воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Интервью Гарета Эванса, автора индонезийского фильма «Рейд»

Интервью Гарета Эванса, автора индонезийского фильма «Рейд»В прокат выходит «Рейд» — лихой боевик про штурм небоскреба индонезийским спецназом, сделанный режиссером британского происхождения с оглядкой на достижения корейских и гонконгских мастеров жанра

Валлиец Гарет Эванс отучился в киношколе, снял малобюджетный хоррор про подземный переход с датскими артистами, а потом вдруг обнаружился в Индонезии. Там режиссер сначала отметился местным хитом «Мерантау» про любовь, бедность и драки — было похоже на индийское кино без танцев, но со странным кун-фу. Теперь же в мировой прокат выходит фильм «Рейд», в котором группа спецназа штурмует подконтрольный наркобарону небоскреб. И это уже напоминает не болливудскую продукцию, а лучшие образцы жанра из Кореи и Гонконга. В одной из центральных сцен герой прокладывает себе дорогу жизни по коридору, забитому злыми квартирантами с мачете: сначала дубинкой, потом ножами, а под конец в ход идут голые кулаки, лампы освещения и дверной косяк. Компания Sony так воодушевилась материалом, что для международного проката организовала новый саундтрек, написанный сооснователем группы Linkin Park Майком Шинодой. Корреспондент «Газеты.Ru» позвонил режиссеру в Джакарту и спросил, как это все получилось.

— Вас, наверное, постоянно об этом спрашивают, но все же: как так получилось, что валлиец вдруг стал самым известным в мире индонезийским режиссером, специализирующимся на фильмах про боевые искусства?

— Ну, это долгая история. Начнем с того, что моя жена — индонезийская японка. Я пытался сделать кинокарьеру в Великобритании, но, если честно, плохо старался: не вкалывал, не прикладывал особых усилий, чтобы меня заметили, — в общем, забивал на работу. И так вот мы жили какое-то время в Соединенном Королевстве, а потом, видимо, супруге такой порядок вещей надоел, она сделала пару телефонных звонков в родную Индонезию и пристроила меня снимать там документальное кино. И вот, представьте, работаю я документалистом в Индонезии, где до этого ни разу не был, и на протяжении шести месяцев снимаю документальный фильм про силат. Это такая местная разновидность боевых искусств. Я, конечно, был хорошо знаком с самыми разнообразными техниками рукопашного боя — от кун-фу до муай-тай, но о силате даже не слышал на тот момент. Тема увлекла до одержимости, меня же всегда интересовало то, как боевые искусства работают в кино. И, снимая эту документалку, я познакомился с Ико (Ико Ювайс. — прим. «Газеты.Ru»), который потом сыграл главные роли в моих фильмах «Мерантау» и «Рейд».

— То есть вы его увидели и сразу поняли, что надо делать боевик?

— Когда я его в первый раз увидел, то вообще ничего о нем не подумал: просто какой-то парень, который изучает силат и работает курьером в телефонной компании, — ничего особенного. Но с первыми же движениями Ико словно превратился в другое существо, оказался невероятно киногеничен. Силат и сам по себе дико красивая штука, но то, каким его делает Ико, это просто нечто. Такое ощущение, что он чувствует, как каждое движение, каждый прием выглядит со стороны, причем именно с той стороны, где стоит камера. В общем, я был крайне удивлен и поражен и тут же сказал жене, которая была моим продюсером, что надо хватать этого парня и работать с ним. С этого все и началось.

— А легко было найти в Индонезии деньги никому не известному иностранцу на, в общем-то, почти дебют?

— Странное дело, но снимать «Мерантау» было тяжелее с точки зрения режиссуры, потому что я тогда почти не говорил на языке и во многом полагался на свою команду. Но в смысле финансов все было гораздо проще, чем потом с «Рейдом»: на съемках «Мерантау» мой продюсер был сказочным опекуном — расписание свободное, оборудование любое, какое пожелаю. Экономика в регионе была на подъеме, и все были полны оптимизма. Съемки «Рейда» пришлись на кризисные годы: сборы становились все меньше, а фильмы — все дешевле, даже по индонезийским меркам. В общем, хотели снять фильм, который стоил бы в два раза больше, чем «Мерантау», но никто не давал денег — пришлось придумать историю, которая обошлась бы вдвое дешевле, чем первый фильм. На съемках потом вспоминал свое прошлое в независимом кино и вернулся к трюкам и уловкам, используемым в малобюджетных фильмах. Зато я уже мог без переводчика объясняться с артистами и съемочной группой, так что рабочий процесс упростился.

— «Мерантау» был больше похож на помесь болливудского боевика с фильмом Джеки Чана, а «Рейд» скорее напоминает современное кино из Гонконга и Кореи: этакий боевитый нуар про копов и гангстеров — мрачный, резкий, с брутальными поединками. Это вам ближе?

— Ну, мы не садились за стол и не говорили: «так, а теперь давайте сделаем более жестокий фильм, такой, чтобы в нем было побольше насилия и агрессии». Когда мы работаем над хореографией поединков, она определяется психологическими характеристиками ситуации, героев, обстоятельствами, в которые помещает их наша история. В «Мерантау» главный герой был «хорошим парнем», «славным малым», который просто попал в переплет: он же там полфильма старается избегать драк и бьет людей только в случае крайней необходимости — да так притом, чтобы не сильно им повредить. В «Рейде» же ситуация с самого начала описывается формулой «убивай ты, или убьют тебя»: оставишь кого-нибудь в живых — он потом встанет и всадит в тебя нож. Отсюда и соответствующая хореография: каждый удар наносится с расчетом убить противника. Ну или хотя бы нанести ему такую травму, чтобы он уже не смог ответить.

— Кстати, о насилии, вы там в самом начале даже ребенка убиваете — американцы не просили вырезать эту сцену?

— Нет, сказали, что все в порядке. Но, конечно, съемка этой сцены с ребенком была деликатным моментом — думаю, это заметно по результату. То, как мужики рубятся друг с другом, у нас довольно подробно показано, но смертью ребенка любоваться мы не хотели, она спрятана в расфокусе. Важно было ввести этот эпизод в историю, но не превратить его в эксплуатацию, так что это убийство случается почти за кадром. Оно нужно не для того, чтобы спровоцировать у зрителя отвращение, а для того, чтобы его шокировать, задать некий уровень насилия, адекватный реалиям картины.

— Вы, наверное, корейцев с гонконгцами последнее время много смотрели?

— Как кинозритель я смотрю все подряд, но азиатское кино люблю отдельно и трепетно. И сегодня нет никого круче, чем корейцы. То, что они делают в последние годы, просто феноменально. Я огромный фанат таких фильмов, как «Я видел дьявола» (картина Кима Джи Уна про копа, который переманьячил маньяка. — «Газета.Ru») или «Мать» (лента Пона Джунхо про мать умственно отсталого подозреваемого, расследующую убийство девушки. — «Газета.Ru») — великие произведения о добре и зле. Корейцы на какой-то запредельный уровень класса и качества вышли...

«Желтое море»! Извините, вспомнил: вот еще один прекрасный фильм, который недавно посмотрел (лютый трехчасовой фильм На Хон Чжина про должника мафии, подписывающегося на убийство гангстера). Так что отрицать влияние корейского кино на мою работу — хотя бы на подсознательном уровне — не буду. Но в том, что касается хореографии рукопашных схваток и того, как снято действие, то я скорее ориентируюсь на «Золотой век» гонконгских боевиков — 1980-е годы и самое начало 1990-х. Главная идея заключается в том, чтобы каждый кадр выстраивать по законам хореографии. Тут нужно не просто снять общим планом драку, крупным — удары, а потом смонтировать все это пободрее. Нужно заранее расписать каждое движение артистов и камеры. Тут на меня как раз повлияли Чжеки Чан, Саммо Хун и тайский постановщик боев Панна. Они фантастические мастера.

С другой стороны, у Джона Ву, Сэма Пекинпа я почерпнул идею чистоты и важности деталей: когда снимаешь экшн, нужно понимать, как устроено пространство, в которое ты помещаешь действие, выстраивать его в соответствии с логикой истории. А от корейцев у меня в «Рейде» как раз суровость, наверное. Хотелось показать, что силат — это не только красивое, но и по-настоящему боевое искусство, в нем есть агрессия, что я нахожу очень интересным. А чтобы это показать, нужно было и атмосферу помрачнее создать — гнетущую, с постоянным чувством опасности.

— С мрачностью все в полном порядке: на лестницах и в коридорах темно, серо и неуютно. Полная противоположность разноцветным улицам и неоновым клубам Джакарты в «Мерантау».

— Ага, мы как раз стремились на этот раз к гораздо более давящей атмосфере. Играли с тем, насколько замкнутым и клаустрофобическим может быть пространство небоскреба, в который гораздо проще проникнуть, чем выбраться из него. Когда я писал сценарий «Рейда», был момент осознания: если вынести за скобки боевые искусства и экшн, то перед нами, что называется, survival horror — ужастик про выживание в неблагоприятных, скажем так, условиях. А раз это survival horror, то он и выглядеть должен соответственно. Так появился чувак с мачете, который ищет спрятавшихся беглецов: идет по коридору и постукивает лезвием по кафельным стенам. Или сцена, в которой парни прячутся в тесном застенке. Это все из хорроров. Полумрак в коридорах, замкнутые пространства, игра теней и света, приглушенные цвета. Вот, кстати, к разговору об источниках вдохновения: Джон Карпентер на меня очень сильно повлиял и еще Уолтер Хилл. Все, что я смотрел в детстве, так или иначе проявляется.

— В международный прокат, в том числе в России, фильм выходит с саундтреком одного из лидеров группы Linkin Park Майка Шиноды. Хотя на первых показах в «Рейде» звучала музыка индонезийских композиторов Арии Прайоги и Фаджара Юскемаля. Почему Sony решила заказать новый саундтрек для международного проката?

— Sony купила права на «Рейд», еще когда мы снимали его, и меня сразу спросили, не буду ли я против того, чтобы для американского проката была записана отдельная версия, которую они могли бы использовать для раскрутки фильма. Это, кстати, было еще до того, как наши индонезийские авторы написали свою версию, так что дело тут не в претензиях, а в маркетинговом планировании. Американцы все продумали заранее: отправили куски отснятого материала Майку Шиноде, он воодушевился и вписался в проект, позвал в напарники Джо Трапанезе — парня, который работал с Daft Punk над саундтреком к новому «Трону». Для меня ситуация была прекрасная: я увидел, как авторы с совершенно разным культурным и музыкальным бэкграундом интерпретируют мой фильм. Причем Майку и Джо я не давал никаких указаний, потому что не хотел повторяться и направлять их по тому же пути, который подсказывал Фаджару и Арии. Тем не менее в некоторых сценах музыкальные решения очень похожи, прежде всего по настроению и по расстановке акцентов: материал и его монтаж все-таки диктуют композиторам какие-то ходы. В итоге я фанат обеих версий: в одной мне больше нравятся композиции к одним эпизодам, в другой — к другим. В идеальном мире я бы мог даже сделать микс из этих саундтреков.

— Можно было бы озвучить им режиссерскую версию и выпустить на DVD...

— Ха-ха, если я так поступлю, в бешенство придут оба творческих коллектива: «эй, почему ты не использовал мою версию в этой сцене?!» Так что лучше я оставлю этот идеальный саундтрек в своем воображении.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

«Жить, чтобы рассказывать о жизни» Габриэля Гарсиа Маркеса
В своей книге «Жить, чтобы рассказывать о жизни», вышедшей на русском языке, Габриэль Гарсиа Маркес вместо обещанных мемуаров представил роман в стиле «магического реализма». В бурные последние месяцы имя Габриэля Гарсиа Маркеса у всех на слуху. И дело здесь, конечно, не во всплывшем в интернете фальшивом прощальном письме колумбийского писателя, появившемся еще в 2000 году, и уж тем более – не в...
  (читать дальше)

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Гнев титанов»
В прокат выходит «Гнев титанов» — продолжение «Битвы титанов», в котором Персей вынужден помогать греческим богам в усмирении главного узника Тартара. Победив в прошлой серии Кракена и похоронив между фильмами жену, Персей (Сэм Уортингтон) растит сына вдали от воинской суеты. Статусу царствующего полубога он предпочел мирный удел рыбака и учит дитя не махать мечом, а ставить сети. Увы, от родстве...
  (читать дальше)

«Дирижер» Павла Лунгина в прокате
В прокат выходит фильм Павла Лунгина «Дирижер» — притча о том, что врать себе нехорошо, вдохновленная духовной музыкой. Вокруг прославленного дирижера Владислава Петрова (Владас Багдонас, фантастической мощи артист вильнюсского театра Meno Fortas) бурлят профессиональные и личные страсти. На носу гастроли в Иерусалиме, где оркестр с хором должны исполнить «Страсти по Матфею» епископа Иллариона (...
  (читать дальше)

Умер Тонино Гуэрра
В среду, 21 марта, в возрасте 92 лет скончался итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра. Всего пять дней назад, 16 марта, сценаристу, поэту, художнику Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. А сегодня пришли сообщения о его смерти. Дата и время похорон пока не определены. Сценарист Тонино Гуэрра, можно сказать, написал весь итальянский неореализм: дебютировав в 1953 году, он работал с Дам...
  (читать дальше)

«Белоснежка: месть гномов» в прокате
В российский прокат вышла сказка Тарсема Сингха «Белоснежка: месть гномов», очень современная сказка о барышне, белой как снег, румяной как кровь и чернявой как черное дерево Белоснежка, типичная принцесса, с хорошеньким кукольным личиком и идеальными манерами (Лили Коллинз) скромно живет в королевском замке, мечтает о любви, скучает по потерянному отцу и общается исключительно с залетающими к не...
  (читать дальше)

В прокате фильм «Тираннозавр» Пэдди Консидайна
В прокате фильм «Тираннозавр» – удостоенный множества наград дебютный фильм актера Пэдди Консидайна о том, что ад только внутри, утешение где-то рядом, а воздаяние на небесах. «Какого хера? – орет, вываливаясь из дверей на улицу с банкой дешевого пива, немолодой гопник в тренировочных штанах. – Это мои деньги!» Смирно ожидающий хозяина на тротуаре пес жалобно скулит, и Джозеф немедленно срывает ...
  (читать дальше)

«Грозовой перевал» Андреа Арнольд в прокате
В прокат вышел «Грозовой перевал», в котором режиссер Андреа Арнольд помещает роман Эмили Бронте в XVIII век, но содержанием наполняет современным: социальное неравенство сменила расовая нетерпимость. Мистер Эрншо, владелец небольшого поместья «Грозовой перевал» в йоркширских пустошах, из христианских чувств усыновляет встреченного в городе бездомного мальчишку. Эрншо нарекает его Хитклифом и вел...
  (читать дальше)

На телеканале «Россия» показали сериал «Белая гвардия»
Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Белая гвардия», снятого Сергеем Снежниным по роману Михаила Булгакова, в котором актерской игре удалось сдержать наступление «сериальности». Лариосик: Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович. Мышлаевский. Достигается упражнением. Хорошо знакомый по книге сюжет: в декабре 1918 года немецкие войска покидают Киев, и вместе с ними бежит и глав...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)