данцигер. Конфликты в труппах московских театров возникали едва ли не ежемесячно, но, в отличие от противостояний в Театре на Таганке или в театре им. Маяковского, где сходились либо старая и новая системы, либо творческая и хозяйственная части, в ЦДР ситуация иная.

Центр драматургии и режиссуры создали в 1999 году прославленные отечественные драматурги Алексей Казанцев и Михаил Рощин. ЦДР часто называли «площадкой молодняка»: фактический руководитель театра Казанцев сознательно и упорно ставил на новые имена в режиссуре и драматургии.

Именно там увидели сцену постановки «Шопинг&Fucking» и «Откровенные полароидные снимки» по пьесам Марка Равенхилла, «Пластилин» по одноименному сочинению Василия Сигарева, ставший московским дебютом Кирилла Серебренникова; для Центра писали пьесы Михаил Угаров, Максим Курочкин, Елена Исаева и многие другие ныне знаменитые драматурги. Центр стал колыбелью российской «новой драмы» и местом, в котором выросло новое поколение театральных деятелей. К постановкам привлекались артисты репертуарных театров, которым хотелось расширить собственные рамки (так в Центр пришли Вадим и Григорий Данцигеры, Артем Смола, Ирина Гринева, Александр Усов, Владимир Скворцов, Ольга Лапшина, Максим Аверин, Алексей Багдасаров), и режиссеры – Григорий Данцигер, Ольга Субботина, Михаил Угаров, Владимир Панков. Среди громких тогдашних премьер «Пленные духи» по пьесе братьев Пресняковых, «4.48» по Саре Кейн, «Трансфер» по тексту Максима Курочкина, «Облом off» Угарова по собственной пьесе, а также спектакль-лаборатория «Москва – открытый город». Одним из активных деятелей Центра стала режиссер Ольга Субботина - на этой сцене она поставила «Шопинг&Fucking», «Ощущение бороды», «Половое покрытие».

После смерти Алексея Казанцева в 2007 году в ЦДР был учрежден художественный совет, принимавший решения о запуске спектаклей. В 2010 году совет возглавил Михаил Угаров.

Центр получил два новых помещения – на Беговой улице и на Ленинградском шоссе – и превратился из частного театра в муниципальное учреждение культуры.

В 2011 году худруком был назначен глава, который упразднил худсовет и радикально изменил репертуарную политику:

вместо заказа и приема спектаклей он ввел систему мастерских-лабораторий, на которых театральные деятели любого возраста и уровня, от самых молодых до опытных профессионалов, могли представлять свои новые проекты в виде эскизов.

Отбирал спектакли экспертный совет, который заменил прежний худсовет; среди экспертов были именитые театральные деятели, режиссеры и театроведы.

Недовольная нововведениями, Субботина обратилась в департамент культуры Москвы с просьбой разобраться в ситуации в театре, а затем появилось и вышеупомянутое открытое письмо. На собрании проявилась и суть противостояния:

одна сторона выступает за сохранение сложившегося коллектива, другая – за внедрение новых методов работы и постоянное привлечение молодых имен, а также окончательное превращение Центра из театра в классическом его понимании в площадку для реализации проектов;

по такому принципу работает другой московский муниципальный театр – «Практика».

Труппы как таковой по факту в ЦДР действительно не существует: все упомянутые актеры, как правило, продолжали и продолжают работать по основному месту работы, совмещая свою занятость со спектаклями Центра. Часть из них, правда, была формально принята в штат еще при Казанцеве (на основе чисто человеческих договоренностей, как рассказал «Газете.Ru» один из сотрудников аппарата театра), и, таким образом, в ЦДР оказалось много артистов, которые просто получают там зарплату, не делая ничего или выходя на сцену раз в месяц и реже.

В коллектив театра также были приняты актеры театра «Вернисаж»: это было негласным условием, на котором прежние московские культурные власти передавали Центру нынешнее здание на Беговой улице, где ранее размещался «Вернисаж».

Всего в штате ЦДР оказалось более двухсот человек.

Свой взгляд на этот счет у другой стороны: Ольга Субботина называет труппой театра общность актеров, принимавших участие в спектаклях центра при Алексее Казанцеве.

«Мы выступаем за то, чтобы работа велась на базе исторически сложившегося коллектива Центра, и против агрессивного внедрения эскизной формы работы. Мы считаем, что необходимо делать упор на законченные спектакли», – рассказал Субботина «Газете.Ru».

«Субботина довольно долго руководила театром», – рассказал «Газете.Ru» один из старейших сотрудников постановочной части, «и по крайней мере значительную часть своего срока была, скажем так, не особенно активна. Театр начал хиреть, говорить и писать о нем стали меньше. И сказать, что она продолжала дело Алексея Казанцева, я не могу. Я по-человечески понимаю артистов, которые идут за ней: всем хочется остаться в том театре, где они в свое время взлетели, идентифицировать себя с ним. Но Центр всегда ставил на молодых и был экспериментальной площадкой».

Эту же мысль высказал и Угаров.

«Центр драматургии и режиссуры исчез с театральной карты Москвы, – сообщил худрук на собрании. – Моя задача – вывести Центр снова в хедлайнеры московской театральной жизни. Именно для этого были придуманы мастерские, чтобы Центр снова стал источником новых имен и новых спектаклей».

В разговоре с «Газетой.Ru» Угаров выразился более определенно:

«Мне видится, что Ольга Субботина сознательно идет на разделение театра.

Ей, вероятно, кажется, что в результате государство рассудит по принципу «и нашим и вашим» и она вместе со своими сторонниками получат какие-то преференции».

Впрочем, пока что ничто на это не указывает: как заявила представитель столичного департамента культуры Наталья Дрожникова, городские власти (учредитель Центра) рассматривают его только как проектную площадку и не собираются наделять ЦДР «полномочиями репертуарного театра». По её словам, регулярные проверки не выявили никаких нарушений законодательства, но при этом штатное расписание не соответствует рабочему плану – и в ведомстве от руководства театра ожидают принятия мер.

Замруководителя департамента Евгения Шерменева (в ее ведении находятся театры) сообщила, что ждет от «восставшей» части труппы конкретных предложений по развитию театра и его репертуара, оформленных в виде концепции. Но ответственность за принятие окончательных решений по сложившейся ситуации Шерменева возложила на нынешнее руководство театра, сообщив, что меры должны быть приняты до конца театрального сезона.

Она заявила, что в противном случае департаменту придется вмешаться и «оргпоследствия для ЦДР могут быть любыми».

В разговоре с «Газетой.Ru» Шерменева обратила внимание на обстоятельство, которое может быть ключевым в истории с труппой ЦДР: с июля этого года все бюджетные учреждения культуры городского подчинения перейдут с так называемой «единой тарифной сетки» на срочные контракты сроком от одного до трех лет (как того требует 83-ФЗ).

Для самих театров это будет означать, что деньги из городского бюджета им будут выделяться без разделения по статьям – и уже не представители власти, а сами театры будут решать, на что их потратить. Для актеров введение таких контрактов будет означать, что их заработок будет находиться в прямой зависимости от количества проделанной работы – репетиций и сыгранных спектаклей. А зарплата художественных и административных руководителей театров будет напрямую увязана с тем, насколько эффективно работают их коллективы. Необходимость вмешиваться в эти конфликты Шерменева объяснила большим количеством «недоразумений, доставшихся от прежнего руководства, которые (департаменту культуры – «Газета.Ru») приходится разгребать сейчас».

Возможно, волнения артистов Центра Казанцева связаны именно с этим переходом, тем более что некоторым артистам директор ЦДР Людмила Цишковская предложила именно такую форму работы. При этом куда большие основания для волнений имеет нынешний худрук театра Михаил Угаров, чей контракт заканчивается летом нынешнего года: если ему не удастся разрешить конфликт до этого срока, его будущее в Центре драматургии и режиссуры может оказаться под вопросом.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)

Скончался артист театра и кино Александр Пороховщиков
В ночь на 15 апреля на 74-м году жизни скончался народный артист России, актер театра и кино, режиссер Александр Пороховщиков. Он будет похоронен рядом с матерью в среду, 18 апреля, а прощание пройдет в московском Театре имени Пушкина. Александр Пороховщиков мог стать кем угодно. Мог врачом, пойдя по стопам отца – если бы не ушел из медицинского института, проучившись там два года; или пойти в ко...
  (читать дальше)

Алла Пугачева построит свой Театр песни в Петербурге
Алла Пугачева представила концепцию своего Театра песни, который начнут строить в Петербурге до конца текущего года. Проект здания высотой 70 метров на Васильевском острове может вызвать протесты градозащитников. Алла Пугачева в пятницу представила в Петербурге проект строительства своего Театра песни – масштабного культурного центра в устье реки Смоленки на Васильевском острове. Перед встречей ж...
  (читать дальше)

Спектакль Андрея Могучего «Счастье» на «Золотой маске»
«Золотая маска» в этом году может достаться детскому спектаклю – радикально переделанной режиссером Андреем Могучим «Синей птице», которую Александринский театр в эти выходные показал московскому зрителю. Не переименовать пьесу Метерлинка было нельзя: пока «Синяя птица» долетела до премьеры, от нее остались разве что перышки, да и то не синие. Андрей Могучий и его соавтор Константин Филиппов в пр...
  (читать дальше)

Олег Меньшиков возглавил театр им. Ермоловой
В московском театре Ермоловой смена поколений: его художественным руководителем будет актер и режиссер Олег Меньшиков, сообщили на встрече с журналистами нынешний худрук театра 82-летний Владимир Андреев и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. Кандидатуру Меньшикова предложил сам Андреев. «В этом решении поддерживают меня все – и ермоловцы тоже; потерять меня они не хотят, но поддержи...
  (читать дальше)

Гастроли Мариинского балета на фестивале «Золотая маска»
На Новой сцене Большого театра открываются гастроли балета Мариинского театра, которые пройдут в рамках фестиваля «Золотая маска». В программе полнометражный «Парк» и тройка одноактных балетов. «Парк», который покажут в Большом в среду и четверг, поставлен французским хореографом, выходцем из Албании Анжленом Прельжокажем. Это перенос спектакля 1994 года, сделанного им в Париже. И национальность...
  (читать дальше)

Премьер провел совещание в Саратове по проблемам в музейной отрасли
Премьер-министр Владимир Путин встретился с музейными директорами: музеи получили подарки в виде зданий и фондохранилищ и 67 млрд рублей на ближайшие шесть лет. А догонять Запад по посещаемости музейному сообществу помогут школьники. До 2018 года российские музеи получат от государства 67 млрд рублей, пообещал премьер-министр РФ Владимир Путин их директорам на встрече, прошедшей вчера вечером в ...
  (читать дальше)

На «Золотую маску» с гастролями приехал Михайловский театр
В Москве начинаются гастроли петербургского Михайловского театра. До 4 апреля он будет выступать на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Покажут четыре балета и одну оперу. К энергичному и амбициозному директору Михайловского театра Владимиру Кехману относятся по-разному. Но есть вещи, которые можно поставить ему в неоспоримую заслугу. И прежде всего факт: в после...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)