понедельник, 2 апреля 2012 г.

На «Золотую маску» с гастролями приехал Михайловский театр

На «Золотую маску» с гастролями приехал Михайловский театрВ Москве начинаются гастроли петербургского Михайловского театра. До 4 апреля он будет выступать на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Покажут четыре балета и одну оперу.

К энергичному и амбициозному директору Михайловского театра Владимиру Кехману относятся по-разному. Но есть вещи, которые можно поставить ему в неоспоримую заслугу. И прежде всего факт: в последние годы Михайловский театр прочно вошел в обойму востребованных в стране и в мире компаний.

Ну кто вспоминал о Театре имени Мусоргского (советское название Михайловского театра), если речь шла, например, об афише национального театрального фестиваля?

А теперь в столицу – соревноваться с Большим и Мариинкой – приехал отобранный экспертами «Маски» внушительный михайловский десант, пять названий, как-никак.


Балетные гастроли – это бенефис Начо Дуато, испанского руководителя труппы. С тех пор, как год назад хореограф с мировым именем неожиданно для всех обосновался в Петербурге, утекло много невской воды. Былая сенсация (русским балетным театром иностранец не руководил со времен Петипа) сменилась рабочими буднями. Труппа осваивала новый непривычный репертуар, привыкая к модерн-дансу от Дуато. Тот, в свою очередь, учился взаимодействовать с «геометрической» грацией классических танцовщиков, что в новинку для хореографа, привыкшего к другим, извилистым, телам. Обеим сторонам было непросто. Но испанец не впал в творческий стресс и не дал это сделать своей новой труппе. Он принял ситуацию как данность. Более того, использовал сложившиеся обстоятельства в работе, завалив театр мировыми премьерами -

три из четырех проектов Дуато, привезенных в Москву, сделаны уже в России.


Начнут показы со «Спящей красавицы», хотя спектакль совсем новый и, по условиям «Маски», мог быть показан лишь на следующем фестивале. Но питерский коллектив поучил на фестивале отдельный проект под названием «Михайловский театр в Москве» и был волен привезти не только номинированные постановки. «Спящая» от Дуато вызвала большой интерес и балетоманские споры. Спровоцировал их сам постановщик, которому, надо сказать, эта работа неожиданно свалилась на голову: дирекция выразила желание иметь новый опус с таким названием. Дуато (и это видно по всем его питерским постановкам) рассматривает работу в России как необычайный и дерзкий квест, возможность обновиться самому в новых условиях. Ни разу в жизни не поработав с классической балетной лексикой, он, тем не менее, взялся за постановку. Да еще накачивал насторожившуюся балетную и околобалетную общественность обещаниями: мол,

в его грядущем самобытном спектакле не будет «ни па из Петипа».

Результат, однако, оказался не столь лучезарен. Во всяком случае, для балетной общественности, которая не простила «зарвавшемуся» мэтру вольного (или невольного) обмана. Нет, и впрямь было бы лучше, если б Дуато сделал «Спящую» в своем коронном стиле. Но, наверно, это ему было неинтересно. И на выходе мы имеем классический танец, в котором есть явные следы ученичества. В то же время видно, что ученик – не неопытный студент, а крупный мастер. Просто он делал спектакль по заветам Сальвадора Дали, который сказал: «Гением можно стать, играя в другого гения – надо только заиграться». Вот Дуато и заигрывается, впуская в свою лексику не только Петипа, но и многих других постановщиков классических спектаклей. Да, это эклектика. Но весьма зрелищная. И превосходно оформленная сценографом Ангелиной Атлагич. Эпоха всяческих Людовиков стала для нее поводом распустить на сцене нежную цветовую радугу: почти никаких ярких красок, лишь изысканные оттенки сине-зелено-коричневой гаммы. С золотом.

Вторая балетная программа (сборник одноактных постановок) еще более показательна, если рассматривать ее как этап приключений иностранного хореографа в России. Единственная ясность тут с «Дуэнде» - старым балетом Дуато, перенесенным им в Петербург. Это несомненный бессюжетный шедевр, сочиненный в 1991 году и построенный на переливах импрессионисткой музыки Дебюсси. Ухватить и конкретизировать эти звуки, как и мгновенно изменчивые модернистские па, так же невозможно, как поймать солнечный или лунный луч.

Ведь «Дуэнде» по-испански означает «дух».

С двумя другими балетами ситуация сложнее. «Прелюдия» на сборную музыку (Гендель, Бетховен и Бриттен) и (Ныне отпущаеши») под звуки Арво Пярта несут на себе следы острого культурного любопытства автора. Первый балет - почти автобиография: ведущий танцовщик – явно альтер эго хореографа – перемещается туда-обратно между миром танцующих на пуантах белоснежных сильфид и миром жестких угловатых ритмов неких людей в черном. Критики увидели в балете отзвуки романов Достоевского и несомненное влияние архитектуры Петербурга. В «Nuns Dimittis» Дуато пошел еще дальше: уже название (начало молитвы Симеона Богоприимца) говорит о многом.

Балерины одеты в подобие сарафанов, кордебалет водит почти что хороводы, в партитуре использован колокольный звон, а в финале просматривается намек на распятие.

Вот она, загадочная русская экзотика! Конечно, нам смотреть этот балет напрямую - все равно что русскому покупать сувенирные матрешки. Здесь интересно другое: смятение созидания, авторские поиски новой идентичности.

И после этого – вполне европейская «Богема», поставленная Анри Бернаром. Это, судя по всему, любимый режиссер Кехмана: опера Пуччини - второй спектакль, доверенный театром рациональному французу. Уж он-то постарался снизить накал сентиментальности, присущий партитуре: история о нищих непризнанных гениях из парижской мансарды XIX века отлично заставляет зрителей рыдать. По сюжету это почти мыльная опера, правда, с грустным концом. Но Бернар сделал ее экзистенциальной трагедией. Во-первых, он перенес действие в середину XIX века, во-вторых, наполнил мизансцены довольно мрачным настроением. Каморка в Латинском квартале волей сценографа возвышается над миром, как последний оплот человечности, окруженная лишь пустым небом и заваленная рваными рукописями неизданного поэта. В какой-то момент герои спустятся в мир, в недра блошиного рынка и в дебри железнодорожных тупиков, чтобы потерпеть очередной крах и под конец вернуться наверх – к творчеству и к смерти. Решение впечатляющее. А если учесть, что исполнительница главной партии Ольга Толкмит не зря номинирована на «Маску» за лучшую женскую роль в опере, то побывать на спектакле очень даже стоит.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

В Музыкальном театре выпустили оперу Прокофьева «Война и мир»
Премьера оперы «Война и мир» прошла в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Постановка эпопеи приурочена к 200-летию войны с Наполеоном. Все помнят, каков объем романа Льва Толстого. Для либреттиста (вторая жена Прокофьева Мирра Мендельсон) было сложно сделать выбор - что взять в оперу, а что не брать, и в каких пропорциях? Решение подсказывала эпоха создания ...
  (читать дальше)

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника Коровина
Масштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка». Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье ...
  (читать дальше)

Медведев поставил оперную певицу Дядькову в пример начинающим артистам
Президент России Дмитрий Медведев поздравил с юбилеем оперную певицу, солистку Государственного академического Мариинского театра, народную артистку России Ларису Дядькову, и отметил, что ее преданность искусству служит прекрасным примером для начинающих артистов, сообщается в пятницу на сайте Кремля. "Высокое мастерство, уникальный диапазон голоса и драматический дар помогли Вам стать солисткой...
  (читать дальше)

Путин считает премию "Фигаро" яркой приметой культурной жизни в России
Премьер-министр РФ Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям церемонии вручения Российской национальной актерской премии "Фигаро" имени Андрея Миронова в Санкт-Петербурге. "Искренне рад, что ваш интересный творческий проект состоялся, объединил большое количество талантливых, увлеченных своим делом людей из разных городов страны, стал яркой приметой культурной жизни Северной столиц...
  (читать дальше)

Сергей Полунин хочет бросить балет к 26 годам и заняться кинокарьерой
Бывший премьер британского Королевского балета (Royal Ballet) Сергей Полунин после нашумевшего ухода из труппы наконец рассказал, как устал от репетиций и того, что балет ограничивает его жизнь, о любви к татуировкам и мечтах сделать карьеру в кино. Украинский танцовщик несколько недель назад неожиданно заявил об уходе из Королевского балета, где он проработал несколько лет и где три года назад ...
  (читать дальше)

Выставка «Экзерсис» к 50-летию творческой деятельности Вячеслава Зайцева
Вячеслав Зайцев отмечает 50-летие творческой деятельности выставкой «Экзерсис» в Театральном музее имени Бахрушина – на ней представлены не столько достижения в области кройки и шитья, сколько свои опыты на ниве театрального искусства, живописи и фотографии. Давно уже принято считать, что модельер – это тоже художник. А если начитаться глянцевых журналов, то можно даже решить, что Художник с боль...
  (читать дальше)

Музей Пушкина проведет "Неделю детской книги" с 13 по 27 марта
"Неделя детской книги", во время которой ребятам предложат посмотреть спектакли по мотивам сказок, разучить народные танцы, расскажут о фольклорных мотивах в произведениях Пушкина, пройдет в Государственном музее Пушкина в дни школьных каникул с 13 по 27 марта, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Юных гостей ждет игровая программа, где на интерактивных площадках сказочные герои помогут ре...
  (читать дальше)

Антикварный салон в ЦДХ проходит под знаком портрета
Российский антикварный салон, который в 32-й раз открылся в Центральном доме художника, проходит под знаком портрета, сказал на пресс-конференции в пятницу Василий Бычков, глава "Экспо-парка", организующего проект. "В некоммерческую программу включены специальная экспозиция "Живописный и акварельный портрет в России XVIII - первой половины XIX века из собрания Валерия Набокова-Алексеева и выстав...
  (читать дальше)

Фестиваль Ростроповича начнется в день его 85-летия
Третий Международный фестиваль Мстислава Ростроповича откроется в Москве 27 марта, в его 85-ый день рождения, и завершится ровно через месяц, 27 апреля - в пятую годовщину со дня смерти великого артиста, рассказала в пятницу журналистам дочь маэстро, президент фонда Мстислава Ростроповича и худрук форума Ольга Ростропович. "В этом году ему (Ростроповичу) было бы 85 лет, и пять лет со времени его...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)