воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Интервью кинорежиссера Николая

Интервью кинорежиссера НиколаяРежиссер фильма «Сердца бумеранг» Николай Хомерики рассказал «Газете.Ru» о сократическом методе в сценарном деле, о рождении картины на монтаже и том, почему его герой живет в Москве, а работает в Петербурге

Фильм «Сердца бумеранг», в прошлом году участвовавший в конкурсе Московского кинофестиваля, вышел в прокат на единственном экране в кинотеатре «Пионер». Именно там можно будет посмотреть красивое и печальное кино о молодом машинисте метрополитена, узнающем от врача, что его сердце может отказать в любой момент. Режиссер картины Николай Хомерики, один из главных лиц российской «новой волны», рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» о прокатной и фестивальной судьбе фильма, о рождении картины в монтажном процессе и про то, как в его фильме связаны Москва с Петербургом и прошлое с настоящим.

– Николай, почему ваша картина выходит в Москве всего одним экраном?

– Обычно кино такого рода, как «Сердца бумеранг», выпускают в прокат в пяти кинотеатрах – в трех в Москве плюс пара кинотеатров в Питере. Может быть, один в Новосибирске, один еще где-нибудь. По стране пять-семь итого. У нас будет еще один кинотеатр в Питере, насчет остального не знаю. Для меня особой разницы между одним кинотеатром и тремя нет – я пошел на один, потому что мне пообещали, что фильм не снимут с проката через пару недель, а подольше будут показывать. Мне показалось, что это важнее: хочется, чтобы твои фильмы какое-то время стояли в расписании и люди могли их смотреть. А то делаешь фильм, потом проходит две недели — и всё. Дальше уже только DVD, а с ними тоже не так просто.

–В сети будут смотреть.

– Но это уже совсем не то. Если снимаешь на фотоаппарат или на что-нибудь еще, в принципе, наверное, тебе без разницы. Но кино, снятое на пленку, предназначено именно для кинопоказа. Хочется, чтобы с пленки его и смотрели. И на большом экране.

–Еще такое кино долго по фестивалям можно возить.

–«Сердца бумеранг» был в конкурсе Московского кинофестиваля, так что его уже не могли взять другие фестивали класса «А» (Каннский, Венецианский, Берлинале — «Газета.Ru»). Поэтому я съездил на несколько фестивалей поменьше: в Севилью, например. В Карловых Варах фильм включили в программу показов. В Тбилиси был показ в рамках недели российского кино. Еще был Турин — достаточно хороший фестиваль: считается вторым, вроде, в Италии после Венеции. И основная часть фестивальных гастролей завершилась в Роттердаме, наверное, где было несколько показов и хорошо принимали картину. Не сказал бы, что плохо сложилось — просто, наверное, все привыкли, что я в Канны езжу. А я как-то решил, что пусть премьера на Московском будет. Не знаю, правильно ли я сделал – учитывая некоторые, скажем так, высказывания.

– А что насчет небольших альтернативных площадок?

– Да, есть такие небольшие залы: на «Красном октябре», например. Есть кинотеатр «Фитиль», где можно в любое время организовать такой показ. Еще где-то начинает что-то появляться. И предложения такие есть — звонят и зовут. Но пока идет прокат, я бы скорее предыдущие фильмы какие-то показал.

–Я бы с удовольствием «977» на большом экране сейчас пересмотрел бы. В свое время в кинотеатр «Эльдар» пришлось для этого отправиться.

– В «Эльдар»? Не знал, что он там шел. В общем, спустя какое-то время интересно снова посмотреть на то, что сделано раньше.

– Проверить ощущения? Мне вот на вашей «Сказке про темноту» показалось, что вы сначала снимаете материала часа на три-четыре, а потом безжалостно режете, ну или, говоря мягче, отсекаете все лишнее. Для фильма с неспешным развитием сюжета хронометраж у «Сказки» вышел нехарактерный — чуть ли не 80 минут?

– Кажется, 86. Ну да, это вы верно подметили. Если бы я поставил в «Сказку» все уже смонтированные сцены, она бы длилась два с половиной часа. В рамках бюджета и возможностей снимается много дополнительных сцен – если позволяет время и техническая выполнимость. Потом на монтаже что-то остается, что-то уходит, порой меняется последовательность сцен. Фильм даже может закончиться не так, как написано в сценарии. Так случилось в картине «Сердца бумеранг» — в сценарии был другой финал, но я решил его поменять.

– Сценарный финал со смертью героя и какими-то последующими эпизодами тоже ведь был снят?

– Да, мы его сняли. Кто-то из классиков говорил: «Съемки – это набор материала для монтажа». Для меня это, наверное, так.

– То есть ваши фильмы рождаются на монтаже?

– Режиссеров зачастую можно поделить так: одни любят съемки и не любят монтаж, другие наоборот. Я все-таки больше люблю съемки, хотя на монтаже приходится придумывать кино, потому что там есть какая-то жизнь. И когда ты снимаешь, кажется, что вот сейчас что-то такое живое происходит, творческий процесс такой. А монтаж – это уже мозговой процесс. Там тоже есть эмоциональная составляющая, но большую часть времени сидишь и думаешь. Это если в двух словах.

–Вы постепенно пришли к фильму по собственному сценарию, но и предыдущие так сильно переиначивали, что, наверное, можно сказать, делали их своими?

– Со сценариями каждый раз по-разному выходит. «977» лежал у продюсера, написанный совершенно незнакомым мне на тот момент сценаристом, и я его очень сильно переписал — мало чего осталось.

– Там же чуть ли не научно-фантастический боевик изначально был?

– Да. Бывает так. Идея «Сказки...» возникла у нас с Алисой (актрисой Алисой Хазановой, которая и сыграла главную роль — прим. «Газеты.Ru») как-то — сидели и придумали. А потом уже с идеей этой начали общаться с Родионовым (сценаристом Александром Родионовым — прим. «Газеты.Ru»). В основном это разговоры, в которых Саша выясняет, что важно, что не важно. Такая интересная работа получается, потому что зачастую сценаристы начинают предлагать сюжетные повороты или какие-то истории, а с Сашей хорошо, потому что он, в основном, спрашивает про жизнь, про то, что беспокоит. Потом уже как-то из этих разговоров вроде бы об общем вырастает сценарий. А с «Сердцем...» получилось так, что, поскольку это была очень личная идея, то я сам в одиночестве практически написал синопсис, и Саша помог мне с диалогами и где-то, уже потом, со структурой сценария. Каждый раз по-разному выходит, в зависимости от ситуации. Хотелось бы писать самому, но с кем-то. Как это сказать?

– В диалоге?

– В диалоге находиться, да. Потому что все-таки совсем одному тяжеловато.

– А вот когда в монтаже отсекается лишнее, там, кажется, выпадают какие-то привычные драматургические связки, последовательности и возникают фигуры умолчания, что ли? Ну это мне так кажется, а вы к чему стремитесь, сокращая сцены?

– Это дает цельность. Как бы ни была хорошо снята сцена... зачастую приходится ее выкидывать. Понятно, почему выкидываешь сцену, когда она не удалась. Удачные сцены выкидываешь, потому что в монтаже прорисовывается ритм фильма, которые некоторые сцены могут нарушать. Они становятся лишними. Следует оставлять ровно столько, сколько нужно для того, чтобы картина производила желаемый эмоциональный эффект.

– В «Сердце...» есть два момента, связанные со временем и пространством. Черно-белая пленка создает интересный эффект: кажется, что время на экране это какое-то прошлое, но не конкретные десятилетия, а эмоциональное, психологическое прошлое. Или настоящее, которое воспринимается и проживается как прошлое. Второй – это географические парадоксы: герой садится в трамвай у трех вокзалов в Москве, а под землей оказывается в Питере — с его жетончиками вместо магнитных карт. Получающаяся в итоге картинка кажется более чем уместной и удачной в контексте общего настроения фильма. Как это сложилось?

–Мы, конечно, не от хорошей жизни вынуждены были снимать метро в Питере. Но в итоге мне тоже кажется, что что-то в этом есть. Когда предложили попробовать совместить города из-за финансовых дел, я подумал, что это может быть интересно. У меня же даже одно время были мысли снимать этот сценарий в Нью-Йорке или в Берлине. Сам город не был важен — больше внутреннее ощущение. Эту историю вполне можно представить и в другом мегаполисе: с той же мамой, с той же девушкой, с тем же папой.

– Кстати, если бы сцены в метро все-таки удалось бы снимать в Москве, пришлось бы вычищать картинку? Московское метро гораздо больше нагружено приметами времени: рекламные щиты, терминалы оплаты, банкоматы...

– Не думаю, что сильно пришлось бы. Черно-белое изображение и так чистит.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Интервью создателей фильма «Сфера колдовства»
Создатели фильма «Сфера колдовства» рассказали «Газете.Ru» о том, где в кино пересекаются художественное и научное, кино и биология, маленький мир одного пруда и большой мир детства. Французские биологи-кинематографисты Клод Нуридзани и Мари Перенну стали известны, когда сняли медитативный фильм о жизни насекомых «Микрокосмос». Продюсером был Жак Перрен, но пути натуралистов от кино разошлись: по...
  (читать дальше)

Интервью Гарета Эванса, автора индонезийского фильма «Рейд»
В прокат выходит «Рейд» — лихой боевик про штурм небоскреба индонезийским спецназом, сделанный режиссером британского происхождения с оглядкой на достижения корейских и гонконгских мастеров жанра Валлиец Гарет Эванс отучился в киношколе, снял малобюджетный хоррор про подземный переход с датскими артистами, а потом вдруг обнаружился в Индонезии. Там режиссер сначала отметился местным хитом «Мерант...
  (читать дальше)

«Жить, чтобы рассказывать о жизни» Габриэля Гарсиа Маркеса
В своей книге «Жить, чтобы рассказывать о жизни», вышедшей на русском языке, Габриэль Гарсиа Маркес вместо обещанных мемуаров представил роман в стиле «магического реализма». В бурные последние месяцы имя Габриэля Гарсиа Маркеса у всех на слуху. И дело здесь, конечно, не во всплывшем в интернете фальшивом прощальном письме колумбийского писателя, появившемся еще в 2000 году, и уж тем более – не в...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Гнев титанов»
В прокат выходит «Гнев титанов» — продолжение «Битвы титанов», в котором Персей вынужден помогать греческим богам в усмирении главного узника Тартара. Победив в прошлой серии Кракена и похоронив между фильмами жену, Персей (Сэм Уортингтон) растит сына вдали от воинской суеты. Статусу царствующего полубога он предпочел мирный удел рыбака и учит дитя не махать мечом, а ставить сети. Увы, от родстве...
  (читать дальше)

«Дирижер» Павла Лунгина в прокате
В прокат выходит фильм Павла Лунгина «Дирижер» — притча о том, что врать себе нехорошо, вдохновленная духовной музыкой. Вокруг прославленного дирижера Владислава Петрова (Владас Багдонас, фантастической мощи артист вильнюсского театра Meno Fortas) бурлят профессиональные и личные страсти. На носу гастроли в Иерусалиме, где оркестр с хором должны исполнить «Страсти по Матфею» епископа Иллариона (...
  (читать дальше)

Умер Тонино Гуэрра
В среду, 21 марта, в возрасте 92 лет скончался итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра. Всего пять дней назад, 16 марта, сценаристу, поэту, художнику Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. А сегодня пришли сообщения о его смерти. Дата и время похорон пока не определены. Сценарист Тонино Гуэрра, можно сказать, написал весь итальянский неореализм: дебютировав в 1953 году, он работал с Дам...
  (читать дальше)

«Белоснежка: месть гномов» в прокате
В российский прокат вышла сказка Тарсема Сингха «Белоснежка: месть гномов», очень современная сказка о барышне, белой как снег, румяной как кровь и чернявой как черное дерево Белоснежка, типичная принцесса, с хорошеньким кукольным личиком и идеальными манерами (Лили Коллинз) скромно живет в королевском замке, мечтает о любви, скучает по потерянному отцу и общается исключительно с залетающими к не...
  (читать дальше)

В прокате фильм «Тираннозавр» Пэдди Консидайна
В прокате фильм «Тираннозавр» – удостоенный множества наград дебютный фильм актера Пэдди Консидайна о том, что ад только внутри, утешение где-то рядом, а воздаяние на небесах. «Какого хера? – орет, вываливаясь из дверей на улицу с банкой дешевого пива, немолодой гопник в тренировочных штанах. – Это мои деньги!» Смирно ожидающий хозяина на тротуаре пес жалобно скулит, и Джозеф немедленно срывает ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)