пятница, 2 марта 2012 г.

Толерантная такса

Толерантная таксаВ конце девяностых, когда российская публика не имела представления о современном искусстве и не собиралась им обзаводиться, художник Олег Кулик силой заставил массового зрителя обратить внимание на эту terra incognita. Кулик создал образ, сопоставимый по мощности воздействия с рекламой МММ, "Белыми братьями" и эротической передачей "Про Это". Человек-собака, маску которого несколько лет подряд не снимал Кулик, в глазах массового телезрителя стал символом не только радикального акционизма, но и актуального искусства вообще.

В те дремучие времена ключ для понимания этого образа зрителю пришлось подбирать самому, и Кулик, вместе со всем прочим совриском, в сознании россиян надолго занял место где-то между политическими протестами, эксгибиционизмом и психиатрией. Там, судя по всему, весь этот комплекс находится до сих пор. Кулик давно остепенился, стал уважаемым мастером, едва ли не гуру, но народная память хранит курьезные сюжеты о голом мужике на цепочке, который бросался на граждан то ли чтобы тяпнуть за ляжку, то ли чтоб лизнуть сапог.

Трудно сказать, чего больше современному арт-процессу принесли эти акции – добра или зла. С одной стороны, конечно, все узнали о том, что, кроме Репина и Шишкина, бывает и другое искусство. С другой – по сей день противники нового тычут в лицо художникам и критикам "бесноватым" человекопсом. Впрочем, наравне с "шарлатаном" Малевичем и "авантюристом" Дюшаном.

Сегодня то, что заварила одна вымышленная собака, взялась распутать другая. Даже две собаки: придворная такса неких аравийских шейхов Табакерк Двадцать Седьмая и искусствовед-самоучка пес Рыжий, дворняга, прибившаяся к петербургскому Русскому музею. Собаки случайно встречаются в запасниках ГРМ, и внезапно аристократической таксе и дворовому полкану удается обнаружить друг в друге не только единство взглядов на мировое искусство, но даже некоторое родство душ.

Пока за музейными стенами петербургская полиция сбивается с ног в поисках сбежавшей Табакерк, собаки неспешно прогуливаются по пустынному ночному хранилищу, с упоением разглядывают шедевры и ведут поучительную искусствоведческую беседу.

Запись собачьих разговоров, остроумных, хотя и несколько эксцентричных, выпустило совсем недавно издательство "Амфора" под заголовком "История искусств для собак". Книга эта уже неплохо продается в столичных книжных, а в магазине "Москва" в своем жанре уступает только энциклопедии "Стили в искусстве. От романики до модерна".

Впрочем, может быть только пока. Потому что, в отличие от вполне традиционной переводной энциклопедии, "История искусств для собак" призвана не столько каталогизировать прошлое, сколько ответить на больные вопросы настоящего. В том числе и те, что повисли в воздухе еще со времени акций Олега Кулика, о котором в книге, конечно, тоже говорится.

Вдобавок, кроме репродукций предметов искусства, о которых идет речь, в книге огромное множество замечательных этюдов самих собачек, взятых порой совсем несерьезно: снизу, в прыжке, или просто с дурашливо высунутым языком. Ну как устоять?

За анималистику в книге отвечает петербургская художница Ольга Тобрелутс, работающая больше с новыми медиа, но тут выступившая в традиционном русском амплуа "а Мурку (вернее, Бобика) можешь?". "Бобика", как было сказано, Ольга может замечательно, простые карандашные собаки смотрятся в "Истории искусств" даже выигрышей Веронезе и Репина, которых лучше все же поискать в интернете, чем ломать о них глаза в этом издании.

Но суть здесь, впрочем, не в репродукциях, а в тексте, который от лица умных друзей человека написал Александр Боровский – известный искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений ГРМ и проч., и проч. Известный настолько, что Марат Гельман прочитал "Историю искусств" еще в рукописи, и его дружеский отклик на книгу, среди прочих, напечатан на четвертой странице обложки. "В этой книжке Боровский предстает не только как критик, но и как писатель, тонкий и остроумный – пишет Гельман. – Как бы в пику унылой критике, из-за которой современное искусство потеряло свою аудиторию". И дальше еще два слова про Олега Кулика.

Гельман, безусловно, прав в том, что арт-критика давно перешла на птичий язык (не лишенный, однако, своей красоты), который способны понимать разве что сами авторы критических текстов. Но не критики отпугнули потенциальную аудиторию всевозможных вернисажей и биеннале. Само искусство, хорошо это или плохо, не очень интересуется массовой публикой, а ориентируется на несколько десятков авторитетных имен, которые могут дать жизнь их шедевру на арт-рынке. Впрочем, в последнее время появляется все больше молодых людей, для которых почему-то стало важным понять, почему Малевич не шарлатан. Это уже не массовый зритель, но еще не профи, умеющий свободно переводить с языка, на котором говорит арт-сообщество, – в том числе и сам Боровский в своих "серьезных" книгах. "История искусств для собак" в ряду других (в своем роде великолепных) книг Боровского – то ли веселый научпоп, то ли детское внеклассное чтение об искусстве. Важно то, что "собачий" язык оказался намного понятней птичьего, а значит на многие вопросы не имеющий специального образования читатель (или ребенок) сможет ответы получить без погружения в Дерриду и Гройса.

На главный из таких вопросов, который уже много лет не дает покоя Андрону Кончаловскому и Илье Глазунову: "почему цветные пятна ценятся больше реалистично нарисованного букета?" играючи отвечает музейная дворняга. "Каждое время требует своего видения". И так от Уччелло до Брускина, от софийских фресок до Энди Уорхола: почему? как? зачем? Алексей Толстой и Зигмунд Фрейд, "бульдозерная выставка" и "обормот на бегемоте" (бронзовый император Александр III на коне), "эмансипированная" Лайка Комара и Меламида и визионерски-сосредоточенная борзая Дега.

Собаки спорят, а нам не мешало бы прислушаться – в их неторопливой ночной беседе рождается тот самый язык, на котором когда-то объясняли загадки старых мастеров авторы издательства "Искусство". Сейчас этот язык и этот спокойный тон нужны искусствоведению (да и остальным наукам) как никогда. Опытный лектор Боровский в этот раз превзошел сам себя – потому что одно дело работать с подготовленной публикой, а другое – объяснять какие-то неочевидные и условные вещи подросткам. И, судя по том, что книга продается, подростки уже навострили уши.

Вряд ли именно с этой книги Боровского начнется ренессанс искусствоведения, как неэзотерического знания, доступного всем. Но, вместе, например, с книгой "Как говорить с детьми об искусстве" Франсуазы Барб-Галль и методичками издательства "Розовый жираф", "История искусств для собак" может стать точкой отсчета, с которой начнется подробное знакомство наших детей с искусством. Тогда им, даже если они вырастут инженерами, уже будет что ответить и новому Кулику, и новому Глазунову. А сами художники, может быть, все-таки повернутся к такой публике лицом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Ольга Кабо: моя жизнь отдана театру
Премьера поэтического спектакля "Любил…Что знаешь ты об этом?" пройдет на сцене Дома музыки 6 марта. Ольга Кабо и Валерий Баринов представят диалог о любви между мужчиной и женщиной с помощью строк поэтов "серебряного века". Накануне премьеры Ольга Кабо рассказала, как зрители воспринимают поэзию, и почему актерам надо стремиться к театру. Беседовала Белла Адцеева. - Как получилось, что вы решили...
  (читать дальше)

Сокуров удивился, что его номинировали на премию "Большая книга"
Знаменитый российский режиссер Александр Сокуров, чья книга "В центре океана" вошла в этом году в конкурс национальной премии "Большая книга", был удивлен номинации, рассказал РИА Новости сам кинематографист. "Тот факт, что в России, где и сейчас есть замечательные писатели, на мою книгу обратили внимание, меня может только приятно удивить. Для меня важно, чтобы книга оказалась нужна читателям, ...
  (читать дальше)

Секрет "Моны Лизы" да Винчи раскрыт на выставке в Москве
Секреты Моны Лизы, одного из самых значительных шедевров мировой художественной культуры, раскрываются на выставке "Гений да Винчи", которая открывается в Арт-центре "Ветошный" в пятницу. Организаторы гастролирующего по миру проекта не просто включили в него абсолютно все, чем знаменит да Винчи - от Витрувианского человека, Моны Лизы и "Тайной вечери" до прообразов революционных изобретений - на...
  (читать дальше)

Власти Горного Алтая решили вернуть на родину картины Чорос-Гуркина
Власти республики Алтай планируют договориться с руководством Томской области о возвращении оригиналов таких известнейших картин знаменитого алтайского художника Григория Чорос-Гуркина как "Хан-Алтай" и "Корона Катуни", сообщил журналистам в четверг министр культуры региона Владимир Кончев. По его сведениям, 15 марта в Горный Алтай из Томска приедет культурная делегация во главе с начальником то...
  (читать дальше)

Вечер памяти писателя Житинского пройдет в петербургском арт-клубе
Вечер памяти известного петербургского писателя Александра Житинского, ушедшего из жизни в конце января, пройдет 4 марта в арт-клубе "Книги и кофе", сообщает пресс-служба городского комитета по культуре. На вечере, который состоится на 40-й день со дня кончины Александра Житинского, ждут всех, кому был дорог Александр Николаевич - поэт, писатель, сценарист, издатель, блогер, создатель и директор...
  (читать дальше)

Лучо Далла. Биографическая справка
Известный итальянский певец и композитор Лучо Далла (Lucio Dalla), автор знаменитой песни Caruso, посвященной оперному певцу Энрико Карузо, скончался в четверг в Швейцарии, не дожив трех дней до своего 69-го дня рождения. Итальянский певец и композитор Лучо Далла (Lucio Dalla) родился 4 марта 1943 года в Болонье. В юности он играл сначала на аккордеоне, а затем на кларнете. В 1962 году Далла впе...
  (читать дальше)

Александр Сокуров претендует на премию "Большая книга"
Захар Прилепин, Александр Иличевский, Владимир Маканин, а также архимандрит Тихон, известный экономист и политический деятель Гавриил Попов и именитый российский кинорежиссер и сценарист Александр Сокуров оказались в этом году в числе претендентов на национальную литературную премию "Большая книга", сообщили РИА Новости организаторы. Режиссер Александр Сокуров участвует в конкурсе премии с книго...
  (читать дальше)

О процессе национального одичания
Наблюдая за политическим шоу последних недель, мы как-то упускаем из виду события, напрямую к избирательной кампании не относящиеся, однако не менее важные. Одним из них стало недавнее расширенное заседание Патриаршьего совета по культуре, о котором писали и говорили явно недостаточно. А между тем, оно было отмечено по крайней мере двумя очень существенными моментами. Во-первых, среди приглашенны...
  (читать дальше)

Аннасофия Робб сыграет юную Кэрри Брэдшоу
Восемнадцатилетняя актриса Аннасофия Робб (AnnaSophia Robb), известная благодаря роли Виолетты в картине Тима Бертона "Чарли и шоколадная фабрика" (Charlie and the Chocolate Factory), сыграет Кэрри Брэдшоу (Caroline Bradshaw) в пилоте "Дневников Кэрри" - приквела знаменитого сериала "Секс в большом городе" (Sex and the City), сообщает издание The Hollywood Reporter. В основу "Дневников" лег рома...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)