понедельник, 12 марта 2012 г.

В прокат выходит фильм Павла Лунгина «Дирижер»

Кинорежиссер Павел Лунгин рассказал «Парку культуры» о новом фильме «Дирижер», изменившемся звучании «Царя» и о том, как музыка ищет себе место в кино.

Кинорежиссеру Павлу Лунгину вручают знаки ордена Почетного Легиона — церемония пройдет в понедельник,12 марта, в резиденции посла Франции в Москве. Новоиспеченный кавалер сейчас в центре внимания российской киножизни — на этой неделе jy выпускает в самостоятельный прокат свой фильм «Дирижер» с Владасом Багдонасом, Ингой Оболдиной и Карэном Бадаловым. Спродюсированный Лунгиным фильм «Конвой» Алексея Мизгирева был показан на Берлинском кинофестивале и разделил критиков на два лагеря: одни сочли фильм минималистским шедевром, а другие – вымученным «социальным хоррором». Кроме того, режиссер объявил, что заканчивает работу над своим давнишним проектом – сценарием осовремененной «Пиковой дамы» вместе с российским драматургом Валерием Печейкиным и британско-американским сценаристом Дэвидом Сейдлером («Король говорит»).

Музыка, написанная митрополитом Илларионом Алфеевым, – исходная точка «Дирижера»: ораторию «Страсти по Матфею» не только исполняют в кадре, она завладевает всем пространством фильма. Главный герой, именитый дирижер с тяжелым характером (его играет литовский актер Владас Багдонас), отправляется на гастроли в Израиль, попутно выясняя рабочие отношения со своими коллегами и личные – с сыном, которого ему даже не удастся повидать. При таком зачине у Лунгина получился фильм с многочисленными драматическими поворотами – суицидом, наркотиками, шальными деньгами и даже терактом.
Корреспондент «Парка культуры» поговорил с Павлом Лунгиным о музыке и христианстве, о лжи в кино и жизни и о том, зачем режиссер отправился на митинги.

– Насколько я знаю, вы решили снять «Дирижера», когда услышали ораторию «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона. Как возник сюжет об отце и сыне? Сколько вариантов историй вы рассматривали?

– Действительно, сначала была музыка, которая хотела попасть на экран и сама стать действующим лицом. Я совершенно не музыкальный человек, но в последнее время понимаю, насколько музыка мне необходима как экспрессия. Если эстетика приходит на экран через видеоряд, то эмоция – через музыку, шумы, звуковое окружение фильма. Мы работали над сценарием года три-четыре. Было около пяти совершенно непохожих вариантов, написанных разными авторами. С самого начала я понял одно: главным героем может быть только дирижер, который должен ехать с оркестром и певцами на гастроли в Иерусалим. То преображение, которое происходит с героями в фильме, могло случиться только в Иерусалиме – это город особой силы и энергии, где, как мы знаем, с людьми происходят необъяснимые события. Веруешь или нет, в Иерусалиме побывать нужно: там ты что-то понимаешь о мире и о себе – кого-то это подавляет, кого-то приподнимает. Больше всего я боялся, что рассказ выйдет аляповатым. Когда в нашем кино пытаются показать духовные искания, очень часто получается искусственная святочная сказка. В сценарии «Дирижера» важна простота: это история отца и сына, происходящая на двух уровнях. Я хотел показать характер дирижера: с одной стороны, он человек духовный, самоотверженный, посвятивший себя музыке, но вдруг вся эта духовность спадает, и он оказывается жестким, сухим, жестоким. Он проворонил своего сына, своих музыкантов. В конце жизни он осознает, что, возможно, жил не так и что он не тот человек, за которого пытается себя выдавать. Когда накладываешь эту историю на музыку, происходит алхимическое действие, как если добавляешь в свинец корень мандрагоры, появляется что-то качественно новое: и не музыка, и не действо.

– Вы не хотели сделать связь между сюжетом и музыкой более опосредованной? Уйти от литературного нарратива?

– Не думаю, что пока готов на это. Но я не знаю, как получится дальше. Мне кажется, «Дирижер» – как раз история больше эмоциональная, чем нарративная. Сюжет-то крошечный. Фильм держится скорее на эмоциональном проживании.

– В «Дирижере» есть не только линия отца и сына, там есть и история о распаде отношений, расставании мужа и жены – эти две линии в какой-то степени рифмуются друг с другом.

– Вторая история тоже о том, как люди лгут себе и другим. Брак может приносить не только много счастья, но и много несчастья. Персонаж Инги Оболдиной постоянно жертвует собой, чтобы удержать мужа, но так только душит и себя, и его. Она пытается сохранить безжизненные отношения, убеждая себя, что брак – святое, но в итоге это только приводит к беде: она невольно становится причиной смерти человека. Это фильм о лжи. Ложь дирижера и ложь Аллы – обе ведут к трагическому, но очищающему финалу.

– Мужа Аллы привлекает попутчица, которой он говорит, что стал атеистом из-за того, что жена яро верующая. Но эта попутчица – паломница, которая верует не меньше.

– Это правда, мы все так живем. От себя уйти невозможно: ты все время убегаешь, но вновь выстраиваешь тот самый мир, от которого убегаешь, – и убегаешь снова.

– Вопрос деликатный, но скажите все-таки, каковы ваши отношения с религией? Ведь «Дирижер» – не первый ваш фильм, связанный с православием.

– На самом деле это очень интимный вопрос. Как говорится, есть три неудобных вопроса: «Сколько вы получаете?», «За кого вы голосовали?» и «Верите ли в бога?» Вы же видели мои фильмы – какое у вас ощущение? Видимо, я сам нахожусь в поиске. Повторяя философа, я бы сказал, что душа – по определению христианка. Для меня понятие души очень важно, и христианство говорит о существовании, пробуждении души. Душа – это загадка человеческой природы. Сейчас, правда, искусство часто занимается тем, что творит без души.

– История «Дирижера» показалась мне универсальной, ее легко представить в другой стране и на другом языке.

– Да, это совершенно универсальная история. Мне даже жалко, что я решил не показывать ее на фестивалях: мне казалось, что она слишком личная. Думаю, я начал переходить от русских историй к универсальным. Моя версия «Пиковой дамы» еще более универсальна: это не экранизация, а триллер, сюжет которого связан с постановкой оперы, и я хочу снимать его по-английски.

– Вы можете рассказать больше о «Пиковой даме»? Закончилась работа над сценарием?

– Сценарий будет готов на днях. Мы работали над ним и с Печейкиным, и с британским сценаристом Дэвидом Сайдлером. Мир оперы мультикультурен, поэтому участвовать будут актеры из разных стран. Опера – это маленький вариант мироздания. При этом сюжет «Пиковой дамы» очень современен, потому что говорит о молодом, красивом человеке, который хочет жить здесь и сейчас. А кругом лживые, подлые люди, которые не дают ему жить, и в итоге он готов на все, чтобы получить славу и деньги. Я прямо слышу этот крик молодежи, когда иду по улице. Мы соединили ощущения современного человека с музыкой Чайковского – это необыкновенно интересно.

– А как будут соотноситься сюжет фильма и сюжет самой оперы?

– Понимаете, опера вдвинута в сюжет. Грубо говоря, это история певца-неудачника, который хочет получить партию Германна и готов ради этого на все, как Германн. А «Пиковая дама» Пушкина – это готический роман, «нуар», история сухая, необъяснимая, как рассказы Эдгара По, но при этом история дикой страсти. А Чайковский очень мистичен, он должен придать фильму новое наполнение – поглядите только, что получилось у Аронофского. Это безумная музыка, она вызывает эмоциональную бурю. Но снимать по-английски довольно сложно, а особенно сложно искать актеров, сценаристов, с кем-то договариваться.

– «Дирижера» вы решили прокатывать сами.

– Да, дело в том, что сейчас крупным прокатным компаниям интересно работать, скажем, с тысячей копий и, соответственно, с большими фильмами, на которых можно заработать денег. «Шапито-шоу» или «Елена» показали, что такие картины, как «Дирижер», можно прокатывать самим, использовать другие способы коммуникации. Так будет лучше для фильма. Поглядим, что получится. Кроме того, нам окажет поддержку ВГТРК. Возможно, мы обратимся в Министерство культуры за помощью с прокатом .

– А как вы поступите с фильмом «Конвой», который спродюсировали?

– Думаю, нужно попросить Фонд кино поддержать «Конвой». Таким фильмам очень тяжело выйти в прокат. Я не так часто берусь за продюсирование, но мне понравился «Бубен, барабан», я очень ценю Алексея Мизгирева как автора. А так как я сотрудничаю с режиссером-автором, то ни о каком продюсерском вмешательстве в работу над фильмом не может идти и речи. Какие советы я ему могу дать? Я и сам автор. У Леши была полная свобода – я продюсировал его фильм не для того, чтобы заработать денег, а помочь фильму существовать.

– Как на решение Фонда кино могут повлиять противоречивые отзывы критиков из Берлина?

– Я был удивлен агрессивной позицией критиков, но еще больше я был удивлен тому, что некоторые отзывы были написаны, как доносы: «Как это Министерство культуры выделяет деньги на такие фильмы?» Они буквально воспроизводят советскую схему мышления. Эти люди считают, что задача художественного самовыражения должна лежать в сфере государственных интересов. Но в настоящих государственных интересах, прежде всего, существование разнообразного, сильного кино, которое мучительно проживает эту жизнь, оценивает, осмысливает ее и тем самым желает улучшить. Это как если бы клятва Гиппократа не позволяла врачу взять в руки скальпель. Эта демагогия меня удручает. Я думаю, что Сергей Толстиков, как широко мыслящий человек, прореагирует на всю эту ситуацию правильно. Из всего русского кино на Берлинском фестивале был только один игровой фильм, и к нему действительно испытывали интерес, залы были переполнены.

– В своих интервью о фильме «Царь» вы говорили, что власть и народ существуют в России параллельно. За это время произошло многое – насколько, по-вашему, мы продвинулись в преодолении этой двойственности?

– А вот представляете себе, как бы прозвучал «Царь» сегодня? Я тогда чувствовал, что мы вновь переживаем нашу родовую боль и беду, которая существовала и в советское время, и при Российской империи, – бытование не одной правды, а двух. Главный девиз нынешних митингов – «Надоело врать!» Нужно, чтобы появилось гражданское общество, которое хочет прийти к одному слову, одной правде, чтобы черное всегда было черным, а белое – белым, и основные понятия не менялись местами. Я бы сказал так: еще пятнадцать лет назад народ, это большое коллективное тело, был шестилетним ребенком. Ему нужен был отец посуровее, который при случае может наказать. Сейчас мы стали коллективным подростком, и сегодня он задает вопрос: «Папа, ты мне врешь?» Вряд ли подросток может что-то предложить, и неслучайно у митингов нет программы и нет лидера – это нормально и нисколько меня не смущает. Общество будет развиваться дальше, и тогда появятся и мысль, и программа, и вожди.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

«Грозовой перевал» Андреа Арнольд в прокате
В прокат вышел «Грозовой перевал», в котором режиссер Андреа Арнольд помещает роман Эмили Бронте в XVIII век, но содержанием наполняет современным: социальное неравенство сменила расовая нетерпимость. Мистер Эрншо, владелец небольшого поместья «Грозовой перевал» в йоркширских пустошах, из христианских чувств усыновляет встреченного в городе бездомного мальчишку. Эрншо нарекает его Хитклифом и вел...
  (читать дальше)

На телеканале «Россия» показали сериал «Белая гвардия»
Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Белая гвардия», снятого Сергеем Снежниным по роману Михаила Булгакова, в котором актерской игре удалось сдержать наступление «сериальности». Лариосик: Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович. Мышлаевский. Достигается упражнением. Хорошо знакомый по книге сюжет: в декабре 1918 года немецкие войска покидают Киев, и вместе с ними бежит и глав...
  (читать дальше)

Супруга актера Пороховщикова найдена мертвой в своей квартире в Москве
Супруга актера Александра Пороховщикова Ирина найдена мертвой в своей квартире в Староконюшенном переулке в Москве, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы. По его словам, женщина найдена повешенной. "При ней найдена предсмертная записка", - сказал он. В записке она просит никого не винить в ее смерти. Квартиру вскрывали сотрудники МЧС. Известный актер 73-летний Але...
  (читать дальше)

Режиссеру Лунгину вручат офицерские знаки Ордена Почетного легиона
Посол Франции в России Жан де Глиниасти вручит в своей резиденции в Москве 12 марта знаки офицера Ордена Почетного легиона российскому режиссеру и сценаристу Павлу Лунгину, сообщили РИА Новости в посольстве. Авторству Павла Лунгина принадлежат фильмы "Такси-блюз", "Олигарх", "Остров", "Царь", "Дирижер". В 2011 году он стал президентом созданной Франко-российской киноакадемии. В 2012 году высоко...
  (читать дальше)

Съемки "Малефисенты", где Джоли сыграет злую фею, начнутся в июне
Сказку "Малефисента" (Maleficent), где Анджелина Джоли (Angelina Jolie) сыграет злую фею, а Элль Фэннинг (Elle Fanning) - принцессу Аврору, начнут снимать в Лондоне в июне, сообщает в пятницу The Hollywood Reporter. Вариация на тему "Спящей красавицы", где основу сюжета составляют сложные взаимоотношения между принцессой и злой волшебницей, задумывалась на студии Disney уже давно, однако проект ...
  (читать дальше)

Бардем, Реннер и Портман сыграют в "Советнике" Ридли Скотта
Натали Портман может сыграть жену главного героя в "Советнике" (The Counselor), которого автор "Бегущего по лезвию" "Чужого" и "Падения "Черного ястреба" Ридли Скотт снимает по сценарию Кормака Маккарти (Cormac MacCarthy), сообщает в пятницу Collider.com. Для Маккарти, чьи романы легли в основу таких картин, как "Неукротимые сердца" (All the Pretty Horses) Билли Боба Торнтона, "Старикам здесь не...
  (читать дальше)

Объявлены номинанты на премию «Ника» за 2011 год
Объявлены номинанты кинопремии «Ника»: в главной номинации представлены пять картин, на большинство призов претендуют «Елена» Андрея Звягинцева, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Объявлены номинанты 25-го сезона премии Российской академии кинематографических искусств «Ника»: на награду за лучший фильм претендуют пять картин – «Елена» Андрея Звягинцева, «Высоцкий...
  (читать дальше)

Число лидеров российского кинопроизводства может вырасти с 7 до 10
Число компаний, получающих финансирование от Фонда кино в качестве лидеров отечественного кинопроизводства, может возрасти с семи до десяти, рассказал РИА Новости в среду исполнительный директор Фонда Сергей Толстиков. "Количество лидеров может быть увеличено до десяти. Это идея существующих лидеров - дать средства другим компаниям, чтобы они могли более планомерно действовать в сегодняшних усло...
  (читать дальше)

Сергей Полунин хочет бросить балет к 26 годам и заняться кинокарьерой
Бывший премьер британского Королевского балета (Royal Ballet) Сергей Полунин после нашумевшего ухода из труппы наконец рассказал, как устал от репетиций и того, что балет ограничивает его жизнь, о любви к татуировкам и мечтах сделать карьеру в кино. Украинский танцовщик несколько недель назад неожиданно заявил об уходе из Королевского балета, где он проработал несколько лет и где три года назад ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)