четверг, 29 марта 2012 г.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника Коровина

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника КоровинаМасштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка».

Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье творчество любимо и признано широким зрителем (в этом можно было убедиться на его недавней юбилейной выставке в той же Третьяковке), отношение публики к наследию Константина Алексеевича представляется куда более спокойным. Свою роль в этом, безусловно, сыграло отсутствие промоушна в советские времена: власть относилась к произведениям эмигранта Коровина настороженно. Но дело не только в долгом замалчивании. Уж слишком нетипична для России эстетическая направленность этого автора:

в его пейзажах нет философской скорби, в жанровых сценах – социальной критики, в натюрмортах – предметного посконства.

Почти во всех работах Коровина торжествуют артистизм и декоративность – категории, конечно, привлекательные, но нашему национальному менталитету не очень близкие.

Зато в части популярности у населения этому художнику сильно помог статус «первого русского импрессиониста», добавив Коровину флер загадочности. Ретроспективная выставка, надо заметить, позволяет убедиться, что слухи о его приверженности к эстетике импрессионистов французских несколько преувеличены. И все же отрицать влияние бессмысленно: дамские портреты в контражуре или виды сверху на парижский бульвар Капуцинок выдают такое влияние сразу. Но признавать эти работы лучшими у Коровина было бы несправедливо. Так какие же тогда лучшие? Ответ не слишком очевиден.

Пожалуй, шедевральными у Константина Коровина следует считать не отдельные опусы, а интонационные циклы – скажем, серию живописных «ноктюрнов», то бишь ночных женских портретов, или набор крымских пейзажей, брызжущих цветом, светом и жизнелюбием.

Премьерный показ юбилейной выставки проходил недавно в Петербурге, в Русском музее. Этим обстоятельством объясняется, в частности, запаздывание столичной экспозиции относительно календарного 150-летия художника, которое отмечалось в минувшем декабре. Впрочем, для больших межмузейных проектов (в данном случае задействованы 22 институции – не только из России, но также из Белоруссии и Казахстана) непопадание в даты – дело обычное, не стоящее специального обсуждения. Между питерской и московской версиями имеются различия. Например, в Русском музее в качестве образчиков монументально-декоративных произведений показывали огромные панно, исполненные Коровиным для Всемирной выставки 1900 года в Париже. С перевозкой этих эпохальных вещей из Петербурга в Москву устроители заморачиваться не стали, зато Третьяковка предлагает более или менее адекватную замену – четыре из десяти больших панно для павильона «Крайний Север», написанные для Нижегородской ярмарки 1896 года. После ярмарки эти полотна украшали одно время интерьеры Ярославского вокзала в Москве, но уже больше полувека они пребывают в запасниках ГТГ. Юбилейный проект послужил хорошим поводом для их реставрации. С уверенностью можно утверждать, что ни «Охоты на моржей», ни «Белых медведей», ни «Ловли рыбы на Мурманском море» никто из нынешних зрителей в подлиннике не видел.

Не меньшим раритетом представляется коллекция театральных декораций и костюмов, позаимствованная для выставки в Бахрушинском музее. Как известно, Коровин в свои лучшие годы был весьма востребованным театральным художником: за два десятилетия он оформил больше восьмидесяти опер, балетов и драматических спектаклей, но сохранились от той поры в основном эскизы.

Пожар, случившийся в 1915 году на складе Императорских театров, уничтожил буквально все, что было сделано Коровиным в реальном сценическом масштабе.

Зато чудом сохранились декорации к постановке оперы «Золотой петушок» 1934 года во французском городе Виши, где театр Casino воспользовался наработками уже престарелого Коровина. Эти артефакты никак не должны были дожить до наших дней, однако дожили. В 1970-е годы их передал Бахрушинскому музею русский эмигрант Александр Ляпин, внук Поленова. На нынешней выставке фигурируют два циклопических задника и изрядный набор костюмов – фантазийных рубах, кокошников, туфель и т. п. Несмотря на позднюю датировку, эти материалы служат вещественным напоминанием о периоде большой театральной славы Коровина: похожим образом он оформлял «Золотого петушка» в Мариинском и Большом еще до революции.

И все же монументальный размах не должен отвлекать публику от камерных вещей. Хоть Константин Коровин и был на все руки мастером, но лучше всего ему удавались произведения отнюдь не гигантского формата. Оптимист и бонвиван, он любил чувственный контакт с холстом на мольберте и вкладывал в широкие цветастые мазки весь свой темперамент. Однако никогда не доходил до исступления. Может быть, главное значение Коровина для русского искусства как раз в этом и состоит: моцартовский тип вдохновения крайне редок в наших широтах.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык...
  (читать дальше)

Выставка «Стерильная чистота» Ирины Дрозд в галерее «Файн Арт»
В галерее «Файн Арт» открылась выставка-инсталляция Ирины Дрозд, в которой художница исследует тему близости с помощью портрета и полиэтилена Одна из старейших московских галерей «Файн-Арт» прячется в чудом сохранившемся углу Москвы начала 1990-х, между котлованом на месте снесенной гуманитарной гимназии и останками краснокирпичных строений фабрики «Дукат». Здесь, в тени гостиницы «Пекин», «Файн...
  (читать дальше)

Открылась выставка «Буза в деревне Перемилово» Владимира Любарова
В столичном «Манеже» открылась выставка «Буза в деревне Перемилово», где художник Владимир Любаров предлагает свою интерпретацию митинговых страстей и протестных технологий. Еще в те времена, когда слово «дауншифтинг» было неведомо российскому населению, Владимир Любаров совершил символический и принципиальный жест, переселившись из Москвы в деревню Перемилово Владимирской области. Не то чтобы он...
  (читать дальше)

Выставка «Исследование материала: поглощение» Евгения Антуфьева в галерее «Риджина»
На выставке «Исследование материала: поглощение» в галерее «Риджина» молодой, но уже раскрученный художник из Тувы Евгений Антуфьев прокладывает дорогу от шаманизма к китчу. Еще в позднесоветские времена сложилось довольно устойчивое мнение, что наше современное искусство в сравнении с мировым выглядит самодеятельным и провинциальным. Даже кратковременные успехи бывших нонконформистов на западном...
  (читать дальше)

Протоиерей Всеволод Чаплин решил создать центр современного искусства
Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов о Pussy Riot к делу – решил организовать центр современного искусства на базе храма, в котором служит. В партнеры себе деятель церкви позвал галериста, директора музея PERMM Марата Гельмана. При храме Святого Николая на Трех горах в Москве может появиться центр современного искусства. Настоятель храма, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русско...
  (читать дальше)

Выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в Русском музее
В Русском музее открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», на которой представлены графические работы известного живописца. В обширном наследии Брюлловых, казалось бы, все известно и изучено. В 1822 году два брата, старший Александр и младший Карл, успешные выпускники Академии художеств, отправляются на стажировку в Италию. По возвращении младшего, ставшего живописцем, ждал в Пет...
  (читать дальше)

В прокате фильм «Тираннозавр» Пэдди Консидайна
В прокате фильм «Тираннозавр» – удостоенный множества наград дебютный фильм актера Пэдди Консидайна о том, что ад только внутри, утешение где-то рядом, а воздаяние на небесах. «Какого хера? – орет, вываливаясь из дверей на улицу с банкой дешевого пива, немолодой гопник в тренировочных штанах. – Это мои деньги!» Смирно ожидающий хозяина на тротуаре пес жалобно скулит, и Джозеф немедленно срывает ...
  (читать дальше)

Выставка «Двойная перспектива» в Московском музее современного искусства
Выставка «Двойная перспектива», развернутая на двух площадках Московского музея современного искусства, предлагает обширную панораму искусства Японии. Знатоком японского быта в сегодняшней Москве может считаться, пожалуй, каждый второй, во всяком случае, каждый второй четко представляет, что такое икебана, оригами, тамагочи, манга, суси, сакэ и сакура. Насчет современного японского искусства наш...
  (читать дальше)

Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»
Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»: китайский «человек-невидимка» Лю Болинь сливается с ландшафтом, австрийская группа G.R.A.M. инсценирует парламентские склоки, француз Бернар Плоссю ностальгирует по Америке 70-х. Лет десять назад многим представлялось, что мировая мода на современное китайское искусство окажется мимолетной. В голову приходили аналогии с бумом конца 80-х, к...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)