понедельник, 9 апреля 2012 г.

Спектакль Андрея Могучего «Счастье» на «Золотой маске»

Спектакль Андрея Могучего «Счастье» на «Золотой маске» «Золотая маска» в этом году может достаться детскому спектаклю – радикально переделанной режиссером Андреем Могучим «Синей птице», которую Александринский театр в эти выходные показал московскому зрителю.

Не переименовать пьесу Метерлинка было нельзя: пока «Синяя птица» долетела до премьеры, от нее остались разве что перышки, да и то не синие. Андрей Могучий и его соавтор Константин Филиппов в процессе работы над инсценировкой не просто раскурочили список действующих лиц, но и сюжет изменили до неузнаваемости. Да, Тильтиль и Митиль по-прежнему гоняются за ускользающей от них птицей, но за последние 100 лет, прошедшие с момента написания пьесы, мир пернатых явно подвергся серьезным мутациям. Это больше не символ счастья завтрашнего дня. Птица из спектакля Александринки совсем-совсем другой породы: авторы приравняли ее к человеческой душе, которая перелетает из тени в свет (когда рождается) и обратно (когда умирает).

Если уж кому и переименовывать «Синюю птицу» в «Счастье», то явно не Андрею Могучему. Скорее, Константину Сергеевичу Станиславскому, если бы у него вдруг возникло такое желание и когда бы он еще нуждался в чьих-то советах. Легендарная постановка Художественного театра (не увидеть которую для любого ребенка из интеллигентной московской семьи считалось совершенно немыслимым на протяжении многих советских десятилетий) была спектаклем о мечтателях и для мечтателей.

Это был спектакль, воспарявший над бытом, гонявшийся за неуловимым счастьем и действительно сделавший многих его зрителей счастливыми – по крайней мере на время представления. Но у Андрея Могучего задачи совершенно иные.

Во-первых, несмотря на всю фантасмагоричность зрелища, здесь не отрекаются от бытовых мелочей и бытовых интонаций. Хотя Тильтиль (Павел Юринов) и Митиль (Янина Лакоба) живут в мире, населенном ядовито-зелеными собаками и ярко-красными кошками, из окна у них виден самый обычный замызганный питерский дворик. А во-вторых, этот спектакль не совсем о счастье. В поисках наиболее точного заглавия для постановки Андрея Могучего можно было бы выбрать другое слово на букву С – «Смерть».

Понятно, что украшать афишу детского утренника таким макабрическим названием было бы не самым удачным маркетинговым ходом для Александринки, но смысл этого яркого и взрывного представления сводится именно к тому, чтобы всерьез поговорить с детьми о самом главном.

В конце концов, именно смерть – главное событие любого детства. Тот момент, когда ты вдруг узнаешь, что не бессмертен, навсегда врезается в память всякого, и исключения здесь крайне редки.

Переиначивая пьесу Метерлинка, Андрей Могучий выбирает ситуацию, при которой у Тильтиля и Митиль вот-вот должен родиться маленький братишка. Новогодняя ночь, родовые схватки, «скорая помощь» (на сцену выезжает почти всамделишная, хотя и фанерная, машинка с красным крестом), реанимация. Мамина душа, махнув крыльями, вот-вот может улететь вовсе не на юг, как это подобает нормальным птицам, а в царство Ночи.

Поймаешь синюю птицу – спасешь маму, спасешь неродившегося братика. Если же нет – game over, квест провален.

Для спектакля Могучего больше всего подходит сравнение именно с квестом. Подобно многим компьютерным игрушкам, он начинается совершенно бредовым и пафосным прологом, где на скорую руку сочиняется космогонический миф. Дескать, жил-был старик Время, и были у него две дочки – Свет и Ночь. Позаимствованные совсем из другой пьесы Метерлинка слепцы торжественно шастают по залу и сообщают всем: «Души мы, и нам известны тайны жизни, тайны смерти…». Как и в компьютерных играх, никто в эти корявые тексты особенно и не вслушивается: этому спектаклю прощаешь многое за сценографию. Художник Александр Шишкин творит на сцене совершенно фантастические вещи, соединяя фанерных Снегурочек с чудаковатыми ушастыми Дедами Морозами и помещая живых людей в чрево гигантских движущихся кукол.

Впрочем, хороша здесь не только графика, но и рваная музыкальная ткань композитора Александра Маноцкова, и – если прибегать дальше к геймерской терминологии – «движок», за который отвечает Андрей Могучий.

Являя полное пренебрежение к слову и временами скатываясь до косноязычия, режиссеру тем не менее как-то удается вполне внятно донести свою мысль и до детской части зала, и до взрослой: memento mori.

Он отправляет детей в их снах в диковинный лес, который можно было бы описать четверостишием Мандельштама (оно было написано в 1908-м – как раз в том году, когда в Художественном театре поставили «Синюю птицу»): «Сусальным золотом горят в лесах рождественские елки, в кустах игрушечные волки глазами страшными глядят».

«Счастье» построено как раз на этом контрасте праздничного и страшного. На экране мелькают анимированные елки, а по сцене катаются, клацая зубами, волки в инвалидных колясках. За бочок эти волки, впрочем, никого не схватят, и дети благополучно пересекут царство мертвых, где встретятся со своими прапрабабками, чтобы в конце концов дойти до самой Царицы Ночи (Юлия Марченко). Любовь к ближнему победит смерть, и мамина душа-птица вернется из реанимации домой, в свою питерскую квартиру.

Под занавес зрителей развлекут показом «фабрики по изготовлению детей» и катапультируют свежеиспеченного большеголового пупса в семью Тильтиль и Митиль.

При всей неровности этого зрелища, режиссер победил хотя бы потому, что решился заглянуть в ту бездну, в которую и без того тянет заглянуть любого маленького человека. Вряд ли Андрей Могучий об этом догадывается, но его спектакль отлично рифмуется, например, с постановками французского режиссера Жоэля Помра, который тоже переделывает старые сказки, отваживаясь на разговор с детьми о смерти. Например, главным событием «Золушки», поставленной Помра в этом сезоне в парижском «Одеоне», стала вовсе не встреча с принцем на балу, а воспоминание об умершей матери. Разговор о грядущем счастье, которое вот-вот наступит, был актуален для романтиков в начале XIX века и для символистов в начале двадцатого. XXI век даже детские сказки заставляет звучать по-другому. Перед нами, страшно сказать, смена парадигмы. Впрочем, при детях про это ни слова.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Олег Меньшиков возглавил театр им. Ермоловой
В московском театре Ермоловой смена поколений: его художественным руководителем будет актер и режиссер Олег Меньшиков, сообщили на встрече с журналистами нынешний худрук театра 82-летний Владимир Андреев и глава департамента культуры Москвы Сергей Капков. Кандидатуру Меньшикова предложил сам Андреев. «В этом решении поддерживают меня все – и ермоловцы тоже; потерять меня они не хотят, но поддержи...
  (читать дальше)

Гастроли Мариинского балета на фестивале «Золотая маска»
На Новой сцене Большого театра открываются гастроли балета Мариинского театра, которые пройдут в рамках фестиваля «Золотая маска». В программе полнометражный «Парк» и тройка одноактных балетов. «Парк», который покажут в Большом в среду и четверг, поставлен французским хореографом, выходцем из Албании Анжленом Прельжокажем. Это перенос спектакля 1994 года, сделанного им в Париже. И национальность...
  (читать дальше)

Премьер провел совещание в Саратове по проблемам в музейной отрасли
Премьер-министр Владимир Путин встретился с музейными директорами: музеи получили подарки в виде зданий и фондохранилищ и 67 млрд рублей на ближайшие шесть лет. А догонять Запад по посещаемости музейному сообществу помогут школьники. До 2018 года российские музеи получат от государства 67 млрд рублей, пообещал премьер-министр РФ Владимир Путин их директорам на встрече, прошедшей вчера вечером в ...
  (читать дальше)

На «Золотую маску» с гастролями приехал Михайловский театр
В Москве начинаются гастроли петербургского Михайловского театра. До 4 апреля он будет выступать на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Покажут четыре балета и одну оперу. К энергичному и амбициозному директору Михайловского театра Владимиру Кехману относятся по-разному. Но есть вещи, которые можно поставить ему в неоспоримую заслугу. И прежде всего факт: в после...
  (читать дальше)

В Музыкальном театре выпустили оперу Прокофьева «Война и мир»
Премьера оперы «Война и мир» прошла в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Постановка эпопеи приурочена к 200-летию войны с Наполеоном. Все помнят, каков объем романа Льва Толстого. Для либреттиста (вторая жена Прокофьева Мирра Мендельсон) было сложно сделать выбор - что взять в оперу, а что не брать, и в каких пропорциях? Решение подсказывала эпоха создания ...
  (читать дальше)

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника Коровина
Масштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка». Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье ...
  (читать дальше)

Медведев поставил оперную певицу Дядькову в пример начинающим артистам
Президент России Дмитрий Медведев поздравил с юбилеем оперную певицу, солистку Государственного академического Мариинского театра, народную артистку России Ларису Дядькову, и отметил, что ее преданность искусству служит прекрасным примером для начинающих артистов, сообщается в пятницу на сайте Кремля. "Высокое мастерство, уникальный диапазон голоса и драматический дар помогли Вам стать солисткой...
  (читать дальше)

Путин считает премию "Фигаро" яркой приметой культурной жизни в России
Премьер-министр РФ Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям церемонии вручения Российской национальной актерской премии "Фигаро" имени Андрея Миронова в Санкт-Петербурге. "Искренне рад, что ваш интересный творческий проект состоялся, объединил большое количество талантливых, увлеченных своим делом людей из разных городов страны, стал яркой приметой культурной жизни Северной столиц...
  (читать дальше)

Сергей Полунин хочет бросить балет к 26 годам и заняться кинокарьерой
Бывший премьер британского Королевского балета (Royal Ballet) Сергей Полунин после нашумевшего ухода из труппы наконец рассказал, как устал от репетиций и того, что балет ограничивает его жизнь, о любви к татуировкам и мечтах сделать карьеру в кино. Украинский танцовщик несколько недель назад неожиданно заявил об уходе из Королевского балета, где он проработал несколько лет и где три года назад ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)