пятница, 30 марта 2012 г.

«Восьмерка» Захара Прилепина

«Восьмерка» Захара ПрилепинаВышла новая книга Захара Прилепина «Восьмерка», восемь аккуратных маленьких повестей о взрослении, в котором нет больше ничего симпатичного и волнующего.

После романа «Санькя» о Прилепине начали говорить неприлично много, поклонники радовались остроте и подвижности прозы, ее пацанскому очарованию и конкретному политическому применению, противники – за это же осуждали. Прилепина успели обозвать «новым Горьким». Последующий за «Санькой» сборник рассказов «Грех» также безудержно хвалили и ругали, но больше, конечно, ругали – после того, как на премии «Супернацбест» его признали лучшей книгой десятилетия. Литературная общественность успокоилась только тогда, когда решила, что премию можно считать авансом. Прилепина же дружно обозвали «новым Лермонтовым». Аванс Прилепин отработал своим городским романом «Черная обезьяна», который всем приглянулся, и называть автора «новым кем-то» уже не стали.

«Восьмерку» хочется рассматривать на значительном расстоянии не только от предыдущих книжек Прилепина, но и вдали от скандалов лауреатских премий, нацболов, путиных, лимоновых, разнообразной политики и мужицкой риторики – от всего того, что вот уже семь лет Прилепину зачитывают в качестве обвинительного приговора. Потому что «Восьмерка» обезоруживает на самом подходе, в первой повести, как только появляется заглавный персонаж Витек – маленький, смышленый, робкий, беззаветно влюбленный в недоступного отца.

Этот абстрактный витек - уже не как герой, а как образ и дух ребенка, дальше незримо пройдет по всем повестям и в последнем «Лесе» окончательно превратится в реинкарнацию фоеровского Оскара из романа «Жутко громко и запредельно близко», который тоже обретает себя путем поисков отца.

Только этот пацан не из Нью-Йорка, а прямиком из волжских черноземных пейзажей.

Восемь повестей с разными героями и сюжетами не объединены ничем, кроме наличия в каждой из них обряда инициации, взросления. Одного парня по ошибке избивают опера («Допрос»), у другого - роман с замужней женщиной («Тень облака на другом берегу»), третий впутывается в разборки с криминальной группировкой («Восьмерка»). Однако идет ли речь у Прилепина о бандитах, проститутках, ментах или геях, рядом в каждой из повестей всегда присутствует незримый витек со своими пасторальными ромашками, за которые он цепляется руками, чтобы не упасть с насыпи. И ни один герой проверку своим внутренним «витьком» не проходит – ни оборзевшие омоновцы, ни бравый командир отделения, ни среднестатистическая городская «мокрица», ни рок-звезда, ни спивающийся писатель.

В «Восьмерке» целая портретная галерея мужских персонажей, и тех, кто бьет, и тех, кого бьют. Но все поднадоевшие этические вопросы о мужицкой силе и праве на нее в духе Достоевского (мужик я или мокрица?) снимаются:

это на первом сюжетном уровне кровавые драки и разборки, самоутверждение и унижение, а на втором и третьем уровнях, представленных проблесками воспоминаний из детства, есть только мальчик и отец.

Мальчики и их отцы, в чьих отношениях всегда есть дефицит демонстрируемой любви, заставляющий обоих невыносимо страдать.

Герои у Прилепина взрослеют, взрослеют через дающуюся им силу, через отнятую у них силу, через женщину и через алкоголь, но каждый раз ничего путного из этого не выходит. «Мир разваливается на куски, дед, - сказал Новиков громко, но деда нигде не было, он куда-то исчез. Новиков поискал глазами собеседника и повторил: - Мир разваливается на куски, кот». В этом мире отсутствия Прилепин дипломатично уничтожает не только отцовскую любовь, мужскую дружбу, но и любовь к женщине. Женщины в «Восьмерке» явно инопланетного происхождения, почти у всех у них холодные руки, от чьих прикосновений мужчин передергивает. Палестинка, Аглая, Лара, Цыганочка, Рада – цепочка женских образов: каждая дает повзрослевшим мальчикам шанс, но такой шанс, который и во внимание принимать не хочется.

Поэтому мальчики шляются по своему городу, почти всегда бесцельно и почти всегда вляпываясь в неприятности.


Прилепин в своем письме все так же остроумен и точен, находит нужные слова, аккуратно повторяет опорные метафоры и делится жизненными наблюдениями: «Однажды мы втроем пили вино у фонтана, из бутылки, по очереди – было хорошо и непонятно. Впрочем, в юности разница между первым и вторым не так болезненна». Смело и удачно сравнивает сияющие иномарки с водомерками, а стиль драки - с чисткой картофеля в мужской компании. Однако Прилепин, признанный мастер описания потасовок и любовных сцен, заходит намного дальше. Его ироничный рассказчик, варьируя свой стиль от нейтрального до циничного, с помощью «витька», планомерно лишает существование своих героев всякого смысла.

Особенная удача Прилепина заключается в использовании образа Реки. Появляющаяся от повести к повести, как символическое место проведения обряда превращения мальчика в мужчину, река таит угрозу и опасность, с которыми можно справиться только с помощью отца.

На гребенщиковский призыв «самое время перейти эту реку вброд» мальчики хоть и откликаются, но беспомощно стоят на берегу. Ждут.


Прилепинский, казалось бы, донельзя пессимистический посыл «все уже случилось и все окончательно не сбылось», на самом деле, не результат отчаяния и разочарования, а результат принятия вещей таковыми, какими они являются. И эта светлая и мудрая грусть на фоне постоянно сюжетной возни делает «Восьмерку» особенно трогательным высказыванием. Впрочем, на этом писатель не останавливается и по широте душевной в одной из последних повестей дает читателю уже вовсе лишнюю надежду – потеряв отца, можно самому стать отцом. Не тем, кто ждет, а тем, от кого.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Роман «Захват Московии» Михаила Гиголашвили
Вышел роман «Захват Московии» Михаила Гиголашвили – необъявленное продолжение нашумевшей книги «Чёртово колесо» трехлетней давности, только вместо криминального Тбилиси конца 1980-х местом действия становится Москва 2009-го. В 2009 году вышел роман Михаила Гиголашвили «Чёртово колесо» о криминальном Тбилиси конца 80-х – и неожиданно превратил немолодого уже писателя с немаленьким списком публикац...
  (читать дальше)

Умер Тонино Гуэрра
В среду, 21 марта, в возрасте 92 лет скончался итальянский поэт, художник и сценарист Тонино Гуэрра. Всего пять дней назад, 16 марта, сценаристу, поэту, художнику Тонино Гуэрре исполнилось 92 года. А сегодня пришли сообщения о его смерти. Дата и время похорон пока не определены. Сценарист Тонино Гуэрра, можно сказать, написал весь итальянский неореализм: дебютировав в 1953 году, он работал с Дам...
  (читать дальше)

Интервью Владимира Шухова, главы фонда им. Шухова
Глава фонда им. Шухова, правнук архитектора Владимира Шухова рассказал «Газете.Ru», почему башню на Шаболовке легче снести, чем ремонтировать, и что нужно сделать, чтобы башня могла привлекать туристов. 19 марта исполнилось 90 лет знаменитой Шуховской башне – первой российской телерадиовышке на Шаболовке, ставшей одним из символов Москвы. Накануне юбилея правнук и тезка великого инженера Владимир...
  (читать дальше)

Выставка-презентация «Национальная портретная галерея» в Государственном историческом музее
В Историческом музее открылась выставка-презентация «Национальная портретная галерея», которая должна послужить прообразом будущего музея с таким названием. На первых порах музей будет виртуальным: заявлено о создании соответствующего сетевого проекта и мультимедийного портала. А в офлайне реализована та самая выставка-презентация, призванная обозначить движение вперед. Три музея – Исторический, ...
  (читать дальше)

Вручены литературные антипремии «Абзац» за 2011 год
Вручены литературные антипремии «Абзац» за 2011 год: лауреатами стали только переводные издания, а главный приз получил русский перевод книги британского специалиста по компьютерным гаджетам. В рамках проходящей выставки-ярмарки «Книги России» прошла церемония вручения литературных антипремий «Абзац» за самые сомнительные достижения книжного бизнеса в 2011 году. Главный антиприз «Полный Абзац» по...
  (читать дальше)

Интервью главного редактора Art Newspaper Russia
С апреля в России начнет ежемесячно выходить The Art Newspaper Russia – отечественная версия знаменитой газеты об изобразительном искусстве. Ее главный редактор арт-критик Милена Орлова рассказала «Парку культуры» о том, какой будет политика издания, на какие темы и сюжеты редакция намерена делать ставку, как мировые арт-новости сопрягутся с национальными. – Расскажите для начала о самом этом бре...
  (читать дальше)

Вышла книга Эдуарда Лимонова «В Сырах»
Вышла книга Эдуарда Лимонова «В Сырах» – очередной том необъявленной автобиографии писателя, политика, вождя и женолюба, в котором он дает мастер-класс по искусству жить в отдельно взятом районе Москвы. Лимонову 60 лет, он выходит из тюрьмы и селится в Сырах – так он называет район Нижней Сыромятнической улицы, уголок Москвы между Курским вокзалом, Яузой и Садовым кольцом. Вроде бы почти центр, ...
  (читать дальше)

«Грозовой перевал» Андреа Арнольд в прокате
В прокат вышел «Грозовой перевал», в котором режиссер Андреа Арнольд помещает роман Эмили Бронте в XVIII век, но содержанием наполняет современным: социальное неравенство сменила расовая нетерпимость. Мистер Эрншо, владелец небольшого поместья «Грозовой перевал» в йоркширских пустошах, из христианских чувств усыновляет встреченного в городе бездомного мальчишку. Эрншо нарекает его Хитклифом и вел...
  (читать дальше)

На телеканале «Россия» показали сериал «Белая гвардия»
Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Белая гвардия», снятого Сергеем Снежниным по роману Михаила Булгакова, в котором актерской игре удалось сдержать наступление «сериальности». Лариосик: Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович. Мышлаевский. Достигается упражнением. Хорошо знакомый по книге сюжет: в декабре 1918 года немецкие войска покидают Киев, и вместе с ними бежит и глав...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)