пятница, 16 марта 2012 г.

Выставка «Двойная перспектива» в Московском музее современного искусства

Выставка «Двойная перспектива» в Московском музее современного искусстваВыставка «Двойная перспектива», развернутая на двух площадках Московского музея современного искусства, предлагает обширную панораму искусства Японии.

Знатоком японского быта в сегодняшней Москве может считаться, пожалуй, каждый второй, во всяком случае, каждый второй четко представляет, что такое икебана, оригами, тамагочи, манга, суси, сакэ и сакура. Насчет современного японского искусства наша аудитория не столь хорошо подкована, но все же полагать себя совсем уж темными в этой сфере нет оснований. Многие побывали в 2007 году в ЦУМе на ретроспективной выставке Йоко Оно (только не говорите, что она англо-американская художница из европейской арт-группировки Cobra, а то японцы обидятся). Неплохая посещаемость была и на выставке JapanCongo в позапрошлом году в «Гараже» (хотя половину экспозиции занимали работы африканских авторов, зато и японский раздел там получился внушительным). Японские фотопроекты приезжают к нам и вовсе часто.

Словом, кто хотел так или иначе приобщиться, тот имел возможности, но столь масштабного японского арт-нашествия, как сейчас, в России не было ни разу.

Из-за обилия экспонатов выставку пришлось разбить на две части, что и определило ее концепцию. Залы ММСИ в Ермолаевском переулке вместили раздел под названием «Реальный мир / Повседневность», а площадка на Гоголевском бульваре приняла «Воображаемый мир / Фантазии». Критерий сортировки вроде бы понятный, однако на деле «логистика» в исполнении кураторов (их у проекта двое – Елена Яичникова и Кэндзиро Хосака) не всегда очевидна. Скажем, инсталляция «Супер-крыса» группы «Chim/Pom» расположилась в секции «Повседневность», хотя там в качестве главных героев выступают желтые грызуны размером с Годзиллу, если соотносить их с пропорциями окружающих небоскребов; однако в целом ход кураторской мысли прочитывается. Гротески и фантасмагории, нацеленные на некие жизненные проблемы (например, на засилье крыс в современном Токио), причислены к «Реальному миру». Те же фантасмагории и гротески, что полностью порождены умозрением, отнесены к миру воображаемому.

Нестыковок хватает, но принцип ясен. Предлагаем читателю самому догадываться, по какому из двух ведомств проходят упоминаемые ниже опусы.

О том, что выставка готовилась специально для России, косвенно можно судить по неоднократности появления образа вождя мирового пролетариата. Молодой художник Ёсинори Нива даже выступил со специальным проектом под названием «В московских квартирах разыскивается Владимир Ленин». Нынешней зимой он сновал по нашим подземным переходам и станциям метро, раздавая прохожим листовки следующего содержания: «Художник Ёсинори Нива разыскивает в домах москвичей любые сохранившиеся с советских времен предметы, связанные с личностью Владимира Ленина: портреты, статуэтки, фотографии, газетные статьи, карикатуры, комиксы, открытки, флажки, значки, головные уборы, календари и т.п.». Особенно умиляет в этом контексте слово «комиксы» – но москвичи, надо отдать им должное, на призыв чудаковатого японца откликались довольно активно. Собранную им коллекцию Нива с гордостью демонстрирует в отдельном зале. Сказать, что она способна поразить чье-либо воображение (по крайней мере, если говорить о людях, рожденных в СССР), весьма затруднительно.

Зато у себя в Японии художник сможет показывать раздобытые трофеи в качестве невероятной экзотики.

К образу Ильича обращается и классик современного искусства Ясумаса Моримура. В своем видеопроекте «Реквием по ХХ веку» он инсценировал ночное выступление Ленина перед рабочими. Сцена получилась более или менее убедительной, только прищур у рабочих нехарактерный, а речь вождя похожа на клич самурая. Впрочем, подобные детали Моримуру не беспокоят: он занят интерпретациями истории с общечеловеческих позиций. В том же проекте представлены видеопортреты Чарли Чаплина в роли «Великого самурая» и писателя Юкио Мисимы в сцене публичного сэппуку.

Вспарывают себе животы и персонажи композиции Макото Айда «Воспитанницы школы харакири», но делают они это исключительно из эстетических побуждений. Ироническое переосмысление масскульта встречается у многих авторов «Двойной перспективы». Самый знаменитый из них (если не брать в расчет все ту же Йоко Оно, представленную на выставке видеоперформансами 1960-х годов) – это Такаси Мураками, художник с планетарной популярностью, известный в мире искусства не хуже, чем его однофамилец в мире литературы. Для московской гастроли Мураками отрядил несколько живописных работ с придуманным им персонажем по имени Mr. DOB (он и воплощает здесь иронию по поводу масскульта), а также панель из стекловолокна с маленькими фигурками американских солдат. Кстати говоря, разного рода стеб на тему «американской военщины» и просто «американского стиля жизни» в экспозиции очень заметен. Про Хиросиму и Нагасаки, судя по всему, японцы забывать не намерены. Для примера упомянем компьютерную анимацию Тадасу Такаминэ «Боже, храни Америку», из которой беспощадная сатира буквально бьет ключом.

Так вот, возвращаясь к масскульту: апофеозом его переосмысления выглядит шестиметровая скульптура Кэндзи Янобэ «Дитя Солнца».

Изваяние из стали и стеклопластика изображает мальчугана в радиационном костюме и с солнышком на ладони. Сходство с неким героем японской мультипликации очевидно даже для тех, кто видел такие фильмы лишь краем глаза на протяжении тридцати секунд. Из этой узнаваемой, но вроде бы несерьезной стилистики автор выводит монументальную формулу нового мира – мира после «Фукусимы». Пафоса многовато, хотя автор пробует его спрятать за юмористическими подробностями наподобие пластыря, украшающего щеку и нос этого «Аполлона XXI века». Чтобы нейтрализовать избыточную патетику и оправиться от гигантомании, рекомендуем заглянуть в телескоп по соседству. Через окуляр можно разглядеть Шуховскую башню – не настоящую, разумеется, а миниатюрную. Ее создал из волос и пыли Такахиро Ивасаки, она располагается где-то под потолком и невооруженным глазом почти не видна. Такой уж у них, современных японских художников, диапазон: или герой мультика высотой с фонарный столб, или радиобашня не больше мизинца. Действительно, двойная перспектива.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»
Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»: китайский «человек-невидимка» Лю Болинь сливается с ландшафтом, австрийская группа G.R.A.M. инсценирует парламентские склоки, француз Бернар Плоссю ностальгирует по Америке 70-х. Лет десять назад многим представлялось, что мировая мода на современное китайское искусство окажется мимолетной. В голову приходили аналогии с бумом конца 80-х, к...
  (читать дальше)

Съемки "Малефисенты", где Джоли сыграет злую фею, начнутся в июне
Сказку "Малефисента" (Maleficent), где Анджелина Джоли (Angelina Jolie) сыграет злую фею, а Элль Фэннинг (Elle Fanning) - принцессу Аврору, начнут снимать в Лондоне в июне, сообщает в пятницу The Hollywood Reporter. Вариация на тему "Спящей красавицы", где основу сюжета составляют сложные взаимоотношения между принцессой и злой волшебницей, задумывалась на студии Disney уже давно, однако проект ...
  (читать дальше)

Объявлены номинанты на премию «Ника» за 2011 год
Объявлены номинанты кинопремии «Ника»: в главной номинации представлены пять картин, на большинство призов претендуют «Елена» Андрея Звягинцева, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Объявлены номинанты 25-го сезона премии Российской академии кинематографических искусств «Ника»: на награду за лучший фильм претендуют пять картин – «Елена» Андрея Звягинцева, «Высоцкий...
  (читать дальше)

Парк "Музеон" превратится в творческую мастерскую и культурный центр
Парк "Музеон", расположенный между парком имени Горького и "Красным октябрем", уже с нынешнего лета превратится в заметную точку на культурной карте Москвы, заявил журналистам в среду глава городского департамента культуры Сергей Капков. С 1992 года парк стал хранилищем советских скульптур - так, именно сюда с Лубянской площади привезли памятник Феликсу Дзержинскому работы Вучетича. Монументы по...
  (читать дальше)

Путин осмотрел отреставрированную панораму "Бородинская битва"
Премьер-министр РФ Владимир Путин стал одним из первых посетителей музея-панорамы "Бородинская битва", который открылся накануне после реставрации и обновления экспозиции, приуроченных к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Музей, куда глава правительства приехал в сопровождении мэра Москвы Сергея Собянина, существует в столице почти полвека. Здание цилиндрической формы на Кутузовском проспе...
  (читать дальше)

В ЦДХ открылся весенний Антикварный салон
На весеннем Антикварном салоне в ЦДХ царит привычное изобилие, хотя участие заграничных галерей по-прежнему минимально. Тематический акцент в этом сезоне обозначен некоммерческой выставкой «Живописный и акварельный портрет в России XVIII — первой половины XIX века» из коллекции Валерия Набокова-Алексеева. Зависимость антикварного рынка от общего состояния экономики не подлежит сомнению — да и как...
  (читать дальше)

Выставка «Экзерсис» к 50-летию творческой деятельности Вячеслава Зайцева
Вячеслав Зайцев отмечает 50-летие творческой деятельности выставкой «Экзерсис» в Театральном музее имени Бахрушина – на ней представлены не столько достижения в области кройки и шитья, сколько свои опыты на ниве театрального искусства, живописи и фотографии. Давно уже принято считать, что модельер – это тоже художник. А если начитаться глянцевых журналов, то можно даже решить, что Художник с боль...
  (читать дальше)

Министр культуры РФ представил свою коллекцию графики в Москве
Выставка "Балканский триумф", на которой представлены посвященные русско-турецкой войне гравюры из коллекции министра культуры Александра Авдеева, открылась в пятницу в Государственном историческом музее в Москве. Перед официальным открытием выставки директор музея Алексей Левыкин провел небольшую экскурсию для министра и его супруги, а позже признался, что это тот самый редкий случай, когда гос...
  (читать дальше)

Автомобиль из клипа Jay-Z и "цветные точки" Херста продадут в США
Автомобиль Maybach из клипа Kanye West и Jay-Z, цветные точки Дэмиена Херста и размазанная по холсту жвачка Дэна Колена будут проданы на аукционе Phillips de Pury & Company, в Нью-Йорке 8 марта, сообщила РИА Новости глава российского представительства аукционного дома Светлана Марич. "Музыканты решили пожертвовать машину для фонда "Спасем детей". Деньги от продажи пойдут на гуманитарную помо...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)