четверг, 15 марта 2012 г.

Выставка-презентация «Национальная портретная галерея» в Государственном историческом музее

Выставка-презентация «Национальная портретная галерея» в Государственном историческом музееВ Историческом музее открылась выставка-презентация «Национальная портретная галерея», которая должна послужить прообразом будущего музея с таким названием.

На первых порах музей будет виртуальным: заявлено о создании соответствующего сетевого проекта и мультимедийного портала. А в офлайне реализована та самая выставка-презентация, призванная обозначить движение вперед. Три музея – Исторический, Русский и ГТГ – скинулись произведениями до середины июня. И хотя делалось это без особого энтузиазма, все же задействованные коллекции достаточно богаты, чтобы выставка получилась не провальной. Ее хронологические рамки простираются от конца XVII столетия до начала ХХ. Главными героями выступают люди все больше узнаваемые – монархи, полководцы, писатели, ученые, но встречаются и персоны, ничем себя в истории не проявившие, просто сословные типажи.

Вообще все музейные выставки можно условно поделить на две категории – те, что придуманы искусствоведами, и те, что рекомендованы высоким начальством. С первыми более или менее понятно: они составляют суть музейной работы (хотя и не единственную), делаются обычно с увлечением и предполагают какую-то вменяемую концепцию. Что, естественно, не гарантирует удачи, но это подразумевается самими правилами игры. А вот с инициативами руководства дело обстоит посложнее. Хотя они не всегда бывают абсурдными, однако в большинстве случаев валятся как снег на голову и ставят кого в тупик, а кого на уши. И ведь не отмахнешься, даже обоснованными контрдоводами не отгородишься: чревато последствиями.

С другой стороны, пожелание власти влечет за собой неплохую для музейщиков возможность лишний раз приобщиться к средствам государственного бюджета.

Скажем, когда президент Медведев, посетив в ходе официального визита во Францию гастрольную выставку «Святая Русь» в Лувре, выдвинул инициативу реализовать такой же проект на родине, музейщики не растерялись и выкатили весьма солидную смету. Власти пришлось раскошелиться, но и результат нельзя было назвать позорным.

Нынешний случай стоит особняком хотя бы потому, что речь не просто о выставке, а об идее нового музея. Ее выдвинул в январе 2010 года премьер-министр Путин на встрече с министром культуры Авдеевым. Сославшись на мнение неназванных «представителей первой волны русской эмиграции»,

Владимир Владимирович поставил перед подчиненным задачу рассмотреть вопрос о создании Национальной портретной галереи. Александр Алексеевич взял под козырек и отправился думать.

А думать было над чем, поскольку этот сюжет соткан из одних проблем. Единственное, что не составляло труда, – это поиск прототипа. Заведение под названием «Национальная портретная галерея» существует в Лондоне с 1856 года и чувствует себя очень неплохо. Казалось бы, бери эту институцию за образец и делай все по кальке.

Но как раз никакой кальки здесь не просматривается. Музейная действительность в Англии и в России настолько разительно отличаются друг от друга, что даже сравнивать сложно, не то что заимствовать опыт. Самое главное, National Portrait Gallery возникла в довольно далекую эпоху, когда изобразительное искусство бытовало по совершенно иным законам, нежели сегодня. Словом, принцип формирования коллекции оттуда никак не позаимствуешь.

У нас в стране достаточно портретов известных людей прошлого, но подавляющее большинство этих экспонатов давно обретается в музеях вроде Третьяковки и Русского. Не стоит полагать, что тамошнее руководство беспрекословно подчинилось бы указанию разорять свои фонды ради некоего смутного проекта.

Да и негде пока аккумулировать портретные сокровища: у анонсированной галереи нет ни помещений, ни самостоятельного бюджета.

Однако саботировать высочайшее указание негоже, и коллегия Минкульта вырабатывает временные решения.

Если бы мы и впрямь имели дело с реальной концепцией будущего музея, к выставке неминуемо возникли бы вопросы и претензии. Почему, например, хронология закрывается 1917 годом? По каким критериям отбирались фигуранты? Имеет ли значение художественное качество портрета или важен лишь статус изображенного лица? Но для временной выставки, каковой «Национальная портретная галерея» сейчас и является, многие из подобных вопросов неактуальны.

Публика с любопытством посмотрит на прижизненный портрет государя Петра Алексеевича в латах и на образ последнего нашего императора Николая Александровича, запечатленный Ильей Репиным; оценит суровое благородство облика графа Суворова и интеллигентную простоту писателя Чехова; сравнит молодого Герцена с молодым Огаревым и мечтательно взгрустнет при виде жен декабристов Прасковьи Муравьевой и Наталии Фонвизиной. Чего-то большего от нынешней музейной «барщины» ожидать не приходится. О проделанной работе искусствоведы отчитались и теперь с тревогой вглядываются в будущее: а ну как высочайшая инициатива получит все-таки продолжение?
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Вручены литературные антипремии «Абзац» за 2011 год
Вручены литературные антипремии «Абзац» за 2011 год: лауреатами стали только переводные издания, а главный приз получил русский перевод книги британского специалиста по компьютерным гаджетам. В рамках проходящей выставки-ярмарки «Книги России» прошла церемония вручения литературных антипремий «Абзац» за самые сомнительные достижения книжного бизнеса в 2011 году. Главный антиприз «Полный Абзац» по...
  (читать дальше)

Интервью главного редактора Art Newspaper Russia
С апреля в России начнет ежемесячно выходить The Art Newspaper Russia – отечественная версия знаменитой газеты об изобразительном искусстве. Ее главный редактор арт-критик Милена Орлова рассказала «Парку культуры» о том, какой будет политика издания, на какие темы и сюжеты редакция намерена делать ставку, как мировые арт-новости сопрягутся с национальными. – Расскажите для начала о самом этом бре...
  (читать дальше)

Вышла книга Эдуарда Лимонова «В Сырах»
Вышла книга Эдуарда Лимонова «В Сырах» – очередной том необъявленной автобиографии писателя, политика, вождя и женолюба, в котором он дает мастер-класс по искусству жить в отдельно взятом районе Москвы. Лимонову 60 лет, он выходит из тюрьмы и селится в Сырах – так он называет район Нижней Сыромятнической улицы, уголок Москвы между Курским вокзалом, Яузой и Садовым кольцом. Вроде бы почти центр, ...
  (читать дальше)

«Грозовой перевал» Андреа Арнольд в прокате
В прокат вышел «Грозовой перевал», в котором режиссер Андреа Арнольд помещает роман Эмили Бронте в XVIII век, но содержанием наполняет современным: социальное неравенство сменила расовая нетерпимость. Мистер Эрншо, владелец небольшого поместья «Грозовой перевал» в йоркширских пустошах, из христианских чувств усыновляет встреченного в городе бездомного мальчишку. Эрншо нарекает его Хитклифом и вел...
  (читать дальше)

На телеканале «Россия» показали сериал «Белая гвардия»
Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Белая гвардия», снятого Сергеем Снежниным по роману Михаила Булгакова, в котором актерской игре удалось сдержать наступление «сериальности». Лариосик: Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович. Мышлаевский. Достигается упражнением. Хорошо знакомый по книге сюжет: в декабре 1918 года немецкие войска покидают Киев, и вместе с ними бежит и глав...
  (читать дальше)

Ученые из РФ и ФРГ запустили проект по поиску потерянных экспонатов
Ученые России и Германии в рамках нового проекта "Российские музеи во Второй мировой войне" рассчитывают обнаружить местоположение тысяч утраченных во время войны объектов культурного наследия, сообщили в четверг участники проекта. "С 1999 года Министерство культуры РФ выпустило 50 книг сводного каталога российских потерь. Базой для работы стали данные 30-х - 40-х годов", - сказала представитель...
  (читать дальше)

Интервью с Уиллемом Дефо
В прокат выходит «Джон Картер» — экранизация сюжета из цикла романов Эдгара Райса Берроуза об одноименном ветеране гражданской войны в США, который попадает на Марс, становится там лидером сопротивления тирану и завоевывает сердце марсианской принцессы. За перенос на экран старомодной классики фантастической литературы (Берроуза чаще вспоминают как автора «Тарзана», но его марсианский цикл на мно...
  (читать дальше)

Интервью с актером Дэнни де Вито о мультфильме «Лоракс»
Актер Дэнни де Вито, озвучивший в мультфильме «Лоракс» заглавного героя, рассказал «Парку культуры» о работе над картиной, о встрече с ногой Анджелины Джоли и о детском кино. Во вторник, 6 марта, состоялась российская премьера мультфильма «Лоракс» — экранизации иллюстрированной книги Доктора Сьюсса про город, где торгуют воздухом, потому что все деревья когда-то вырубили. Дэнни де Вито озвучил в ...
  (читать дальше)

Проект «Гражданин Поэт» Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова завершает работу «Гражданской панихидой»
Проект Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Гражданин Поэт» завершается: 5 марта вышел последний выпуск, а закончится годичная эпопея политической поэзии двумя концертами в «Крокус Сити Холле». Проект «Гражданин Поэт» завершается двумя концертами «Гражданская панихида на смерть Проекта», которые пройдут в московском «Крокус Сити Холле» 5 и 6 марта. Помимо «гражданина» — актера Михаила Ефремова и «п...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)