среда, 7 марта 2012 г.

Выставка «Экзерсис» к 50-летию творческой деятельности Вячеслава Зайцева

Выставка «Экзерсис» к 50-летию творческой деятельности Вячеслава ЗайцеваВячеслав Зайцев отмечает 50-летие творческой деятельности выставкой «Экзерсис» в Театральном музее имени Бахрушина – на ней представлены не столько достижения в области кройки и шитья, сколько свои опыты на ниве театрального искусства, живописи и фотографии.

Давно уже принято считать, что модельер – это тоже художник. А если начитаться глянцевых журналов, то можно даже решить, что Художник с большой буквы. Недаром в последние годы в крупнейших мировых музеях практикуются показы творческого наследия великих кутюрье прошлого – Поля Пуаре, Коко Шанель, Кристиана Диора… Кстати говоря, нас это поветрие не миновало: вспомните недавние выставки, посвященные упомянутым культурным героям, в ГМИИ и музеях Кремля. Смысл проведения подобных акций именно в музейном пространстве очевиден: фэшн утверждается в качестве полноценного арта. Собственно, уже утвердился.

Но все-таки червь сомнения исподволь гложет и самих творцов, и поклонников их таланта: а что если мода – всего лишь мода, а не путь к вершинам человеческого духа?

Не возьмемся утверждать, что Вячеслава Зайцева терзали и продолжают терзать мысли такого свойства. Однако нельзя не заметить, что на своей юбилейной выставке (разумеется, в музее – где же еще?) он акцентировал не этапы своей модельерской карьеры, а занятия для себя побочные. Нет, обойтись совсем уж без демонстрации платьев и пальто маэстро вряд ли рискнул бы: столь радикальный эксперимент зрителям наверняка пришелся бы не по вкусу. Наряженные манекены в залах ГЦТМ время от времени встречаются, но исполняют скорее роль антуража. А на передний план выступают экспонаты иного рода – эскизы театральных костюмов, афиши к спектаклям, экспрессивные полотна «для души» и постановочные фотографии.

Все это, понятное дело, исполнено самим бенефициантом.

Нечаянно так получиться не могло: персональные ретроспективы бывают не каждый день даже у известных кутюрье, поэтому сомневаться в наличии режиссуры не приходится. Скорее всего, Вячеслав Михайлович руководствовался какими-то интимными соображениями, взяв за основу выставки свое изобразительное творчество. Мол, все-таки художник перед вами, а не ремесленник-портной, пусть даже заслуженный… Порыв был, вероятно, искренним, но по факту оказался несколько опрометчивым. Присказка про «разные грани таланта» хороша в застольной речи, а вот на практике она подтверждается далеко не всегда.

Наверное, Зайцев и впрямь выдающийся кутюрье, тут уж судить знатокам и историкам моды, но живописец он весьма заурядный. И фотограф так себе.

Не надо быть патентованным экспертом по искусству, чтобы разглядеть многозначительную вычурность в постановочных кадрах с полуобнаженными натурщиками и засечь имитацию вдохновения в псевдоэкспрессивных пастелях с названиями «Нежность» или «Напряжение».

Увы, гипнотический эффект от этих опусов может подействовать разве что на тех, кто и так уже находится под гипнозом бренда Slava Zaitsev. Непредвзятый наблюдатель, скорее всего, пожмет плечами, а то и хмыкнет. Не то чтобы данные произведения были смешны и нелепы, но уж слишком явно здесь прочитывается самоупоение, граничащее с экзальтацией. Изобразительный гламур, созданный якобы «на разрыве аорты», не может не быть в какой-то мере комичным. Беда в том, что сам автор этого комизма не чувствует ни на йоту; он переполнен демиургическим пафосом… Справедливости ради следует сказать, что упомянутый синдром свойствен и коллегам Зайцева по модельерскому цеху. Например, в конце прошлого года в Москву привозили выставку живописи от знаменитого Кензо – и там была такая же деловитая помпезность, только в профиль.

То ли им всем одно и то же шепчут на ухо льстецы-доброжелатели, то ли это просто вид профессионального заболевания.

Оценивать сценографические успехи юбиляра сложнее, поскольку главным критерием на сем поприще служат спектакли, а не эскизы, однако все-таки рискнем предположить, что бывают художники по костюмам и поярче. Актерские одеяния от Вячеслава Зайцева выглядят добротными и профессиональными (не зря ведь ему заказывали эти работы известные столичные театры вроде Малого, «Современника» и «женского» МХАТа), вот только революционных прорывов в них не заметно. Видимо, и задачи такой не стояло.

Между тем художественная ценность театральных рисунков напрямую зависит от их неординарности и причастности к легендам.

Не будь, скажем, дягилевской антрепризы, не возникла бы и феноменальная сценография от Серова, Коровина, Бакста, Головина. Или же надо быть последовательным, целеустремленным, где-то даже фанатичным служителем Мельпомены вроде нашего современника Сергея Бархина, чтобы оставлять значимые следы в театральной истории. Заказы от случая к случаю – это лишь штрихи к биографии, но не ее суть. Пожалуй, суть биографии Вячеслава Зайцева состоит все-таки в служении другой музе – музе бутика и подиума (будем верить, что таковая существует). Это служение дается ему лучше, чем какое-то иное. Стоило ли на юбилейной выставке впадать в кокетство и преподносить себя в качестве ренессансно одаренного «многостаночника»? Хватило бы и просто моды.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Музей Пушкина проведет "Неделю детской книги" с 13 по 27 марта
"Неделя детской книги", во время которой ребятам предложат посмотреть спектакли по мотивам сказок, разучить народные танцы, расскажут о фольклорных мотивах в произведениях Пушкина, пройдет в Государственном музее Пушкина в дни школьных каникул с 13 по 27 марта, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Юных гостей ждет игровая программа, где на интерактивных площадках сказочные герои помогут ре...
  (читать дальше)

Антикварный салон в ЦДХ проходит под знаком портрета
Российский антикварный салон, который в 32-й раз открылся в Центральном доме художника, проходит под знаком портрета, сказал на пресс-конференции в пятницу Василий Бычков, глава "Экспо-парка", организующего проект. "В некоммерческую программу включены специальная экспозиция "Живописный и акварельный портрет в России XVIII - первой половины XIX века из собрания Валерия Набокова-Алексеева и выстав...
  (читать дальше)

Фестиваль Ростроповича начнется в день его 85-летия
Третий Международный фестиваль Мстислава Ростроповича откроется в Москве 27 марта, в его 85-ый день рождения, и завершится ровно через месяц, 27 апреля - в пятую годовщину со дня смерти великого артиста, рассказала в пятницу журналистам дочь маэстро, президент фонда Мстислава Ростроповича и худрук форума Ольга Ростропович. "В этом году ему (Ростроповичу) было бы 85 лет, и пять лет со времени его...
  (читать дальше)

Ольга Кабо: моя жизнь отдана театру
Премьера поэтического спектакля "Любил…Что знаешь ты об этом?" пройдет на сцене Дома музыки 6 марта. Ольга Кабо и Валерий Баринов представят диалог о любви между мужчиной и женщиной с помощью строк поэтов "серебряного века". Накануне премьеры Ольга Кабо рассказала, как зрители воспринимают поэзию, и почему актерам надо стремиться к театру. Беседовала Белла Адцеева. - Как получилось, что вы решили...
  (читать дальше)

Юрий Георгиевич Богатырев. Биографическая справка
2 марта исполняется 65 лет со дня рождения актера Юрия Богатырева. Народный артист РСФСР, актер театра и кино Юрий Георгиевич Богатырев родился 2 марта 1947 года в Риге (Латвия) в семье военного моряка. В 1953 году отца Юрия, Георгия Богатырева, как одного из лучших офицеров Военно-морского флота перевели в Москву. В детстве любимым занятием будущего актера был кукольный театр, другим увлечением...
  (читать дальше)

Педагог-репетитор Регина Никифорова вернулась в Большой театр
В прошлом артистка балета и репетитор Большого театра Регина Никифорова после долгого перерыва вновь приступила к работе в Большом в четверг, как она сообщила РИА Новости. "Для меня это возвращение в родной дом, куда я пришла более 60 лет назад, еще ученицей хореографического училища при Большом театре - так оно тогда называлось. Я благодарна, прежде всего, Юрию Николаевичу Григоровичу, который ...
  (читать дальше)

Академическим музыкальным коллективам будут выделять по 1 млрд рублей
Правительство постановило в 2012-2014 годах предоставить гранты 18 ведущим академическим музыкальным театрам и творческим коллективам на общую сумму около 1 миллиарда рублей в год, следует из постановления правительства от 22 февраля, размещенного в четверг в банке федеральных нормативных и распорядительных актов. Гранты предоставляются ведущим академическим музыкальным театрам, хоровым, симфони...
  (читать дальше)

Решение о "глушилках" нужно оставить за музеями и театрами - Щеголев
Решение использовать устройства, блокирующие сигнал мобильных телефонов (так называемые "глушилки"), нужно оставить на выбор администрации каждого конкретного учреждения, заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев сегодня в ходе брифинга по итогам заседания экспертного совета по реализации и финансированию web-выборов. Как сообщалось ранее, Государственная комиссия по радиочас...
  (читать дальше)

Гастроли рок-оперы "Иисус Христос-суперзвезда" отменили в Белоруссии
Показ рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" Санкт-Петербургского театра "Рок-опера" отменен в четырех из пяти городов Белоруссии из-за протестов группы верующих, говорится в сообщении, распространенном театром в четверг. "В связи с агрессивной позицией, занятой рядом руководителей православных епархий Белоруссии, в нескольких городах гастрольного тура был запрещен показ спектакля "Иисус Христо...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)