пятница, 2 марта 2012 г.

Выставка «Гений да Винчи» в арт-центре «Ветошный» открылась

Выставка «Гений да Винчи» в арт-центре «Ветошный» открыласьВ столичном арт-центре «Ветошный» открылась выставка «Гений да Винчи», представляющая собой наглядное пособие для всех, кто интересуется как художественным, так и техническим творчеством Леонардо да Винчи.

Среди всех персональных брендов в мире искусства Леонардо, пожалуй, самый раскрученный. При этом коммерческая составляющая легенды никак не связана с торговлей произведениями «флорентийского кудесника», как называли его современники. Торговать-то практически нечем: наследие маэстро, дошедшее до наших дней, давным-давно сосредоточено в крупнейших мировых музеях и архивах. На рынке не встретишь даже захудалого автографа на клочке бумаги. Однако есть много других возможностей заработать на имени гениального автора — от сбыта сувенирных маек с изображением «Моны Лизы» или «витрувианского человека» до продвижения популярных книжных и кинопроектов проектов вроде приснопамятного «Кода да Винчи». Не упустить своей прибыли норовят и представители зрелищного научпопа.

Около десяти лет назад возникла идея собрать в рамках единого шоу буквально все придумки, когда-либо приходившие в голову титана ренессансной мысли и зафиксированные в его трактатах и записных книжках.

Конечно, пришлось попыхтеть и вложиться, но результат вполне оправдал надежды инициаторов проекта — итальянской ассоциации Anthropos и компании Grande Exhibitions. Выставка успешно гастролирует по планете, иногда даже в двух точках одновременно, поскольку проект поддается клонированию. Скажем, недавняя демонстрация «Гения да Винчи» в Артиллерийском музее Петербурга совпала по времени с мадридской гастролью, а московский вернисаж происходит на фоне аналогичной выставке в Техасе.

Не стоит, впрочем, обиженно надувать губы и упрекать организаторов в подлоге. Эксклюзива никто и не обещал. Выставка не предполагает каких-либо уникальных экспонатов, тем более таких, которых бы касалась рука самого Леонардо. В отличие от нашумевшей лондонской экспозиции, собравшей под одной крышей девять из пятнадцати подлинных картин Леонардо, здесь нет речи о раритетах.

Новодельные макеты, компьютерное видео и качественные репродукции — вот что в арсенале. Если не завышать своих ожиданий, то продукт вполне пригоден для интеллектуального потребления.

В основу проекта положены рисунки и чертежи, по которым реконструированы десятки леонардовских изобретений в различных сферах — в гидравлике, аэродинамике, военной инженерии. Не секрет, что большинство из этих устройств и приспособлений при жизни да Винчи не только не были внедрены в практику, но даже и не макетировались в материале.

Правители, при чьих дворах работал гений, — представители рода Медичи, Лодовико Моро, Чезаре Борджиа, Франциск I — чаще всего ему благоволили, но предпочитали использовать его дарования для декорирования празднеств и создания произведений искусства. Научно-технические амбиции маэстро представлялись им или чересчур завиральными, или слишком дорогостоящими. Достоверно известно, что одно время Леонардо всерьез подумывал о переезде в Османскую империю, чтобы строить там по своему проекту мост через Босфор: этот сюжет мог бы стать его триумфом в качестве инженера. Но не срослось. А в Италии той поры было не до масштабных инноваций: там иноземные вторжения чередовались с местными вооруженными разборками, и от леонардовских идей монархи обыкновенно отмахивались.

В отсутствие прочной экспериментальной базы гений скорее фантазировал, нежели детально проектировал. Однако эти фантазии нередко носили прикладной характер. Не может не вызывать удивления, насколько изобретатель был нацелен на конкретные производственные нужды.

В экспозиции фигурируют многочисленные устройства для перекачки воды, перемещения грузов и уничтожения себе подобных. Да, несмотря на пацифистские, как говорят, взгляды, Леонардо много внимания уделял «оборонке». И хотя имеются определенные сомнения насчет того, что всевозможные «скорострельные орудия многонаправленного действия» действительно функционировали бы, дойди вдруг дело до их внедрения, все же интенция очевидна. Автор хотел быть востребованным, пусть даже в несимпатичной ему милитаристской сфере. Осадные машины и подводные лодки, понтонные мосты и катапульты, скафандры и водоступы — все эти придумки теоретически могли бы заинтересовать его высоких покровителей, ведущих постоянные войны.

И даже прообраз современного вертолета или «махолет» с матерчатыми крыльями не выглядят совсем уж бредовыми проектами даже с позиций пятисотлетней давности. Казалось бы, почему не попробовать? Но пробовать довелось уже потомкам.

Особый раздел выставки посвящен и живописным творениям Леонардо: все-таки слава его как художника по-прежнему затмевает прочие ипостаси. В частности, здесь во всех подробностях рассмотрена «Джоконда», снятая недавно французом Паскалем Котте на мультиспектральную камеру. Надо сказать, все эти укрупненные фрагменты в ультракрасном и ультрафиолетовом ореоле могли бы вдохновить разве что реставраторов, историков искусства и других узких специалистов, если бы речь не шла о легендарной картине. Устроители сделали ставку на то, что публика будет заинтригована приобщением к технологическим тайнам, и, пожалуй, не ошиблись. Во всяком случае, на вернисаже зрители послушно переходили от постера к постеру, один за другим открывая для себя анонсированные «25 секретов Моны Лизы»… Словом, шоу имени Леонардо да Винчи своих целей достигает: разгадать тайну гения у вас едва ли получится, зато вы получите возможность коснуться ее с разных сторон.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Толерантная такса
В конце девяностых, когда российская публика не имела представления о современном искусстве и не собиралась им обзаводиться, художник Олег Кулик силой заставил массового зрителя обратить внимание на эту terra incognita. Кулик создал образ, сопоставимый по мощности воздействия с рекламой МММ, "Белыми братьями" и эротической передачей "Про Это". Человек-собака, маску которого несколько лет подряд не...
  (читать дальше)

Катрин Беккер: мы делаем биеннале для зрителя
Московская международная биеннале молодого искусства, которая под девизом "Под солнцем из мишуры" в третий раз пройдет в июле-августе, обзавелась иностранным куратором и отказалась от множества разрозненных выставок в пользу основного проекта. Накануне объявления списка его участников РИА Новости пообщались с куратором Катрин Беккер и узнало о роли зрителя в современном арт-процессе и правилах вос...
  (читать дальше)

Dыставка живописца Сергея Калинина Le moulin в галерее «Триумф»
В галерее «Триумф» - выставка живописца Сергея Калинина Le moulin, на которой художник ставит рядом танцовщиц из «Мулен Руж» и стриптизерш из шоу «Crazy Horse», чтобы зритель сам сделал выводы Когда-то знаменитое кабаре на Монмартре служило источником вдохновения для богемы и множества людей самых разных статей. Афиши для «Мулен Руж» рисовал Тулуз-Лотрек. Здесь в конце века был впервые показан ст...
  (читать дальше)

Британские галереи выкупили картину Тициана "Диана и Каллисто"
Лондонской Национальной галерее и Национальной галерее Шотландии удалось выкупить картину Тициана "Диана и Каллисто" у частного коллекционера за 45 миллионов фунтов стерлингов (71,5 миллиона долларов), сообщает в четверг сайт газеты Guardian. Как отмечает издание, примерно половина этой суммы, 25 миллионов фунтов (40 миллионов долларов), была выделена из резервов Национальной галереи, формирующи...
  (читать дальше)

Власти Горного Алтая решили вернуть на родину картины Чорос-Гуркина
Власти республики Алтай планируют договориться с руководством Томской области о возвращении оригиналов таких известнейших картин знаменитого алтайского художника Григория Чорос-Гуркина как "Хан-Алтай" и "Корона Катуни", сообщил журналистам в четверг министр культуры региона Владимир Кончев. По его сведениям, 15 марта в Горный Алтай из Томска приедет культурная делегация во главе с начальником то...
  (читать дальше)

Убедиться в гении Да Винчи можно с 1 марта на выставке его изобретений
Лично убедиться в гениальности велокого Леонардо да Винчи москвичи смогут уже 1 марта, посетив выставку "Гений Да Винчи", в которую вошли 65 макетов его изобретений в натуральную величину, а также копии анатомических рисунков, 3D проекция "Тайной вечери" и "Витрувианского человека" и репродукции самых известных живописных полотен мастера, рассказала РИА Новости организатор московской выставки Еле...
  (читать дальше)

"Котомания" начинается в Петербурге в первый день марта
Выставка "Котомания" начинается в Петропавловской крепости Петербурга в первый день весны - 1 марта, сообщает пресс-служба государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выставка, которая разместится в выставочном зале Иоанновского равелина и потерне Государева бастиона, может стать культовым местом для любителей этих домашних животных: здесь будут представлены фарфоровые, деревянные и живопис...
  (читать дальше)

Музей Бородинской битвы откроется после реконструкции на месяц раньше
Музей-панорама "Бородинская битва" и экспозиция "Кутузовская изба" в Москве откроются после реконструкции на месяц раньше запланированного - 6 марта, сообщает в среду пресс-служба музея. Музей-панорама "Бородинская битва" открылся на Кутузовском проспекте 18 октября 1962 года. Он задумывался для демонстрации единственного экспоната - панорамы, которую академик живописи Франц Рубо написал к 100-л...
  (читать дальше)

«Русский Париж Николая Дронникова» в Литературном музее
Бродский, Аксенов, Пелевин и другие: на выставке «Русский Париж Николая Дронникова» в Литературном музее фигурируют десятки натурных портретов отечественных литераторов, эмигрировавших во Францию или приезжавших в гости. Что бы ни говорили задним числом, но в 70-е годы прошлого века очень многие уезжали из СССР на Запад все-таки не за колбасой, а за свободой. Разумеется, эта мотивация не мешала в...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)