среда, 18 апреля 2012 г.

Интервью Захара Прилепина

Интервью Захара ПрилепинаЗахар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия.

За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Эдуардом Лимоновым. «Газета.Ru» расспросила Прилепина о политике в литературе и литературе в политике.

— У вас в повестях «Восьмерки» все уж как-то совсем мрачно. В самых известных ваших вещах, в «Саньке», «Грехе», «Ботинках, наполненных горячей водкой», был свет, исходивший от главного героя. А тут все плохие. Откуда такая бесперспективность? Это у вас все так плохо в жизни или вообще жизнь такая?

— Я никогда не чувствовал себя так хорошо, как чувствую себя сейчас. Хотя с возрастом начинаешь понимать какие-то не очень приятные вещи, которых не понимал раньше. То есть ты понимаешь, что многое в жизни необратимо, но еще не начал получать от этого удовольствие. Мне казалось, что рассказы из «Восьмерки» — другие. Например, в большинстве текстов никто не погибает. Я оставил свое детское пристрастие всегда кого-нибудь убивать. Мне кажется, что людей нужно иногда оставлять живыми.

— Зато у вас там пытают и унижают.

— Время этому благоприятствует. Люди мучаются, люди находятся в режиме перманентной пытки. Либо сами мучаются, либо их мучают.

— Сейчас мучают больше чем в 2000-е и 1990-е?

— Я стал другой. Я недавно говорил с Андреем Архангельским, моим товарищем, он замечательный журналист либерального толка. А у меня с моими друзьями-либералами разговор всегда один и тот же. Они говорят: «Захар, какое мы испытали восхитительное чувство, какую эйфорию мы испытали в этом декабре». А я этого не испытывал, а если что и чувствовал, то оно умерло во мне в 12 часов по московскому времени на площади Революции, когда все ушли на Болотную. Я тогда понял, что ничего не получится. К моим текстам всё, что я сейчас рассказываю, имеет отношение, на первый взгляд, далекое. А на самом деле – прямое. И, при всей любви к моим либеральным друзьям, я не могу понять, откуда у них такое искреннее, наивное, восхитительное ощущение жизни, которое ничем не подкреплено. Когда я писал «Саньку», мне казалось, что какие-то вещи возможны прямо послезавтра, что возможно какое-то внезапное и моментальное обновление человека. А потом я испытал примерно те же ощущения, которые испытали мои друзья по запрещенной Национал-большевистской партии. Люди повзрослели, людям стало больше 30 лет, у них появились дети, какая-никакая, но работа. И становится понятно, что можно дальше крутить веретено жизни, а ничего не выткется. И вот это ощущение я передаю в своих книгах.

— И вам так кажется?

— Это не обязательно про меня. Я же говорю, у меня всех хорошо: все вещи, о которых я мечтал в детстве, у меня получились. Но я пишу тексты не о себе, а о тех вещах, которые слышу из пространства.

— В одной из повестей сборника «Восьмерка» герой-омоновец встречает главного героя повести «Санькя» и отпускает его. Что вы хотели этим сказать? Что милиция на самом деле сочувствует оппозиции?

— Во-первых, честно вам признаюсь: я писатель со слаборазвитой фантазией. Я пишу о тех вещах, которые были в действительности. И такой случай имел место в действительности. Но вы неточно описываете этот эпизод. Один из омоновцев мечтает этого Саньку на месте разорвать, растоптать и изуродовать. А другой герой, наиболее рефлексирующий из омоновцев, предлагает оставить Саньку в покое.

— А вы там кто – омоновец или Санька?

— Я, конечно, омоновец. Как раз тот, который был командиром подразделения и велел оставить парня в покое. И я думаю, что сейчас таких омоновцев не единицы, а множество. Меня мои знакомые омоновцы недавно встретили на Казанском вокзале и спросили: «Захар, а когда уже революция, а то так все за...ло». Они, может, даже толерантнее к Санькам, чем в 1990-е.

— Вот прямо толерантны?

— Я просто думаю, что в России возможность гражданской войны сведена к минимуму. Власти не на кого опереться, кроме людей, ею так или иначе замотивированных. Чем объясняется у нас высокая коррупция? Власть ощущает себя зависшей в воздухе и нелегитимной со всех точек зрения. И она коррупцией пытается скрепить, замотивировать — Кавказ, Сибирь, Поволжье, чиновников, прокуратуру, милицию, предоставив всем возможности для воровства. И тогда власть считает, что в трудную минуту все эти коррупционеры ее поддержат. Но власть ошибается. Во-первых, не поддержат. А во-вторых, Россия не вечна: ее можно доразворовать до ничтожного состояния. Но гражданской войны в России не будет, потому что омоновцы толерантны власти до некоторого предела. Набрать добровольческую армию из ментов не получится: никто из них воевать за власть не будет. Максимум, что власть может, так это собрать полубезумных людей на митинг.

— Хорошо, с площади Революции оппозиция не должна была уходить. А что нужно было делать? Давайте попробуем заново переиграть все, что там происходило в декабре.

— А что тут переигрывать? Разговоры о перспективах кровавой революции нелепы. У нас в 1991 году погибли всего три человека. А еще есть пример Украины, где революция была бескровная. А еще есть пример Египта, где в итоге не произошло крупного насилия. Нужно было повторять то же самое, что было на Украине, – торчать на площади Революции и никуда не уходить. Торчать, пока нам не объявили бы новые выборы.

Но тогда что было? Все думали, что мы уже выиграли. А момент все поменять был, и такого не будет никогда. Они (власть – «Газета.Ru») же тогда уже слили. Они же слили молодежную политику, они же слили действия МВД. Мне звонили люди из правительственных организаций и говорили, что у них проходят планерки в режиме каждые 22 минуты. Во время Болотной менты начали уходить в отпуска и бежать на юга. В самый ответственный момент, к которому они готовились 10 лет, создавая всех этих гомункулов из молодежных организаций, этих организаций не было на площади. Они выпустили вожжи из рук. Но к президентским выборам они собрались, получили свою толпу, замотивировали и нагнали в Москву ментов. А мы упустили момент.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Скульптура сталинской эпохи и графика Петра Митурича в Третьяковке
Открылись сразу две выставки из программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Скульптурная экспозиция «Радость труда и счастье жизни. Идеалы ушедшей эпохи» посвящена художественным вкусам сталинского времени, а ретроспектива графики Петра Митурича включает в себя работы, внутренне оппонирующие официозному стилю. С определенностью можно утверждать, что идейные и оценочные битвы по по...
  (читать дальше)

Интервью с Джоном Кьюсаком
Актер Джон Кьюсак рассказал «Газете.Ru» о работе над ролью Эдгара По в фильме «Ворон» по мотивам рассказов писателя, о роли поэзии в кино и заодно о своих взглядах на политическую ситуацию в Америке и России. В прокат выходит детективный триллер «Ворон» про то, как Эдгар Аллан По ищет убийцу, воплощающего в реальность диковинные смерти из рассказов писателя. Занятный сюжет перенес на экран Джеймс...
  (читать дальше)

Вышел роман Стивена Кинга «Под куполом»
В романе Стивена Кинга «Под куполом» кто-нибудь из героев обязательно думает, глядя на поведение окружающих: предсказуемо, все это предсказуемо. Или: все это знакомо. Люди вообще предсказуемы, и Стивен Кинг не исключение. Когда-то он разбирался с мелкими личными демонами: писательским зудом, наркотиками, ужасом перед пустотой, детскими кошмарами, обманчивой прелестью провинциальных городов, незав...
  (читать дальше)

В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!»
В галерее «Проун» открылась выставка «Даешь!», приуроченная к 75-летию музея Владимира Маяковского: сам поэт представлен здесь в роли идейного вдохновителя и соавтора нескольких художников, которые в 1920–30-е годы с увлечением работали в технике фотомонтажа. История раннесоветского авангарда неплохо сегодня изучена и преподнесена публике в разных видах. Причем не только отечественной, но и между...
  (читать дальше)

«Жить, чтобы рассказывать о жизни» Габриэля Гарсиа Маркеса
В своей книге «Жить, чтобы рассказывать о жизни», вышедшей на русском языке, Габриэль Гарсиа Маркес вместо обещанных мемуаров представил роман в стиле «магического реализма». В бурные последние месяцы имя Габриэля Гарсиа Маркеса у всех на слуху. И дело здесь, конечно, не во всплывшем в интернете фальшивом прощальном письме колумбийского писателя, появившемся еще в 2000 году, и уж тем более – не в...
  (читать дальше)

«Восьмерка» Захара Прилепина
Вышла новая книга Захара Прилепина «Восьмерка», восемь аккуратных маленьких повестей о взрослении, в котором нет больше ничего симпатичного и волнующего. После романа «Санькя» о Прилепине начали говорить неприлично много, поклонники радовались остроте и подвижности прозы, ее пацанскому очарованию и конкретному политическому применению, противники – за это же осуждали. Прилепина успели обозвать «н...
  (читать дальше)

Роман «Захват Московии» Михаила Гиголашвили
Вышел роман «Захват Московии» Михаила Гиголашвили – необъявленное продолжение нашумевшей книги «Чёртово колесо» трехлетней давности, только вместо криминального Тбилиси конца 1980-х местом действия становится Москва 2009-го. В 2009 году вышел роман Михаила Гиголашвили «Чёртово колесо» о криминальном Тбилиси конца 80-х – и неожиданно превратил немолодого уже писателя с немаленьким списком публикац...
  (читать дальше)

Умер Тонино Гуэрра
В среду, 21 марта, в возрасте 92 лет скончался итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра. Всего пять дней назад, 16 марта, сценаристу, поэту, художнику Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. А сегодня пришли сообщения о его смерти. Дата и время похорон пока не определены. Сценарист Тонино Гуэрра, можно сказать, написал весь итальянский неореализм: дебютировав в 1953 году, он работал с Дам...
  (читать дальше)

Интервью Владимира Шухова, главы фонда им. Шухова
Глава фонда им. Шухова, правнук архитектора Владимира Шухова рассказал «Газете.Ru», почему башню на Шаболовке легче снести, чем ремонтировать, и что нужно сделать, чтобы башня могла привлекать туристов. 19 марта исполнилось 90 лет знаменитой Шуховской башне – первой российской телерадиовышке на Шаболовке, ставшей одним из символов Москвы. Накануне юбилея правнук и тезка великого инженера Владимир...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)