четверг, 12 апреля 2012 г.

Скульптура сталинской эпохи и графика Петра Митурича в Третьяковке

Скульптура сталинской эпохи и графика Петра Митурича в ТретьяковкеОткрылись сразу две выставки из программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Скульптурная экспозиция «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» посвящена художественным вкусам сталинского времени, а ретроспектива графики Петра Митурича включает в себя работы, внутренне оппонирующие официозному стилю.

С определенностью можно утверждать, что идейные и оценочные битвы по поводу искусства соцреализма во многом остались позади. Критика этого феномена, звучавшая со всех сторон в годы перестройки и одно время после нее, не просто угасла, а даже превратилась в собственную противоположность. Сегодня вполне привычной и по-своему обоснованной выглядит теория, согласно которой соцреализм – это логичное продолжение авангарда, его зрелая государственническая фаза, так сказать.

Исследователи все чаще обнаруживают в сталинской культуре признаки глубинного соответствия тогдашним мировым трендам, из чего делается вывод, что тоталитаризм отнюдь не враг передовой эстетики.

Не станем вдаваться в спор на этот счет; заметим лишь, что лучшие и хрестоматийные образчики соцреализма в большинстве случаев создавались авторами с дореволюционной, иногда и заграничной выучкой. А когда есть настоящее мастерство, его не только не пропьешь, но и на казенные штампы не разменяешь, по крайней мере без потаенного душевного сопротивления. Так что монумент «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной (между прочим, ученицы великого Эмиля Бурделя в парижской академии Гран Шомьер) – далеко не единственный пример того, как в условиях «железного занавеса» продолжали давать плоды былые посевы. Видеть в этом заслугу партии и правительства несколько странно. А вот в распространении по всей нашей родине идеологически выверенной халтуры роль советского руководства переоценить трудно.

На выставке «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» примеров казенной халтуры нет совсем.

Правда и абсолютными шедеврами можно назвать далеко не все экспонаты. Преобладают здесь произведения очень крепкие профессионально, не лишенные выдумки и таланта, порой виртуозные по фактуре – и при этом откровенно заказные. Вообще-то для скульпторов работа на заказ – норма жизни, едва ли не единственно возможный способ существования.

И если монополия на распределение художественных работ принадлежит государству, то у ваятеля буквально нет выбора, коли он желает оставаться в профессии.

Воспринимая выставку под таким углом зрения, постепенно перестаешь обращать внимание на навязчивость темы «труда и счастья», хотя именно она диктовала отбор экспонатов.

Из огромного скульптурного фонда Третьяковки для проекта пригодились в основном портреты героев (например, бронзовые головы Валерия Чкалова и Алексея Стаханова, исполненные Саррой Лебедевой), аллегорические фигуры тружеников (назовем хотя бы знаменитую статую «Металлург» Георгия Мотовилова – ту самую, что в 1937 году украшала советский павильон на Всемирной выставке в Париже, разместившийся в пьедестале «Рабочего и колхозницы») и праздничные сцены, отображающие довольство населения советским миропорядком (майоликовый рельеф Исидора Фрих-Хара с характерным названием «Жить стало лучше, жить стало веселее»).

При такой постановке вопроса воображение загодя рисует некую пропагандистскую вакханалию, но в действительности экспозиция получилась изысканной, даже рафинированной. Дело в том, что задействованные авторы (помимо названных выше это и Матвей Манизер, и Иосиф Чайков, и Зинаида Баженова, и Андрей Файдыш-Крандиевский) были ваятелями высокого класса – не зря их произведения оказались в главном музее страны. К тому же выставка сделана в камерном формате, что позволяет увидеть нюансы буквально каждой работы. Увлекшись ими, почти начинаешь верить, что советское искусство не было ни бездушным, ни лакировочным.

И лишь когда добираешься до деревянных скульптур Сергея Коненкова и Степана Эрьзи – двух гениальных эмигрантов-возвращенцев, десятки лет проживших за океаном и к соцреализму не имевших отношения, – вдруг осознаешь, что кураторы слегка «разводят» публику, называя «идеалами ушедшей эпохи» образы штучные, оригинальные, почти эстетские.

Тогда как роль повседневных «идеалов» исполняли все-таки иные изваяния, вроде гипсовых пионеров в парках и бронзовых вождей на городских площадях.

А по соседству, в том же здании Третьяковки на Крымском валу, расположилась выставка рисунков и литографий Петра Митурича – современника тех самых советских скульпторов (у Митурича нынешней осенью будет отмечаться 125-летие со дня рождения, к чему и приурочена его ретроспектива). Да, по возрасту, по образованию, по левым юношеским убеждениям этот художник вполне мог бы претендовать на статус знатного соцреалиста, однако принял другое решение.

Если уж к чему и применим дурацкий большевистский термин «безыдейность», так в первую очередь к творчеству Митурича.

Хотя на самом деле был он человеком с убеждениями, только они не имели касательства к линии партии. Пройдя через искушение групповщиной (в молодости он состоял в объединении «Мир искусства», позднее водился с футуристами), художник в итоге предпочел дорогу отдельную, почти одинокую, хотя и не обходился совсем уж без единомышленников – таких же, как он, намеренно «обочинных». Одним из таких единомышленников стала его жена, замечательная художница Вера Хлебникова – младшая сестра творца поэтической «зауми».

Говоря о Петре Митуриче, чаще всего вспоминают именно его дружбу с Велимиром Хлебниковым и вдохновленные им беспредметные опыты. Листы такого рода присутствуют, разумеется, и на нынешней выставке – скажем, тушевые «Графические мотивы» или композиции на тему «Законов времени» того же Хлебникова. Имеется даже раритетный образчик «пространственной живописи» – объект из картона и дерева, покрытый многозначительным абстрактным узором.

Однако авангардный период был все же не главным у Митурича. Эффектным, поучительным, но не судьбоносным.


%

Довольно показательно, что смерть Велимира Хлебникова в новгородской деревеньке Санталово (Митурич был единственным ее свидетелем и даже визуальным летописцем: от того трагического момента остался цикл рисунков, запечатлевших поэта на одре) – эта смерть навсегда прервала увлечение его друга авангардной эстетикой.

Он вернулся к реализму, только без обременительных эпитетов вроде «социалистического», «критического» и т. п.

В исполнении Петра Митурича реализм – это осмысленная и опоэтизированная действительность в будто бы обыденных ее проявлениях.

Временами художник давал волю темпераменту, и на свет появлялись потрясающие карандашные портреты, сплетенные буквально из вихря. А в других случаях он полностью подчинял себя созданию емких иероглифов, коими становились хоть фикус на подоконнике, хоть деревце на ветру, хоть банальный деревенский забор.

И все это не было играми разума в башне из слоновой кости: потенциальную карьеру Митурич променял не на потаенные эстетские забавы, а на реализацию собственной программы в искусстве, уж извините за высокий штиль. Будь он скульптором, как его соседи с выставки «Радость труда и счастье жизни», ничего бы из этой затеи не вышло, но Петр Васильевич был стопроцентным графиком – и стопроцентно воспользовался возможностью не зависеть от конъюнктуры. Ничто в его биографии не указывает на то, что он хоть раз пожалел о сделанном выборе.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Вручены кинопремии «Ника» за 2011 год
Вручены кинопремии «Ника»: лучшей картиной стала «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, а приз за режиссуру получил автор «Елены» Андрей Звягинцев. Отечественные кинопремии слишком предсказуемые, чтобы всерьез рассчитывать на какую-то интригу, – как правило, практически все результаты становятся очевидными уже после объявления списков номинантов. Не осталась в стороне и премия Российской академии...
  (читать дальше)

В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!»
В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!», приуроченная к 75-летию музея Владимира Маяковского: сам поэт представлен здесь в роли идейного вдохновителя и соавтора нескольких художников, которые в 1920–30-е годы с увлечением работали в технике фотомонтажа. История раннесоветского авангарда неплохо сегодня изучена и преподнесена публике в разных видах. Причем не только отечественной, но и между...
  (читать дальше)

Объявлены победители конкурса современного искусства «Инновация»
Объявлены итоги конкурса в области современного визуального искусства «Инновация»: главный приз достался Александру Бродскому за инсталляцию «Цистерна», лучшим куратором признан Виктор Мизиано, в номинации «Новая генерация» победила Таус Махачева. Поздним вечером во вторник в центре дизайна Artplay конкурс «Инновация» в седьмой раз раздавал свои награды. После того как в прошлом году лауреатом ст...
  (читать дальше)

На Фотобиеннале открывается 12 новых выставок
Залп из двенадцати новых выставок Фотобиеннале в «Манеже»: Стив Джобс, мотоциклы, машины, мотели и паломники; много Америки, немножко России и чуть-чуть Китая. Из трех девизов нынешней Фотобиеннале (напомним, это «Америка в фокусе», «On the road» и «Фотографии кино») в «Манеже» оказались актуальны первые два. Причем в ряде случаев, как уже бывало на предыдущих показах, эти слоганы работают синхро...
  (читать дальше)

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника Коровина
Масштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка». Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье ...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

Выставка «Стерильная чистота» Ирины Дрозд в галерее «Файн Арт»
В галерее «Файн Арт» открылась выставка-инсталляция Ирины Дрозд, в которой художница исследует тему близости с помощью портрета и полиэтилена Одна из старейших московских галерей «Файн-Арт» прячется в чудом сохранившемся углу Москвы начала 1990-х, между котлованом на месте снесенной гуманитарной гимназии и останками краснокирпичных строений фабрики «Дукат». Здесь, в тени гостиницы «Пекин», «Файн...
  (читать дальше)

Открылась выставка «Буза в деревне Перемилово» Владимира Любарова
В столичном «Манеже» открылась выставка «Буза в деревне Перемилово», где художник Владимир Любаров предлагает свою интерпретацию митинговых страстей и протестных технологий. Еще в те времена, когда слово «дауншифтинг» было неведомо российскому населению, Владимир Любаров совершил символический и принципиальный жест, переселившись из Москвы в деревню Перемилово Владимирской области. Не то чтобы он...
  (читать дальше)

Выставка «Исследование материала: поглощение» Евгения Антуфьева в галерее «Риджина»
На выставке «Исследование материала: поглощение» в галерее «Риджина» молодой, но уже раскрученный художник из Тувы Евгений Антуфьев прокладывает дорогу от шаманизма к китчу. Еще в позднесоветские времена сложилось довольно устойчивое мнение, что наше современное искусство в сравнении с мировым выглядит самодеятельным и провинциальным. Даже кратковременные успехи бывших нонконформистов на западном...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)