пятница, 2 марта 2012 г.

Семья Стайн - американцы, подарившие миру парижский авангард

Портреты Майкла и Сары Стайн работы Анри Матисса

Выставка, посвященная семье Гертруды Стайн, в музее Метрополитен

НЬЮ-ЙОРК, 2 мар - РИА Новости, Лариса Саенко. В Нью-Йоркском музее Метрополитен открылась уникальная экспозиция, посвященная роли семейства Гертруды Стайн в становлении парижского авангарда начала XX века.

Фотографии и личные вещи семьи - Гертруды, ее братьев Лео и Майкла - и, конечно, картины парижских авангардистов начала XX века из семейной коллекции - воссоздают атмосферу того времени.

"На создание этой выставки ушло почти десять лет напряженной работы сотрудников музея, искусствоведов и историков. Нам удалось показать, как благодаря Гертруде, Майклу и Лео происходило становление уникального явления парижского авангарда", - рассказала журналистам куратор проекта Ребекка Рабинов.

Гертруда, которой принадлежит крылатый термин "потерянное поколение", на самом деле открыла и объединила в своем субботнем салоне в Париже новое поколение художников.

Пикассо впридачу к диванам

Первым из Стайнов в Париж приехал художник Лео, снявший небольшую студию на улице Флерюс 27, неподалку от Люксембургского дворца. Впервые он увидел холсты Пабло Пикассо в... мебельном магазине, где они конкурировали с канделябрами и коврами. Он постепенно знакомился с товарищами по цеху - молодыми непризнанными художниками, на которых свысока смотрели маститые импрессионисты.

"Их никто не знает, за исключением одного (Анри Матисса), над которым все смеются кроме пары человек, которые сходят по нему с ума. Я считаю гением высокой магнитуды одного испанского художника по имени Пикассо", - писал в 1902 году Лео. Он приглашал нищего испанца в свою студию на Флерюс, чтобы тот мог сэкономить на натурщицах.

В 1903 году к брату в Париж приехала Гертруда. Получив неожиданно хороший доход от ценных бумаг (по 1,6 тысячи долларов каждый), они решили вложить все эти средства в никому не известных художников. Но после 15 октября 1904 года, когда брат и сестра попали на выставку молодых авангардистов - Сезанна, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Редона, они были настолько потрясены, что сняли всю имеющуюся наличность с банковского счета и купили многие картины. Хотя Стайнов, живших на дивиденды с отцовских инвестиций, нельзя было назвать богатыми - к примеру, Моне им был уже не по карману.

Парижские сараи-ателье

В Метрополитен полностью воссоздали студию на Флерюс в натуральную величину с обстановкой, картинами и фотографиями. Довольно небольшие аппартаменты - "наши сараи-ателье" называла их Стайн - стали неформальным центром художественной и творческой элиты, арт-дилеров, коллекционеров. Они быстро усвоили стиль парижской богемы - Лео перестал бриться и стал вегетарианцем, Гертруда надела темнокоричневую робу и сандалии, что выглядело точно так же революционно, как в свое время брюки Жорж Санд.

"Мы жили на улице Флерюс в обыкновенном столетнем квартале, очень многие из нас жили вблизи него и бульвара Распай, который еще не был тогда проложен, а когда его проложили, все крысы и мыши поселились под нашим домом, и нам пришлось вызывать парижскую санитарную службу, чтобы они приехали и избавили нас от грызунов", - писала об этом жилище Гертруда.

В 1913 году неразлучные брат и сестра решили разъехаться. Формальным поводом стало потоянное присутствие в их жизни Элис Токлас, поселившейся с Гертрудой, принципиальной - наметившееся расхождение во взглядах на творчество Пикассо, которого обожествляла сестра. Лео стала казаться надуманной манера художника, экспериментирующего в кубизме. Они разделили собираемую в течение 10 лет коллекцию - Гертруда забрала себе всех Пикассо, Лео - 16 холстов обожаемого им Огюста Ренуара. Как и подобает мужчине, двухспаленную квартирку на Флерюс покинул Лео.

Найденное поколение

Майкл Стайн с женой Сарой приехали в Европу на год, и задержались на тридцать лет. Они начали покупать недорогих Сезанна, Гогена, Волларда во многом из желания поддержать их. В 1906 году Лео познакомил их с Матиссом и с тех пор художник не имел больших обожателей, чем эта пара. Все члены семейства имели независимые арт-взгляды - Майкл и Сара купили автопортрет Матисса 1906 года, который не нравился Гертруде - "слишком интимный, чтобы быть представленным публике". Они были, по сути, долгое время единственными покупателями меняющего манеру Матисса, вторая подряд персональная выставка которого была неудачной. "Диким" прозвал его один из критиков за новую манеру писать широкими мазками - с его легкой руки художник стал лидером направления фовизма.

"На сегодняшний день его творчество - самое важное среди молодых художников. Он делает что-то новое с цветом - ясное, великолепное, пленяющее", - писал Майкл Стайн.

В ответ на нападки на Матисса и неприятие его портретов в зеленых мазках, Лео Стайн в знак солидарности с фовистом написал собственный портрет в точно такой же "зеленой" размашистой манере.

Гертруда любила позировать художникам, которых сумела разглядеть, оценить, сделать покупаемыми и модными, а потом - великими. Талантливая писательницы и властительница дум была уязвлена тем, что близкий друг семьи Матисс никогда не предложил ей позировать, хотя посвятил свои работы Майклу и Саре. Эта пара при жизни и после смерти осталась в тени славы семейства Стайн, не издав никаких мемуаров и раздарив все, что не пропало в двух мировых войнах, музеям и библиотекам.

Стайн же пронесла по жизни пиитет к творчеству Пикассо, завещав свой знаменитый портрет кисти неистового испанца музею Метрополитен, так связав навеки их имена. Время рассудило творческие споры семейства Стайн - мир признал великими все раскрытые ими таланты.

Выставка, посвященная семье Гертруды Стайн, в музее Метропол

Макет студии Стайнов на улице Флерюс в Париже

"Портрет женщины в шляпе" Анри Матисса из коллекции семьи Стайн

Выставка, посвященная семье Гертруды Стайн, в музее Метрополитен

Портрет Гертруды Стайн кисти Пабло Пикассо на выставке в музее Метрополитен

Лео Стайн. Автопортрет "в защиту Матисса"

Портреты Майкла и Сары Стайн работы Анри Матисса

Выставка, посвященная семье Гертруды Стайн, в музее Метрополитен

Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.

11:3002/03/2012В Нью-Йоркском музее Метрополитен открылась уникальная экспозиция, посвященная роли семейства Гертруды Стайн в становлении парижского авангарда начала XX века. Фотографии и личные вещи семьи - Гертруды, ее братьев Лео и Майкла - и, конечно, картины парижских авангардистов начала XX века из семейной коллекции - воссоздают атмосферу того времени.>>

Все поля обязательны для заполнения!

Комментарий отправлен и будет открыт после премодерации.

Посмотрите, что еще обсуждают >>

Поля, помеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Автомобиль из клипа Jay-Z и "цветные точки" Херста продадут в США
Автомобиль Maybach из клипа Kanye West и Jay-Z, цветные точки Дэмиена Херста и размазанная по холсту жвачка Дэна Колена будут проданы на аукционе Phillips de Pury & Company, в Нью-Йорке 8 марта, сообщила РИА Новости глава российского представительства аукционного дома Светлана Марич. "Музыканты решили пожертвовать машину для фонда "Спасем детей". Деньги от продажи пойдут на гуманитарную помо...
  (читать дальше)

Антикварный салон в ЦДХ проходит под знаком портрета
Российский антикварный салон, который в 32-й раз открылся в Центральном доме художника, проходит под знаком портрета, сказал на пресс-конференции в пятницу Василий Бычков, глава "Экспо-парка", организующего проект. "В некоммерческую программу включены специальная экспозиция "Живописный и акварельный портрет в России XVIII - первой половины XIX века из собрания Валерия Набокова-Алексеева и выстав...
  (читать дальше)

Выставка «Гений да Винчи» в арт-центре «Ветошный» открылась
В столичном арт-центре «Ветошный» открылась выставка «Гений да Винчи», представляющая собой наглядное пособие для всех, кто интересуется как художественным, так и техническим творчеством Леонардо да Винчи. Среди всех персональных брендов в мире искусства Леонардо, пожалуй, самый раскрученный. При этом коммерческая составляющая легенды никак не связана с торговлей произведениями «флорентийского ку...
  (читать дальше)

Толерантная такса
В конце девяностых, когда российская публика не имела представления о современном искусстве и не собиралась им обзаводиться, художник Олег Кулик силой заставил массового зрителя обратить внимание на эту terra incognita. Кулик создал образ, сопоставимый по мощности воздействия с рекламой МММ, "Белыми братьями" и эротической передачей "Про Это". Человек-собака, маску которого несколько лет подряд не...
  (читать дальше)

Катрин Беккер: мы делаем биеннале для зрителя
Московская международная биеннале молодого искусства, которая под девизом "Под солнцем из мишуры" в третий раз пройдет в июле-августе, обзавелась иностранным куратором и отказалась от множества разрозненных выставок в пользу основного проекта. Накануне объявления списка его участников РИА Новости пообщались с куратором Катрин Беккер и узнало о роли зрителя в современном арт-процессе и правилах вос...
  (читать дальше)

Dыставка живописца Сергея Калинина Le moulin в галерее «Триумф»
В галерее «Триумф» - выставка живописца Сергея Калинина Le moulin, на которой художник ставит рядом танцовщиц из «Мулен Руж» и стриптизерш из шоу «Crazy Horse», чтобы зритель сам сделал выводы Когда-то знаменитое кабаре на Монмартре служило источником вдохновения для богемы и множества людей самых разных статей. Афиши для «Мулен Руж» рисовал Тулуз-Лотрек. Здесь в конце века был впервые показан ст...
  (читать дальше)

Британские галереи выкупили картину Тициана "Диана и Каллисто"
Лондонской Национальной галерее и Национальной галерее Шотландии удалось выкупить картину Тициана "Диана и Каллисто" у частного коллекционера за 45 миллионов фунтов стерлингов (71,5 миллиона долларов), сообщает в четверг сайт газеты Guardian. Как отмечает издание, примерно половина этой суммы, 25 миллионов фунтов (40 миллионов долларов), была выделена из резервов Национальной галереи, формирующи...
  (читать дальше)

Власти Горного Алтая решили вернуть на родину картины Чорос-Гуркина
Власти республики Алтай планируют договориться с руководством Томской области о возвращении оригиналов таких известнейших картин знаменитого алтайского художника Григория Чорос-Гуркина как "Хан-Алтай" и "Корона Катуни", сообщил журналистам в четверг министр культуры региона Владимир Кончев. По его сведениям, 15 марта в Горный Алтай из Томска приедет культурная делегация во главе с начальником то...
  (читать дальше)

Убедиться в гении Да Винчи можно с 1 марта на выставке его изобретений
Лично убедиться в гениальности велокого Леонардо да Винчи москвичи смогут уже 1 марта, посетив выставку "Гений Да Винчи", в которую вошли 65 макетов его изобретений в натуральную величину, а также копии анатомических рисунков, 3D проекция "Тайной вечери" и "Витрувианского человека" и репродукции самых известных живописных полотен мастера, рассказала РИА Новости организатор московской выставки Еле...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)