воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Объявлены победители конкурса современного искусства «Инновация»

Объявлены победители конкурса современного искусства «Инновация»Объявлены итоги конкурса в области современного визуального искусства «Инновация»: главный приз достался Александру Бродскому за инсталляцию «Цистерна», лучшим куратором признан Виктор Мизиано, в номинации «Новая генерация» победила Таус Махачева.

Поздним вечером во вторник в центре дизайна Artplay конкурс «Инновация» в седьмой раз раздавал свои награды. После того как в прошлом году лауреатом стала скандально известная группа «Война», а приз за лучший региональный проект получил Артем Лоскутов, лидер новосибирской арт-группы «Бабушка после похорон» и инициатор «монстраций», публика и на этот раз вправе была ожидать от конкурса чего-нибудь особенного — телеканал «Дождь» даже затеял прямую трансляцию церемонии. Однако тем, кто видел шорт-лист и посещал выставку номинантов в Государственном центре современного искусства, было очевидно, что сенсаций не предвидится — по крайней мере, таких, которые бы резонировали за пределами арт-сообщества.

По аналогии с прошлым годом можно было ожидать присутствия в списке номинантов Pussy Riot, но они там не фигурировали.

И не потому даже, что опоздали со своим панк-молебном к этапу рассмотрения заявок, а по той причине, что «Инновация» в действительности совершенно не склонна к последовательному продвижению каких-либо тенденций, включая радикальный акционизм. Прошлогодний прецедент не стоило принимать за декларацию о дальнейших намерениях жюри.

Несмотря на государственный статус, «Инновацию» можно рассматривать как «предприятие со смешанным капиталом». На этот раз этот статус выражен еще более отчетливо, чем прежде: призовой фонд конкурса удвоился за счет спонсорских средств и составил 3 млн рублей. Увеличение денежного довольствия не привело, впрочем, к росту числа номинаций — их по-прежнему семь. Обладатели двух призов были известны заранее:

в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» победу в этом году жюри отдало дуэту художников-концептуалистов Игорю Макаревичу и Елене Елагиной (денежный эквивалент награды составляет 600 тысяч рублей), а «За поддержку современного искусства в России» был морально поощрен Зураб Константинович Церетели.

Никаких денежный знаков ему по правилам конкурса не положено, но едва ли он из-за этого сильно расстроился: со сцены из уст мэтра прозвучало лаконичное «спасибо».

В остальных категориях интрига сохранялась до последнего, правда, носила она опять же, скорее, внутрицеховой характер. В номинации «Кураторский проект», где конкуренция была весьма высока, победил Виктор Мизиано — устроитель интернациональной выставки «Невозможное сообщество», посвященной «искусству социального взаимодействия». Проект этот вырос из идеи бенефиса уже распавшейся группы Escape: взяв их творчество за основу, Мизиано привлек еще три десятка авторов, склонных не замыкаться в себе, а коммуницировать с окружающим миром посредством перформансов и интерактивных инсталляций.

В номинации «Региональный проект» (поговаривают, что ее вскоре должны упразднить, дабы не делить искусство на столичное и провинциальное) верх взял калининградский «Анклав», инициированный четверыми кураторами — поляками Евой Горжадек и Стахом Шабловским, а также нашими Ириной Чесноковой и Евгением Уманским.

Проект обыгрывал особое географическое положение Калининграда, окруженного со всех сторон странами Евросоюза.

А в разделе «Теория. Критика. Искусствознание» приз получил питерский искусствовед Андрей Фоменко за книгу «Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства». Если для кого-то это и стало неожиданностью, то исключительно по причине ретроспективного характера исследования: конкурс-то подразумевает контекст искусства сегодняшнего. Вероятно, жюри решило, что изученная Андреем Фоменко тема актуальна и в наши дни.

Лучшим молодым художником (номинация «Новая генерация», денежный эквивалент — 200 тысяч рублей) была признана уроженка Дагестана и выпускница лондонского колледжа Таус Махачева за мультимедийную инсталляцию «Быстрые и неистовые».

Впечатлившись мужественными традициями махачкалинских стритрейсеров, художница тюнинговала свой внедорожник старыми шубами, купленными на барахолке, и попробовала принять участие в одном из ночных заездов.

Судя по отчетным материалам, само приключение получилось так себе, но Махачева сумела на его базе выстроить большое и слегка ироническое шоу.

Наконец, в номинации «Произведение визуального искусства» (это и есть гран-при конкурса с вознаграждением в 800 тысяч рублей) довольно предсказуемо победил Александр Бродский — некогда «бумажный архитектор», а ныне один из самых почитаемых деятелей нашей арт-сцены. В 2010 году Бродский стал лауреатом конкурирующей с «Инновацией» Премии Кандинского, однако данный факт едва ли мог помешать еще одному триумфу — слишком уж значимая и «внепартийная» он фигура. Нынешняя награда вручена ему за инсталляцию «Цистерна», представленную минувшей осенью в рамках Московской биеннале современного искусства.

Художник тогда декорировал подземный коллектор на задворках Микояновского мясокомбината,

стремясь, по его собственным словам, «выразить и вызвать благоговение перед Большим Городом с его тайными пространствами и бесконечно исчезающим духом». Надо сказать, художественное вмешательство в уже существующий интерьер — мрачноватый и запущенный — было минимальным, но на то и талант, чтобы точно дозировать прикладываемые усилия.

Инсталляция была открыта для показа всего несколько дней, вживую ее видели не очень многие; как минимум половина членов жюри судила об этом проекте по видеозаписи. «Цистерна» — работа отчасти элегическая, отчасти психоделическая, так что ее отличия от прошлогоднего опуса «Войны» сравнимы с отличиями настроечного фортепианного молоточка от кувалды. Возможно, кому-то покажется, что в проекте Бродского недостает драйва, однако стоит напомнить, что лихость — не единственный критерий для оценки художественного произведения. По крайней мере, нынешнее решение жюри «Инновации» оказалось куда менее спорным, нежели прошлогоднее.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

На Фотобиеннале открывается 12 новых выставок
Залп из двенадцати новых выставок Фотобиеннале в «Манеже»: Стив Джобс, мотоциклы, машины, мотели и паломники; много Америки, немножко России и чуть-чуть Китая. Из трех девизов нынешней Фотобиеннале (напомним, это «Америка в фокусе», «On the road» и «Фотографии кино») в «Манеже» оказались актуальны первые два. Причем в ряде случаев, как уже бывало на предыдущих показах, эти слоганы работают синхро...
  (читать дальше)

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника Коровина
Масштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка». Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье ...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

Выставка «Стерильная чистота» Ирины Дрозд в галерее «Файн Арт»
В галерее «Файн Арт» открылась выставка-инсталляция Ирины Дрозд, в которой художница исследует тему близости с помощью портрета и полиэтилена Одна из старейших московских галерей «Файн-Арт» прячется в чудом сохранившемся углу Москвы начала 1990-х, между котлованом на месте снесенной гуманитарной гимназии и останками краснокирпичных строений фабрики «Дукат». Здесь, в тени гостиницы «Пекин», «Файн...
  (читать дальше)

Открылась выставка «Буза в деревне Перемилово» Владимира Любарова
В столичном «Манеже» открылась выставка «Буза в деревне Перемилово», где художник Владимир Любаров предлагает свою интерпретацию митинговых страстей и протестных технологий. Еще в те времена, когда слово «дауншифтинг» было неведомо российскому населению, Владимир Любаров совершил символический и принципиальный жест, переселившись из Москвы в деревню Перемилово Владимирской области. Не то чтобы он...
  (читать дальше)

Выставка «Исследование материала: поглощение» Евгения Антуфьева в галерее «Риджина»
На выставке «Исследование материала: поглощение» в галерее «Риджина» молодой, но уже раскрученный художник из Тувы Евгений Антуфьев прокладывает дорогу от шаманизма к китчу. Еще в позднесоветские времена сложилось довольно устойчивое мнение, что наше современное искусство в сравнении с мировым выглядит самодеятельным и провинциальным. Даже кратковременные успехи бывших нонконформистов на западном...
  (читать дальше)

Протоиерей Всеволод Чаплин решил создать центр современного искусства
Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов о Pussy Riot к делу – решил организовать центр современного искусства на базе храма, в котором служит. В партнеры себе деятель церкви позвал галериста, директора музея PERMM Марата Гельмана. При храме Святого Николая на Трех горах в Москве может появиться центр современного искусства. Настоятель храма, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русско...
  (читать дальше)

Выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в Русском музее
В Русском музее открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», на которой представлены графические работы известного живописца. В обширном наследии Брюлловых, казалось бы, все известно и изучено. В 1822 году два брата, старший Александр и младший Карл, успешные выпускники Академии художеств, отправляются на стажировку в Италию. По возвращении младшего, ставшего живописцем, ждал в Пет...
  (читать дальше)

В прокате фильм «Тираннозавр» Пэдди Консидайна
В прокате фильм «Тираннозавр» – удостоенный множества наград дебютный фильм актера Пэдди Консидайна о том, что ад только внутри, утешение где-то рядом, а воздаяние на небесах. «Какого хера? – орет, вываливаясь из дверей на улицу с банкой дешевого пива, немолодой гопник в тренировочных штанах. – Это мои деньги!» Смирно ожидающий хозяина на тротуаре пес жалобно скулит, и Джозеф немедленно срывает ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)