пятница, 23 марта 2012 г.

Пять выставок Московской фотобиеннале в галерее Зураба Церетели

Пять выставок Московской фотобиеннале в галерее Зураба ЦеретелиНовые выставки Фотобиеннале в Галерее искусств Зураба Церетели: цветные репортажи о советском счастье от Владислава Микоши, черно-белые «концептуальные пустоты» Александра Слюсарева, сегодняшняя Гавана глазами Андрея Гордасевича и другие «отчеты о проделанной работе».

Выставленные в галерее пять проектов из программы Фотобиеннале объединены одной из трех тем нынешнего фестиваля – «On the road». Дорога в той или иной мере объединяет весьма разных авторов, собранных кураторами под одной крышей. Прибавим сюда условную биографическую общность: все пять фотографов формировались в условиях советской действительности – кто на протяжении целой жизни, как фоторепортер и кинооператор Владислав Микоша, а кто лишь в детстве, как неутомимый певец карпатских гор Роман Михайлюк. На этом, пожалуй, перечень сходств и совпадений заканчивается, и начинается куда более длинный список различий.

Владислав Микоша, надо полагать, свое служение Советскому Союзу рассматривал не в качестве повинности, а как долговременный порыв души. Во всяком случае, плоды его почти шестидесятилетней карьеры не оставляют впечатления вымученности, хотя в его репортерские обязанности входила и пропаганда. Съемки первомайской демонстрации на Красной площади или фиксация будней героических целинников были, конечно же, делом политическим, в коем отсебятина категорически не приветствовалась.

Но Микошу жесткость канона, похоже, не слишком смущала.

Для проявления творческой свободы у него оставалось огромное, почти непаханое поле – фотографический цвет.

Еще в конце 1930-х он увлеченно экспериментировал с трехцветными бромойлями и гидротипиями, добиваясь максимальной выразительности. Задача была непростой, поскольку тогдашние технологии колористической естественности не предполагали. Микоша принадлежал к немногочисленной плеяде авторов, для которых цвет оставался идеей фикс. Сегодня, пожалуй, именно эта его профессиональная мания вызывает наибольший интерес. Хотя, разумеется, исторической ценности портретов товарища Сталина или товарища Мао Цзэдуна никто не отменял.

А вот умершего в позапрошлом году Александра Слюсарева, знаменитого в столичной богеме усатого Сан Саныча, цвет увлекал лишь в небольшой степени, по крайней мере без него Слюсарев легко обходился – как, впрочем, и без узнаваемых персонажей, и без бойких сюжетов.

Исповедуемая им эстетика хорошо прослеживается на персональной ретроспективе, куда включены работы 1960-х – 1990-х годов. Выставка не просто черно-белая, она еще и принципиально не повествовательная.

Только Сан Санычу могло прийти в голову снимать слепые брандмауэры, занавески на пыльных окнах, бетонные заборы, лужи на асфальте и ноги прохожих.

Глубочайшая вера в самодостаточность буквально любого объекта выдает в Слюсареве заядлого концептуалиста и радикального экспериментатора, пусть даже, на поверхностный взгляд, в его работах нет ничего, заслуживающего зрительского внимания. Наделять бессюжетную пустоту метафизическими свойствами – мастерство особого рода.

В чем-то сходных установок придерживается и Алексей Орлов, чей лаконичный проект «Подорожные записки» располагается по соседству. Правда, в отличие от Слюсарева, цветом он не пренебрегает, но нетрудно догадаться, что все эти водонапорные башни, брошенные автомобили и стайки гусей на фоне колхозного поля и высокого неба сняты отнюдь не ради внешней красоты. Равно как и не туристическим любопытством продиктовано стремление украинца Романа Михайлюка внедриться в повседневную жизнь карпатских пастухов (проект «Гуцулия»). В серии бытовых сценок и портретов проглядывает намерение автора выстроить чуть ли не эпос. Это намерение особенно очевидно в тех случаях, когда Михайлюк экспериментирует с оптикой и фактурой (для съемок в горах он даже применял пленочные фотокамеры собственной конструкции).

Визуальный миф о гуцульских скотоводах следует признать удачным, хотя затейливая развеска снимков придает выставке не столько выразительность, сколько манерность.

Наконец, еще один миф иллюстрирует Андрей Гордасевич – миф Кубе как об Острове свободы. Выписав себе командировку на Кубу, он решил не клевать на экзотику, которой там предостаточно, а взяться за типологическое исследование. Серия «Гавана: портреты по дороге» представляет собой коллекцию сдвоенных кадров: каждый персонаж взят общим планом, на улице или в интерьере, и вдобавок охарактеризован укрупненным фрагментом. У всех героев есть имена и профессии: тут и продавец овощей, и водитель такси, и сапожник, и хранитель музея паровозов, и даже ликвидатор москитов (так он обозначен в подписи). Сам Гордасевич поясняет, что идея этого проекта возникла из ощущения скорых перемен, которых кубинцы ждут и одновременно боятся. Каковы будут эти перемены, остается непонятным и после знакомства с выставкой, зато хорошо видно, насколько тамошние люди внутренне раскрепощены и независимы.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Музыка":

Протоиерей Всеволод Чаплин решил создать центр современного искусства
Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов о Pussy Riot к делу – решил организовать центр современного искусства на базе храма, в котором служит. В партнеры себе деятель церкви позвал галериста, директора музея PERMM Марата Гельмана. При храме Святого Николая на Трех горах в Москве может появиться центр современного искусства. Настоятель храма, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русско...
  (читать дальше)

Интервью Владимира Шухова, главы фонда им. Шухова
Глава фонда им. Шухова, правнук архитектора Владимира Шухова рассказал «Газете.Ru», почему башню на Шаболовке легче снести, чем ремонтировать, и что нужно сделать, чтобы башня могла привлекать туристов. 19 марта исполнилось 90 лет знаменитой Шуховской башне – первой российской телерадиовышке на Шаболовке, ставшей одним из символов Москвы. Накануне юбилея правнук и тезка великого инженера Владимир...
  (читать дальше)

Выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в Русском музее
В Русском музее открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», на которой представлены графические работы известного живописца. В обширном наследии Брюлловых, казалось бы, все известно и изучено. В 1822 году два брата, старший Александр и младший Карл, успешные выпускники Академии художеств, отправляются на стажировку в Италию. По возвращении младшего, ставшего живописцем, ждал в Пет...
  (читать дальше)

Организаторов фестиваля «СупердискотЭка 90-х» оштрафуют за визы для зарубежных артистов
Организаторов гала-концерта «СупердискотЭка 90-х» оштрафуют за то, что у иностранных музыкантов не было разрешений на работу. Организаторы танцевального фестиваля «СупердискотЭка 90-х» могут заплатить до 800 тысяч рублей штрафа: после проверки Федеральной миграционной службы (ФМС) выяснилось, что несколько зарубежных музыкантов, выступавших на концерте, не имели разрешения на работу в России. Ру...
  (читать дальше)

Cтудия Abbey Road в Лондоне откроется для посещения в честь 80-летия
Знаменитая лондонская звукозаписывающая студия Abbey Road Studios, в которой записывались The Beatles, Pink Floyd и множество других легендарных музыкантов, на несколько дней открывается для посещения в честь своего 80-летия. Abbey Road Studios, расположенная в районе Сент-Джонс-Вуд, недалеко от того самого перекрестка, где The Beatles сфотографировались на обложку своего одноименного альбома, -...
  (читать дальше)

"Бурановские бабушки" не хотят, чтобы их считали клоунами
"Бурановские бабушки", которые будут представлять Россию на 57-м Международном конкурсе песни "Евровидение-2012", не хотят, чтобы их считали клоунами. Во время финала Национального отборочного конкурса "Евровидение-2012", который прошел в среду вечером в Москве и транслировался в эфире телеканала "Россия-1", "Бурановские бабушки" получили 38,51 балла путем зрительского телефонного и смс-голосова...
  (читать дальше)

Коллектив фолк-бабушек из Удмуртии представит Россию на Евровидении-2012 в Баку
Представлять Россию на Евровидении-2012 в Баку будет фолк-коллектив «Бурановские бабушки», ставший победителем зрительского голосования на отборочном концерте национального этапа конкурса. Трогательному коллективу пенсионерок из села Бураново Малопургинского района, исполняющему собственные песни, а также кавер-версии песен Цоя и Гребенщикова в этно-обработках на удмуртском языке (!), прочили по...
  (читать дальше)

Победа "Бурановских бабушек" в отборочном туре расколола экспертов
Победа фольклорного коллектива "Бурановские бабушки" в финале Национального отборочного конкурса "Евровидение-2012", который прошел в среду вечером в Москве, разделил музыкальных экспертов на два лагеря. "Бурановские бабушки" путем зрительского телефонного и смс-голосования, а также благодаря мнению членов профессионального жюри, получили 38,51 балл, обойдя таким образом фаворитов российского от...
  (читать дальше)

Армения официально отказалась от участия в "Евровидении-2012" в Баку
Общественное телевидение Армении (ОТА) в среду официально уведомило Европейский вещательный союз (EBU) о своем отказе от участия в песенном конкурсе Евровидение-2012 в Баку, сообщает официальный сайт конкурса. Ранее, 23 февраля, 22 армянских исполнителя выступили с заявлением о том, что они считают недопустимым участие Армении в песенном конкурсе "Евровидение-2012" в Баку в связи с антиармянской...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)