воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Гастроли Мариинского балета на фестивале «Золотая маска»

Гастроли Мариинского балета на фестивале «Золотая маска»На Новой сцене Большого театра открываются гастроли балета Мариинского театра, которые пройдут в рамках фестиваля «Золотая маска». В программе полнометражный «Парк» и тройка одноактных балетов.

«Парк», который покажут в Большом в среду и четверг, поставлен французским хореографом, выходцем из Албании Анжленом Прельжокажем. Это перенос спектакля 1994 года, сделанного им в Париже. И национальность автора в данном случае имеет решающее значение: собственно говоря, балет возник из изумленного восхищения постановщика-иностранца труппой Парижской оперы. До прихода в прославленный театр Прельжокаж создал себе имя в области современного танца, после чего руководство балета Opera, чуткое в вопросах репертуара, пригласило креативного новатора. Ему был дан карт-бланш – ставь что хочешь. Столкнувшись с лучшими в мире танцовщиками, хореограф обомлел. «Тут разлит истинный французский дух, артисты хранят в себе этот дух на мышечном, генетическом, клеточном уровне», – впоследствии вспоминал Прельжокаж. Даже житейская манера держаться, какой-нибудь поворот головы, улыбка или жест руки – и те производили особое впечатление. Но это мог заметить лишь незамыленный взгляд со стороны. Албанец Прельжокаж заметил. И придумал способ выразить понимание в танце.

Ему было понятно, что балет надо ставить, во-первых, о нежных чувствах: ведь на второй родине албанца на любви собаку съели.

И очень хотелось чего-то истинно французского, способного до того самого клеточного уровня выразить национальную ментальность.

В голову хореографа пришел образ Версаля – точнее, Версальского парка. Прельжокаж изучил пасторальные картины Ватто, Буше и Фрагонара и увлекся старинными любовными романами. Он зачитывался «Принцессой Клевской», «Опасными связями» и томиками Кребийона-младшего. На стыке рафинированных и одновременно жгучих строк со старинной садово-парковой культурой родился балет «Парк» – оммаж традициям любимой Франции.

Но Прельжокаж не был бы самим собой, если бы не отшатнулся от простой ностальгии. Он жаждал показать истоки, но в современном развитии. Поэтому музыка Моцарта периодически прерывается скрежетом современных композиций. А безымянные герои балета, хоть и одеты в роскошные и красивейшие костюмы XVIII века, но фланируют на фоне металлических деревьев конической формы: актуальное преломление темы регулярного сада. Садовники этого сада, современные купидоны (именно им предназначена «скрежещущая музыка) чем-то похожи на роботов: деловито и заботливо пестуют рафинированных обитателей подведомственной территории, носящих атлас и фижмы, шляпы с перьями и расшитые камзолы, парики и кружевное дезабилье. А обитатели самозабвенно играют в странности любви: для чего еще и нужны тенистые аллеи Версаля?

В первый вечер танцуют Виктория Терешкина и Александр Сергеев, во второй – Диана Вишнева с Константином Зверевым. В идеале смотреть стоит оба состава: это тот случай, когда рекомендовать что-то одно невозможно.

Героиня Терешкиной полна сосредоточенного исступления: в трех великолепных дуэтах она наращивает накал любовных игр, от невинного флирта в ясный полдень до обморочной страсти на фоне ночного неба. Француженка Вишневой почти беспечно купается в океане любви, пленяя неординарной глубиной переживаний. Особенно эффектен момент, когда кавалер, изо всех сил целуя даму, одновременно вертит ее в пространстве, не прикасаясь к женскому телу руками. Она же, не отрывая губ, носится в воздухе по окружности, крепко обхватив партнера за плечи.

Вишнева появится на гастролях еще раз – в одноактном балете «Лабиринт», который можно увидеть 6 апреля. Это постановка американки Марты Грэам, чьим творчеством Диана, желающая расширять репертуар, увлеклась сравнительно недавно.

Балеты Грэам у нас известны мало: ее труппа здесь не выступала. Расцвет легендарной модернистки пришелся на годы, когда в Советском Союзе увлеченно боролись с формализмом в искусстве. Потом хореограф умерла, и без нее все окончательно заглохло. «Лабиринт» основан на древнегреческом мифе о Тезее и Минотавре: герой ритуально спускается в подземелье, где обитает чудище с рогами, и побеждает его. В эту историю феминистка и фрейдистка Греам внесла два существенных изменения. Во-первых, вместо Тезея идет Ариадна, его весьма решительная возлюбленная. Во-вторых,

битва с Минотавром имеет аллегорический характер: это скорее вытеснение личных фобий из подсознания.

Тем не менее сценическое чудовище вполне похоже на человекобыка с рогами, а Ариадна мужественно участвует в мистериальном танце, полном аллюзий: в хореографии нет ничего от ясной «развернутости» классического балета, зато имеется множество ссылок к другим стилям танцев, вплоть до восточных.

Но царит фирменная манера Греам – ее телесные «сжатия» и «расслабления», напоминающие, что тело в пространстве танца подчиняется не иллюзии полетов, как в классике, а земному закону всемирного тяготения.


Два других балета программы, которые тоже покажут в пятницу, не столь значимы. Но один из них, на музыку Шопена, привлечет тех, кто видел фильм «Черный лебедь». Балет «Without» сделан Бенжамином Мильпье в 2008 году в Нью-Йорке. Уже после этого постановщик засветился в картине Аронофски – и прославился.

Название балета – «Без» – видимо, означает отсутствие сюжета: хореограф описал свое творение как «концертные танцы для десяти солистов».

Правда, свою историю рассказывают костюмы исполнителей: танцовщицы сверкают красным, синим, оранжевым и лиловым. Танец вполне корректный: неоклассика, которая не режет глаз непривычностью, намекает на какие-то личные отношения персонажей. Что касается третьего балета, под названием «Простые вещи», то хореограф Эмиль Фаска затеял рассказ о Жанне д`Арк. На сцене есть рыцари и монахи, лилии в декорациях отсылают к королям Франции, а музыка Арво Пярта обязывает постановщика ваять нечто многозначительное. Главное тут – балерина Екатерина Кандаурова в роли Жанны: героиня французского народа сексуально затянута в кожу, одним взмахом длиннющей ноги повелевая стайкой мужчин.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Музыка":

В Москве побывал Френсис Форд Коппола
В Москве побывал Френсис Форд Коппола – режиссер прилетел в Москву представить зрителям свой фильм «Между», ответить на вопросы начинающих кинематографистов и поговорить о кино с уже состоявшимися российскими режиссерами. Корреспондент «Газеты.Ru» провел день, наблюдая за встречами и разговорами легенды американского кино в Москве. Отведенный под общение с публикой день был расписан как трехактн...
  (читать дальше)

Выставка «Комиссар исчезает» в Музее истории ГУЛАГа
В Музее истории ГУЛАГа впервые показывают выставку Дэвида Кинга «Комиссар исчезает», посвященную фотофальсификациям в сталинскую эпоху. Редко удается предугадать, почему и в какой момент чужие, будто бы не касающиеся вас сюжеты вдруг становятся очень личными. Когда Дэвид Кинг, в 1970-x молодой арт-директор лондонского журнала The Sunday Times, впервые посетил СССР, у него и в мыслях не было посв...
  (читать дальше)

Интервью создателей фильма «Сфера колдовства»
Создатели фильма «Сфера колдовства» рассказали «Газете.Ru» о том, где в кино пересекаются художественное и научное, кино и биология, маленький мир одного пруда и большой мир детства. Французские биологи-кинематографисты Клод Нуридзани и Мари Перенну стали известны, когда сняли медитативный фильм о жизни насекомых «Микрокосмос». Продюсером был Жак Перрен, но пути натуралистов от кино разошлись: по...
  (читать дальше)

Интервью Гарета Эванса, автора индонезийского фильма «Рейд»
В прокат выходит «Рейд» — лихой боевик про штурм небоскреба индонезийским спецназом, сделанный режиссером британского происхождения с оглядкой на достижения корейских и гонконгских мастеров жанра Валлиец Гарет Эванс отучился в киношколе, снял малобюджетный хоррор про подземный переход с датскими артистами, а потом вдруг обнаружился в Индонезии. Там режиссер сначала отметился местным хитом «Мерант...
  (читать дальше)

На «Золотую маску» с гастролями приехал Михайловский театр
В Москве начинаются гастроли петербургского Михайловского театра. До 4 апреля он будет выступать на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Покажут четыре балета и одну оперу. К энергичному и амбициозному директору Михайловского театра Владимиру Кехману относятся по-разному. Но есть вещи, которые можно поставить ему в неоспоримую заслугу. И прежде всего факт: в после...
  (читать дальше)

В Музыкальном театре выпустили оперу Прокофьева «Война и мир»
Премьера оперы «Война и мир» прошла в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Постановка эпопеи приурочена к 200-летию войны с Наполеоном. Все помнят, каков объем романа Льва Толстого. Для либреттиста (вторая жена Прокофьева Мирра Мендельсон) было сложно сделать выбор - что взять в оперу, а что не брать, и в каких пропорциях? Решение подсказывала эпоха создания ...
  (читать дальше)

«Дирижер» Павла Лунгина в прокате
В прокат выходит фильм Павла Лунгина «Дирижер» — притча о том, что врать себе нехорошо, вдохновленная духовной музыкой. Вокруг прославленного дирижера Владислава Петрова (Владас Багдонас, фантастической мощи артист вильнюсского театра Meno Fortas) бурлят профессиональные и личные страсти. На носу гастроли в Иерусалиме, где оркестр с хором должны исполнить «Страсти по Матфею» епископа Иллариона (...
  (читать дальше)

Вышел в свет MDNA – новый альбом Мадонны
Вышел в свет MDNA – первый за четыре года новый альбом Мадонны. За три дня до официального релиза он стал доступен в России для легального прослушивания, а ста тысячам первых – и для скачивания. «Стал доступен» – именно такой формулировкой приходится пользоваться для обозначения музыкальных релизов: новая цифровая реальность изменила лицо индустрии таким образом, что момент, когда запись становит...
  (читать дальше)

Пять выставок Московской фотобиеннале в галерее Зураба Церетели
Новые выставки Фотобиеннале в Галерее искусств Зураба Церетели: цветные репортажи о советском счастье от Владислава Микоши, черно-белые «концептуальные пустоты» Александра Слюсарева, сегодняшняя Гавана глазами Андрея Гордасевича и другие «отчеты о проделанной работе». Выставленные в галерее пять проектов из программы Фотобиеннале объединены одной из трех тем нынешнего фестиваля – «On the road». ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)