воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Интервью создателей фильма «Сфера колдовства»

Интервью создателей фильма «Сфера колдовства»Создатели фильма «Сфера колдовства» рассказали «Газете.Ru» о том, где в кино пересекаются художественное и научное, кино и биология, маленький мир одного пруда и большой мир детства.

Французские биологи-кинематографисты Клод Нуридзани и Мари Перенну стали известны, когда сняли медитативный фильм о жизни насекомых «Микрокосмос». Продюсером был Жак Перрен, но пути натуралистов от кино разошлись: последний переключился с насекомых на более приятных глазу перелетных птиц («Птицы») и обитателей мирового океана («Океаны»). Связующим звеном остался композитор Брюно Куле, создающий звуковые полотна как для мегаломанских проектов Перрена, так и для более камерных работ Нуридзани и Перенну. После «Микрокосмоса» эти двое сняли картину о происхождении видов «Генезис», а теперь вернулись к малым созданиям в «Сфере колдовства», где рядом с насекомыми появляются люди: макросъемка событий из жизни стрекоз и водомерок показана как воспоминания из детства. В лирико-поэтических сценах вглядывающийся в природу мальчик встречает девочку в красном платье. Клод Нуридзани и Мари Перенну рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» о влиянии Марселя Пруста, роли музыки в их фильмах, хореографии стрекоз и разнице в подходах с Жаком Перреном.

– После «Микрокосмоса» и «Генезиса» вы двинулись в сторону художественного кино – ввели в картину людей в качестве действующих лиц. Что побудило вас к этому?

Мари Перенну: Вы не первый, кто задает подобный вопрос, всем кажется, что раньше мы делали документальное кино, а теперь перешли к художественному. Когда люди видят какие-то неординарные фильмы, они пытаются их как-то классифицировать. Но тогда, приступая к работе над «Микрокосмосом», мы вовсе не собирались снимать документальное кино. Дело в том, что мы оба с детства очень любили природу, учились на биологическом факультете, где и встретились, а в конце учебы, когда предстояло вступить в сферу научных исследований, осознали, что мы не научные работники. Пришлось искать себя в других сферах. В студенческие годы мы были завсегдатаями кинотеатров, парижской Синематеки, смотрели старые и иностранные фильмы, дружили с людьми театра и музыки, в общем, формировались в артистической среде, так что к кино пришли неслучайно. Но мы не считаем себя документалистами, а «Микрокосмос» не был документальным фильмом. Можно сказать, что и кино, и природа являются для нас явлениями, прежде всего, эстетическими.

Разумеется, наш подход, наше видение развились и изменились в процессе работы над «Микрокосмосом» и «Генезисом». В тот момент, когда нам пришла в голову идея рассказать историю, ставшую фильмом «Сфера колдовства», тут же возникла идея обратиться к детству. Природа и детство прочно связаны в нашем представлении. И по мере того как мы взрослеем и стареем, мир детства интересует нас все больше и больше. Потому что ребенок видит мир другими глазами, не так, как взрослый. Он видит ту же действительность, но его воображение работает гораздо активнее, чем у взрослого. Ребенок постоянно переходит из мира реального в мир воображаемый. Это мы и попытались показать в «Сфере колдовства».

– Дети, в отличие от существ, которых вы снимали и снимаете, могут сфальшивить, с ними надо особым образом работать — было сложно?

Клод Нуридзани : Это действительно так. Важно было с самого начала угадать с выбором детей. Мы провели большой кастинг и искали своих героев среди тех, у кого не было опыта съемок в кино, потому что сама концепция фильма требовала этого. Для нас было важно понять, что они могут привнести в фильм своим поведением, своим внешним видом, своим личным характером. Дети, которых мы выбрали, были ужасно рады — думали, как здорово будет играть в кино, но потом быстро поняли, что это будет очень тяжелая работа. Для всех. Общеизвестно, что работать в кино с детьми очень сложно – так же, как снимать море или снег. Моря не было, но был пруд и были дети. Впрочем, в конечном счете все обернулось для всех огромным удовольствием.

– Мотив соединения природы с детством, с воспоминаниями сближает фильм с литературой Марселя Пруста...

М. П.: Здорово, что вы об этом заговорили, мы обожаем Пруста! Он так прекрасно пишет о детстве в первом томе романа «В поисках утраченного времени». Эти воспоминания о том, как он поздно ложился спать, как мама приходила поцеловать его…

К. Н.: Действительно, в этом фильме есть ностальгия по каким-то вещам, которые ушли и которых больше нет. Эти вещи закончились для нас, ведь это напоминание о нашем собственном детстве. Но в то же время здесь содержится призыв к сегодняшним детям немного отложить в сторонку видеоигры и посмотреть вокруг себя, обратить внимание на природу. Один из вопросов в фильме: возможно ли это еще в наше время, когда дети так загружены? Учебные планы делают детей похожими на гендиректоров корпораций, у которых должна быть программа действий на годы вперед. Фильм говорит о том, что неплохо порой бывает и заскучать. Ведь скука невыносима для ребенка, и в момент, когда она настигает его, он начинает фантазировать, творить миры в собственной голове и смотреть по сторонам, изображать нечто. Флобер говорил, что достаточно очень внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, и он становится интересным.

– И как дети реагируют? Фильм им интересен?

М. П.: Да, они не скучают, даже самые маленькие понимают, что это история о любви.

К. Н.: И несмотря на то, что закадровый голос описывает показываемое как воспоминания, дети переживают фильм в настоящем времени. В отличие от взрослых зрителей, у которых картина запускает механизмы памяти: они потом делятся воспоминаниями из собственных жизней. А первые жизненные опыты всегда вспоминаются как моменты счастья и радости.

М. П.: После первых показов мы общались со зрителями, которые рассказывали, как в их памяти оживали очень сильные впечатления. И тот факт, что они делятся своими эмоциями, очень важен для нас. Например, одна женщина поведала целую историю: она приехала во Францию из-за границы, когда была еще ребенком, и чувствовала себя очень одиноко. И фильм ей напомнил, что чувство одиночества в детстве было таким сильным, что она обнимала деревья, отчего становилось хорошо. По-моему, очень красивый образ — настоящий сюжет для фильма.

– Музыка Брюно Куле усиливает еще один эффект: положенные на нее движения стрекоз и водомерок превращаются в танец — получается фильм-танец, похожий не на продукцию канала Discovery, а скорее на «Пину» Вима Вендерса. Насколько запланированный этот эффект?

К. Н.: Музыка – это половина фильма. Для каждого фильма мы просим нашего композитора Брюно Куле работать вместе со звукорежиссером – таким образом, чтобы постоянно выстраивался диалог музыки и тех звуков природы, которые есть в картине. Музыка не должна врываться в звуковое полотно фильма — в «Сфере колдовства» она почти прозрачна. Музыка не иллюстративна, она обволакивает фильм и создает атмосферу сказки, подыгрывает мечтательному настроению. Мальчик видит в стрекозах фей и драконов, как мы сегодня смотрим на животных и видим в них фантастических существ. Любопытно, что камера, которая является скорее научным орудием, становится для нас инструментом, с помощью которого мы запечатлеваем некие явления, живущие в наших головах.

М. П.: Вы упомянули «Пину» Вендерса. Я об этом не думала сознательно, но в наших фильмах очень мало слов, диалогов, и они и правда в каком-то смысле сделаны, как балет, в них присутствует хореография. И музыка играет в них огромную роль.

– Помимо общего композитора Брюно Куле вас что-нибудь объединяет с автором «Птиц» и «Океанов» Перреном, который был продюсером вашего первого фильма «Микрокосмос»?

М. П.: Должна вам признаться, что сотрудничество у нас тогда сложилось не очень хорошо. Мы друг друга не поняли.

К. Н.: Именно поэтому работать с ним мы не продолжаем.

М. П.: Мы, конечно, видели его последний фильм, и, честно говоря, это совсем не наше направление.

К. Н.: Когда мы сделали «Микрокосмос» и он оказался успешным, мы надеялись, что за нами по этому пути последуют другие люди. Это, конечно, должно случиться, но пока что мы по-прежнему видим большое количество традиционных фильмов. Хотя и раньше можно было встретить интересные способы показать природу: например, очень оригинальные фильмы Пелешяна (советский документалист-авангардист и автор теории дистанционного монтажа Артавазд Пелешян в 1970 году снял фильм про дикую природу «Обитатели» и фильм про осваиваемую человеком природу «Времена года» — «Газета.Ru»). Нам кажется, что «Птицы» и «Океан» – это довольно традиционное документальное кино о природе. Я не уверен, что у этих фильмов есть автор. Над ними работает огромное количество людей, масса съемочных групп снимают материал. Принцип заключается в том, чтобы собрать потом все эти отснятые кадры и смонтировать нечто впечатляющее. Но мы не слышим там голос автора, не понимаем, в чем смысл этого. Но это мое личное мнение.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Интервью Гарета Эванса, автора индонезийского фильма «Рейд»
В прокат выходит «Рейд» — лихой боевик про штурм небоскреба индонезийским спецназом, сделанный режиссером британского происхождения с оглядкой на достижения корейских и гонконгских мастеров жанра Валлиец Гарет Эванс отучился в киношколе, снял малобюджетный хоррор про подземный переход с датскими артистами, а потом вдруг обнаружился в Индонезии. Там режиссер сначала отметился местным хитом «Мерант...
  (читать дальше)

«Жить, чтобы рассказывать о жизни» Габриэля Гарсиа Маркеса
В своей книге «Жить, чтобы рассказывать о жизни», вышедшей на русском языке, Габриэль Гарсиа Маркес вместо обещанных мемуаров представил роман в стиле «магического реализма». В бурные последние месяцы имя Габриэля Гарсиа Маркеса у всех на слуху. И дело здесь, конечно, не во всплывшем в интернете фальшивом прощальном письме колумбийского писателя, появившемся еще в 2000 году, и уж тем более – не в...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Гнев титанов»
В прокат выходит «Гнев титанов» — продолжение «Битвы титанов», в котором Персей вынужден помогать греческим богам в усмирении главного узника Тартара. Победив в прошлой серии Кракена и похоронив между фильмами жену, Персей (Сэм Уортингтон) растит сына вдали от воинской суеты. Статусу царствующего полубога он предпочел мирный удел рыбака и учит дитя не махать мечом, а ставить сети. Увы, от родстве...
  (читать дальше)

«Дирижер» Павла Лунгина в прокате
В прокат выходит фильм Павла Лунгина «Дирижер» — притча о том, что врать себе нехорошо, вдохновленная духовной музыкой. Вокруг прославленного дирижера Владислава Петрова (Владас Багдонас, фантастической мощи артист вильнюсского театра Meno Fortas) бурлят профессиональные и личные страсти. На носу гастроли в Иерусалиме, где оркестр с хором должны исполнить «Страсти по Матфею» епископа Иллариона (...
  (читать дальше)

Умер Тонино Гуэрра
В среду, 21 марта, в возрасте 92 лет скончался итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра. Всего пять дней назад, 16 марта, сценаристу, поэту, художнику Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. А сегодня пришли сообщения о его смерти. Дата и время похорон пока не определены. Сценарист Тонино Гуэрра, можно сказать, написал весь итальянский неореализм: дебютировав в 1953 году, он работал с Дам...
  (читать дальше)

«Белоснежка: месть гномов» в прокате
В российский прокат вышла сказка Тарсема Сингха «Белоснежка: месть гномов», очень современная сказка о барышне, белой как снег, румяной как кровь и чернявой как черное дерево Белоснежка, типичная принцесса, с хорошеньким кукольным личиком и идеальными манерами (Лили Коллинз) скромно живет в королевском замке, мечтает о любви, скучает по потерянному отцу и общается исключительно с залетающими к не...
  (читать дальше)

В прокате фильм «Тираннозавр» Пэдди Консидайна
В прокате фильм «Тираннозавр» – удостоенный множества наград дебютный фильм актера Пэдди Консидайна о том, что ад только внутри, утешение где-то рядом, а воздаяние на небесах. «Какого хера? – орет, вываливаясь из дверей на улицу с банкой дешевого пива, немолодой гопник в тренировочных штанах. – Это мои деньги!» Смирно ожидающий хозяина на тротуаре пес жалобно скулит, и Джозеф немедленно срывает ...
  (читать дальше)

«Грозовой перевал» Андреа Арнольд в прокате
В прокат вышел «Грозовой перевал», в котором режиссер Андреа Арнольд помещает роман Эмили Бронте в XVIII век, но содержанием наполняет современным: социальное неравенство сменила расовая нетерпимость. Мистер Эрншо, владелец небольшого поместья «Грозовой перевал» в йоркширских пустошах, из христианских чувств усыновляет встреченного в городе бездомного мальчишку. Эрншо нарекает его Хитклифом и вел...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)