среда, 21 марта 2012 г.

Выставка «Исследование материала: поглощение» Евгения Антуфьева в галерее «Риджина»

Выставка «Исследование материала: поглощение» Евгения Антуфьева в галерее «Риджина»На выставке «Исследование материала: поглощение» в галерее «Риджина» молодой, но уже раскрученный художник из Тувы Евгений Антуфьев прокладывает дорогу от шаманизма к китчу.

Еще в позднесоветские времена сложилось довольно устойчивое мнение, что наше современное искусство в сравнении с мировым выглядит самодеятельным и провинциальным. Даже кратковременные успехи бывших нонконформистов на западном рынке этого ощущения не переломили: бум списали на эйфорию вокруг гласности и перестройки. Когда взлетевшие было котировки авторов из России резко пошли на снижение, интеллектуалы понимающе переглядывались: ну конечно, со свиным-то рылом да в калашный ряд…

Так бы мы и жили с этим комплексом, если бы в последние годы не выяснилось, что молодежь-то наша в тренде.

Вернее, сразу в нескольких трендах – и все интернациональные. Представители новой генерации осмотрелись по сторонам, побывали за границей, поучились в продвинутых учреждениях, навели мосты в среде критиков и кураторов – и стали мало отличимы от своих ровесников в других странах.

Одним из тех авторов, на кого с недавних пор обращают внимание галеристы, стал уроженец Тувы Евгений Антуфьев – художник и впрямь еще юный, лауреат премии Кандинского-2009 в молодежной номинации. Не сказать, впрочем, что его тогдашний победительный проект под названием «Объекты защиты» отличался особой оригинальностью с точки зрения международных тенденций. Как раз наоборот – легко в них укладывался: самопальная этнография и интерпретации архаических культов на сегодняшней арт-сцене весьма популярны. Надо полагать, антуфьевские вариации на тему шаманизма приглянулись именно по причине их конвертируемости, что косвенно подтверждается скоропалительным привлечением этого автора к выставкам в Париже и Нью-Йорке.

В принципе, разрабатывать сюжеты с талисманами, оберегами и ритуальными черепами животных можно было бы еще долго, благо конъюнктура позволяет, но в число важнейших доблестей современного художника входят динамизм и переменчивость персональной манеры. Застоялся на ступеньке эскалатора – неминуемо поехал вниз. Так что вряд ли стоит удивляться, что новый проект Антуфьева в галерее «Риджина» наследует его прежним работам лишь отчасти. Хотя ставка на рукоделие с архетипическими мотивами здесь сохранена, однако источником вдохновения вместо шаманизма теперь служит медийный трэш, например ужастики про инопланетных монстров, мультсериал «Непобедимая принцесса Шира», компьютерные игры и т. п. Разумеется, инсталляция «Исследование материала: поглощение» ничего из этого не воспроизводит впрямую: Антуфьев предпочитает метафоры. Накануне вернисажа он написал в своем блоге: «Важная выставка, там будет все, что мне нравится сейчас: хрусталь, кости, мрамор, слизь, розовый цвет, кристаллы».

Все упомянутое действительно присутствует.

К этому списку можно еще добавить коллажи, вышивки, искусственные цветы, псевдомандалы из стразов, настольный фонтанчик, кривое зеркало и лоскутных монстров с множеством конечностей.

Для пущего эффекта из головы одного чудовища вырываются клубы пара. А при входе в галерею посетителям настойчиво рекомендуют обуть бахилы и надеть на голову клоунский колпак. Желающим взглянуть на экспозицию в необычном ракурсе предлагается калейдоскопический окуляр. Барочно-трэшевая избыточность проекта может создать у неопытного зрителя ощущение дилетантского балагана, однако не все так просто.

Да, конечно, балаган, но вполне респектабельный по сегодняшним меркам.

Субъективный навал объектов на заданную тему является общим местом в международной практике: сейчас так носят. И упрекнуть Евгения Антуфьева можно отнюдь не в китчевой самодеятельности, а как раз в несколько механическом следовании распространенной моде. Включенность наших авторов в мировой арт-процесс именно этим и чревата – отсутствием даже претензий на собственные стратегические идеи. Обилие оттенков и девиаций внутри чужой схемы лишь подчеркивает несамостоятельность развития. И дело даже не в национальной самобытности, бог бы с ней.

От юных дарований все-таки ждешь неожиданных ходов и решений – не в деталях, а установочно.

Впрочем, перепевать друг друга на все лады молодым тоже свойственно. Проблема в том, что с годами способность к заимствованиям у многих сохраняется, а вот подлинная креативность – гораздо реже. Стоило бы пользоваться возрастным моментом не только для строительства карьеры, но и для реальных прорывов. Потом, скорее всего, будет не до того.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Протоиерей Всеволод Чаплин решил создать центр современного искусства
Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов о Pussy Riot к делу – решил организовать центр современного искусства на базе храма, в котором служит. В партнеры себе деятель церкви позвал галериста, директора музея PERMM Марата Гельмана. При храме Святого Николая на Трех горах в Москве может появиться центр современного искусства. Настоятель храма, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русско...
  (читать дальше)

Выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в Русском музее
В Русском музее открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», на которой представлены графические работы известного живописца. В обширном наследии Брюлловых, казалось бы, все известно и изучено. В 1822 году два брата, старший Александр и младший Карл, успешные выпускники Академии художеств, отправляются на стажировку в Италию. По возвращении младшего, ставшего живописцем, ждал в Пет...
  (читать дальше)

В прокате фильм «Тираннозавр» Пэдди Консидайна
В прокате фильм «Тираннозавр» – удостоенный множества наград дебютный фильм актера Пэдди Консидайна о том, что ад только внутри, утешение где-то рядом, а воздаяние на небесах. «Какого хера? – орет, вываливаясь из дверей на улицу с банкой дешевого пива, немолодой гопник в тренировочных штанах. – Это мои деньги!» Смирно ожидающий хозяина на тротуаре пес жалобно скулит, и Джозеф немедленно срывает ...
  (читать дальше)

Выставка «Двойная перспектива» в Московском музее современного искусства
Выставка «Двойная перспектива», развернутая на двух площадках Московского музея современного искусства, предлагает обширную панораму искусства Японии. Знатоком японского быта в сегодняшней Москве может считаться, пожалуй, каждый второй, во всяком случае, каждый второй четко представляет, что такое икебана, оригами, тамагочи, манга, суси, сакэ и сакура. Насчет современного японского искусства наш...
  (читать дальше)

Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»
Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»: китайский «человек-невидимка» Лю Болинь сливается с ландшафтом, австрийская группа G.R.A.M. инсценирует парламентские склоки, француз Бернар Плоссю ностальгирует по Америке 70-х. Лет десять назад многим представлялось, что мировая мода на современное китайское искусство окажется мимолетной. В голову приходили аналогии с бумом конца 80-х, к...
  (читать дальше)

Съемки "Малефисенты", где Джоли сыграет злую фею, начнутся в июне
Сказку "Малефисента" (Maleficent), где Анджелина Джоли (Angelina Jolie) сыграет злую фею, а Элль Фэннинг (Elle Fanning) - принцессу Аврору, начнут снимать в Лондоне в июне, сообщает в пятницу The Hollywood Reporter. Вариация на тему "Спящей красавицы", где основу сюжета составляют сложные взаимоотношения между принцессой и злой волшебницей, задумывалась на студии Disney уже давно, однако проект ...
  (читать дальше)

Объявлены номинанты на премию «Ника» за 2011 год
Объявлены номинанты кинопремии «Ника»: в главной номинации представлены пять картин, на большинство призов претендуют «Елена» Андрея Звягинцева, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Объявлены номинанты 25-го сезона премии Российской академии кинематографических искусств «Ника»: на награду за лучший фильм претендуют пять картин – «Елена» Андрея Звягинцева, «Высоцкий...
  (читать дальше)

Парк "Музеон" превратится в творческую мастерскую и культурный центр
Парк "Музеон", расположенный между парком имени Горького и "Красным октябрем", уже с нынешнего лета превратится в заметную точку на культурной карте Москвы, заявил журналистам в среду глава городского департамента культуры Сергей Капков. С 1992 года парк стал хранилищем советских скульптур - так, именно сюда с Лубянской площади привезли памятник Феликсу Дзержинскому работы Вучетича. Монументы по...
  (читать дальше)

Путин осмотрел отреставрированную панораму "Бородинская битва"
Премьер-министр РФ Владимир Путин стал одним из первых посетителей музея-панорамы "Бородинская битва", который открылся накануне после реставрации и обновления экспозиции, приуроченных к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Музей, куда глава правительства приехал в сопровождении мэра Москвы Сергея Собянина, существует в столице почти полвека. Здание цилиндрической формы на Кутузовском проспе...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)