пятница, 13 апреля 2012 г.

Интревью с замдиректора ГМИИ Андреем Толстым о программе столетнего юбилея музея

Интревью с замдиректора ГМИИ Андреем Толстым о программе столетнего юбилея музеяАндрей Толстой, заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по научной работе, рассказал «Газете.Ru», какими выставками музей будет отмечать свое столетие и какие подарки привезут на Волхонку из Берлина, Дрездена, Мадрида и Лондона.

Во второй половине апреля один из самых прославленных российских музеев — ГМИИ им. Пушкина — отметит свое 100-летие. Начавшись некогда с идеи Ивана Владимировича Цветаева о создании в Москве коллекции слепков, копирующих шедевры мировой скульптуры, музей впоследствии превратился в хранилище множества подлинных произведений живописи, графики, скульптуры. Круглую дату будут отмечать с размахом: заместитель директора музея по научной работе Андрей Толстой рассказал «Газете.Ru» об экспозициях по истории ГМИИ, гастролерах из музея Прадо и Дрезденской галереи и силе воображения.

— Юбилей уже близко — какие события ожидают публику в ближайшие дни и недели?

— Отмечать 100-летие Пушкинского музея мы начали еще в начале года с выставки «Книга художника. Испанская коллекция», где были показаны редкие издания в авторском оформлении Пикассо, Дали, Миро, Гриса, Тапиеса, Клаве. Получилась очень тонкая, интеллигентная, содержательная экспозиция, целиком составленная из произведений, принадлежащих двум московским собирателям. А сейчас мы вошли в завершающую стадию подготовки сразу трех больших выставок, которые напрямую посвящены юбилею. Первая из них называется «Портреты коллекционеров. Западноевропейское и русское искусство из частных собраний Москвы», она откроется на следующей неделе в здании отдела личных коллекций. Чуть позднее, но тоже в апреле, в главном здании откроются экспозиции «Пушкинскому музею 100 лет» и «Воображаемый музей» (этот проект захватит еще и пространство Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков).

— Можно поподробнее о каждом из этих событий?

— Выставка «Портреты коллекционеров» будет состоять из произведений, принадлежащих частным собирателям. Не тем, которые когда-то дарили или завещали свои коллекции музею, а ныне действующим. В сумме образуется довольно богатый свод западноевропейского искусства и весьма представительный раздел искусства отечественного. Во втором случае речь идет не только об авангарде, но и о работах XVIII и XIX столетий. Особо стоит упомянуть иконы: этот раздел получается очень разнообразным. По представительности и охвату частных московских собраний выставка буквально беспрецедентна. Ради нее уплотняется постоянная экспозиция Музея личных коллекций: новому проекту будет отдан весь первый этаж. Для примера могу назвать замечательные произведения из коллекции Петра Авена, которые прежде широко не показывались: тут и мастера «Бубнового валета», и представители русского зарубежья. Очень значимы работы из собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро, созданные художниками из объединения «Голубая роза». В европейской части выставки чересчур громких имен нет, зато сами произведения весьма сильные — достаточно упомянуть хотя бы об участии в проекте знаменитого коллекционера Михаила Перченко. Кстати, несколько интересных вещей из своего личного собрания предоставил для выставки министр культуры Александр Авдеев.

— А что подразумевает сюжет с названием «Пушкинскому музею 100 лет»? Эта выставка будет сугубо документальной?

— Не только документальной, но еще и вполне художественной. Честно говоря, реализация этого проекта давалась нам трудно; несколько раз приходилось даже переносить дату открытия. Выставка рассказывает об истории музея год за годом, и о подвижничестве Ивана Цветаева, и о первых выставках, проходивших в годы Первой мировой войны, и о создании здесь помимо коллекции слепков еще и картинной галереи, и о пополнении фондов экспонатами из Румянцевского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея нового западного искусства. Не забыты испытания, выпавшие Пушкинскому музею в годы Великой Отечественной, и грустный послевоенный период, когда здесь работала выставка подарков Сталину. Но уже осенью 1953 года открылась возрожденная экспозиция музея. А в течение лета 1955 года здесь показывали сокровища Дрезденской галереи — перед тем как передать их в ГДР. Ту выставку посетили больше миллиона зрителей, что трудно себе представить… Словом, заметных вех и событий в истории ГМИИ хватало, и почти все они нашли отражение на выставке. Планы на будущее здесь тоже представлены – в частности, макет реконструкции музейных зданий по проекту Нормана Фостера. Разумеется, в экспозицию включено множество документов и фотографий, но будут и видеохроники, и интерактивные объекты, а еще подлинные произведения искусства, которые так или иначе иллюстрируют разные этапы в жизни музея. Кстати, некоторые из этих экспонатов будут впервые показаны широкой публике.


— Расскажите, пожалуйста, о проекте «Воображаемый музей» — судя по анонсам, он должен стать одним из главных хитов юбилейной программы?

— Эту выставку мы откроем 27 апреля — впрочем, речь не о выставке в привычном понимании. Скорее, можно говорить об оммаже Пушкинскому музею в связи с юбилеем от многих музеев мира. Когда-то на Волхонке проходила выставка «Музеи мира — партнеры ГМИИ», но там привезенные шедевры просто демонстрировались в одном зале. Сейчас использована другая концепция: около пятидесяти экспонатов из музеев Европы — к сожалению, американские институции по ряду причин в проекте не участвуют, хотя они были готовы к сотрудничеству, — расположатся прямо в нашей постоянной экспозиции. Это будут работы, которых нам не хватает для некоего «идеала». Например, в Пушкинском музее отсутствуют произведения Рене Магритта и Джексона Поллока, и вот теперь они на время здесь появятся… Своими фондами к нашему юбилею поделились мадридский музей Прадо, парижские Лувр и Д`Орсэ, Государственные музеи Берлина, Дрезденская картинная галерея, Британский музей и галерея Тейт, Национальный музей изобразительных искусств из Стокгольма, миланская Пинакотека Брера — всех в разговоре не перечислить.

— Вы упомянули Магритта и Поллока, но наверняка дело ХХ веком не ограничивается?

— Конечно, нет. Скажем, Пушкинский музей никогда не владел и не владеет картинами Веласкеса, а сейчас мы можем показать у себя «Конный портрет принца Бальтасара-Карлоса» из Прадо. Какое-то время назад мы хотели получить это полотно для «выставки одной картины», но в итоге оно включено в коллективный проект.

— А как насчет античности?

— Тут не только античность, будут даже раритеты времен Шумера — например, знаменитая «Аккадская лира» из Британского музея. Государственные музеи Берлина прислали египетские древности. Кстати, поздравляют ГМИИ не одни лишь зарубежные музеи: коллеги из Эрмитажа «делегировали» к нам великолепную золотую чашу из скифского кургана Куль-Оба. Все эти и другие экспонаты будут деликатно пристроены в соответствующие разделы нашей постоянной экспозиции. Само название «Воображаемый музей» позаимствовано у Андре Мальро, и, пусть физическое воплощение проекта по определению никогда не могло бы дотянуться до совершенства и абсолюта, все же некоторые признаки «идеального» в виде заполнения лакун здесь проглядывают.

— Ожидаются ли еще какие-нибудь значимые события до конца юбилейного года?

— Осенью откроется фотографическая выставка, посвященная съемкам внутри Пушкинского музея: здесь будут интересные работы и крупные имена. А из гастрольных проектов могу назвать выставку в рамках цикла «Под сенью дружных муз»: мы покажем западноевропейское искусство из музеев Украины. И, конечно, очень ждем выставку работ Шарля Ле Корбюзье из Парижа. В нее войдут не только образцы архитектурного творчества, но и его дизайнерские проекты, и декоративно-прикладные произведения, и живопись. Планируем, что эта экспозиция приедет к нам в конце сентября. А под занавес года пройдет, как обычно, фестиваль «Декабрьские вечера», художественной составляющей которого будет уникальная по полноте выставка итальянского рисунка из собрания Пушкинского музея.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Скульптура сталинской эпохи и графика Петра Митурича в Третьяковке
Открылись сразу две выставки из программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Скульптурная экспозиция «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» посвящена художественным вкусам сталинского времени, а ретроспектива графики Петра Митурича включает в себя работы, внутренне оппонирующие официозному стилю. С определенностью можно утверждать, что идейные и оценочные битвы по по...
  (читать дальше)

Вручены кинопремии «Ника» за 2011 год
Вручены кинопремии «Ника»: лучшей картиной стала «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, а приз за режиссуру получил автор «Елены» Андрей Звягинцев. Отечественные кинопремии слишком предсказуемые, чтобы всерьез рассчитывать на какую-то интригу, – как правило, практически все результаты становятся очевидными уже после объявления списков номинантов. Не осталась в стороне и премия Российской академии...
  (читать дальше)

В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!»
В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!», приуроченная к 75-летию музея Владимира Маяковского: сам поэт представлен здесь в роли идейного вдохновителя и соавтора нескольких художников, которые в 1920–30-е годы с увлечением работали в технике фотомонтажа. История раннесоветского авангарда неплохо сегодня изучена и преподнесена публике в разных видах. Причем не только отечественной, но и между...
  (читать дальше)

Объявлены победители конкурса современного искусства «Инновация»
Объявлены итоги конкурса в области современного визуального искусства «Инновация»: главный приз достался Александру Бродскому за инсталляцию «Цистерна», лучшим куратором признан Виктор Мизиано, в номинации «Новая генерация» победила Таус Махачева. Поздним вечером во вторник в центре дизайна Artplay конкурс «Инновация» в седьмой раз раздавал свои награды. После того как в прошлом году лауреатом ст...
  (читать дальше)

На Фотобиеннале открывается 12 новых выставок
Залп из двенадцати новых выставок Фотобиеннале в «Манеже»: Стив Джобс, мотоциклы, машины, мотели и паломники; много Америки, немножко России и чуть-чуть Китая. Из трех девизов нынешней Фотобиеннале (напомним, это «Америка в фокусе», «On the road» и «Фотографии кино») в «Манеже» оказались актуальны первые два. Причем в ряде случаев, как уже бывало на предыдущих показах, эти слоганы работают синхро...
  (читать дальше)

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника Коровина
Масштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка». Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье ...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

Выставка «Стерильная чистота» Ирины Дрозд в галерее «Файн Арт»
В галерее «Файн Арт» открылась выставка-инсталляция Ирины Дрозд, в которой художница исследует тему близости с помощью портрета и полиэтилена Одна из старейших московских галерей «Файн-Арт» прячется в чудом сохранившемся углу Москвы начала 1990-х, между котлованом на месте снесенной гуманитарной гимназии и останками краснокирпичных строений фабрики «Дукат». Здесь, в тени гостиницы «Пекин», «Файн...
  (читать дальше)

Открылась выставка «Буза в деревне Перемилово» Владимира Любарова
В столичном «Манеже» открылась выставка «Буза в деревне Перемилово», где художник Владимир Любаров предлагает свою интерпретацию митинговых страстей и протестных технологий. Еще в те времена, когда слово «дауншифтинг» было неведомо российскому населению, Владимир Любаров совершил символический и принципиальный жест, переселившись из Москвы в деревню Перемилово Владимирской области. Не то чтобы он...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)