пятница, 2 марта 2012 г.

Ольга Кабо: моя жизнь отдана театру

Ольга Кабо: моя жизнь отдана театруПремьера поэтического спектакля "Любил…Что знаешь ты об этом?" пройдет на сцене Дома музыки 6 марта. Ольга Кабо и Валерий Баринов представят диалог о любви между мужчиной и женщиной с помощью строк поэтов "серебряного века". Накануне премьеры Ольга Кабо рассказала, как зрители воспринимают поэзию, и почему актерам надо стремиться к театру. Беседовала Белла Адцеева.

- Как получилось, что вы решили поставить поэтический спектакль и стали читать со сцены стихи?

- В театре им. Моссовета, где я служу, есть спектакль Юрия Еремина по пьесе Михаила Рощина "Серебряный век". Там моя героиня Кира Августовна - человек абсолютно из "серебряного века", хотя действие пьесы происходит в 1949-м году. И из уст моей героини звучат стихи Ахматовой, Цветаевой, Гумилева. В спектакле они вписаны в контекст истории. Когда я работала над стихотворными текстами, мне это показалось очень интересно и близко. И потом однажды Валерий Баринов – замечательный актер, с которым мы играли в спектакле "Стакан воды" по Скрибу, - предложил мне сделать совместный литературно-музыкальный спектакль с предварительным названием "Любил… Что знаешь ты об этом?". Это строчка из стихотворения Георгия Адамовича. Мы стали фантазировать, думать, обсуждать, и в результате получилось, что это не концерт, а спектакль в форме диалога между мужчиной и женщиной, которые друг другу признаются в любви, обвиняют, просят прощения, негодуют, обижают друг друга, смеются. Все равно, так или иначе, говорят о любви - друг к другу, к творчеству, к жизни. Этот диалог звучит посредством великих стихов, прозы "серебряного века" и не только: Валерий Александрович читает и Шекспира, и Арсения Тарковского. Спектакль получился и эмоциональный, и страстный. На какой-то минуте мы даже забывали, что читаем стихи – такое было ощущение, будто мы действительно спорим друг с другом и пытаемся разрешить вечный конфликт мужчины и женщины.

- Ставить спектакль в форме диалога – совместное решение с Валерием Бариновым?

- Когда мы репетировали и думали, что выбрать, Валерий Александрович читал мне стихи, к примеру, Пастернака, а я ему в ответ Ахматову, потом он мне Гумилева, я отвечаю строчками из Цветаевой. И получилось, что это действительно диалог, в котором звучат стихи. Они не просто хаотично подобраны, это вопрос-ответ. Общаются два живых человека.

- Будет проглядываться сюжетная линия?

- Это не отдельные стихи, но сюжета, как такового, нет. Мы говорим о любви – о том, как люди находят ее, теряют, ожидают, ненавидят. И звучат не только стихи, но и проза. Валерий Александрович читает "Иду" Бунина – историю о любви, мимо которой прошел герой. Уже в возрасте он вспоминает это и понимает, какой был дурак, что пропустил самое дорогое, что могло быть в жизни. Я читаю в ответ прозу Бориса Зайцева – отрывки из очерка "Жемчуг". Это женская история – героиня переживает, что любовь ушла, но ее послевкусие тоже прекрасно, и этими чувствами нужно дорожить. Мы с Валерием Александровичем говорим об одном и том же, несмотря на то, что мужчины и женщины никогда не поймут друг друга - мы с разных планет. А зрители подключаются, вспоминают свои истории, думают над ошибками. Поэтому спектакль очень светлый.

- Что для вас было особенно сложным в новом жанре?

- Когда артисты репетируют спектакль, они обычно не учат текст. Он приходит с движением, с ногами. То есть, ты ходишь по сцене и понимаешь, что траектория движения едина с текстом. Иногда невозможно вспомнить слова, не пройдя по траектории своего героя. То же самое и здесь. Когда мы обсуждали стихи, в процессе разбора я их запоминала. Усилия больше были направлены на то, чтобы найти актерское восприятие поэзии. Каждое стихотворение – это история, написанная поэтом, это исповедь, если хотите. В процессе работы постепенно становилось понятно, какой должен быть градус прочтения стихов.

- Как выбирали музыку для спектакля?

- Наш режиссер Юлия Жженова прекрасно разбирается в поэзии, знает множество стихов наизусть. Она помогала нам с выбором произведений. У Валерия Александровича изначально было представление о том, что он хочет прочитать. Я – менее искушенная актриса, никогда не работала в этом жанре. Юлия мне очень помогла, была моим педагогом – я брала уроки чтения стихов и прозы. Это какой-то другой уровень подсознания – то, как мы произносим стихи со сцены, когда весь спектакль основан на поэзии. Вместе мы поняли, что не хватает музыки, и пригласили прекрасного музыканта Матвея Костолевского, который тоже служит в театре им. Моссовета. Он человек-оркестр, играет на многих инструментах. Именно он решил, что должен звучать альт. Матвей предлагал музыкальные произведения, приходил, наигрывал, ставил нам фонограммы. И мы совместно это все отбирали, в зависимости от настроения, которое рождалось между двумя героями. В итоге получилось, что именно музыка, разнообразная и очень эмоциональная, сглаживает конфликт мужчины и женщины. Иногда она вторит нашим героям, иногда – идет в разрез с их настроением. Но она – полноценное действующее лицо спектакля.

- С площадкой сразу определились?

- Мы зависимы от площадки - сейчас везде неподъемные цены. Поэтому очень благодарны Дому музыки за то, что нас пригласили и предложили ставить спектакль.

- Дата премьеры - 6 марта - выбрана не случайно?

- Нет. Когда Дом музыки нам предложил сыграть спектакль, было несколько возможных дат премьеры. Мы выбрали этот день, потому что в преддверии праздника нам особенно важно подарить людям великие строфы, строчки и стихи. В любом случае, души и женщин, и мужчин открыты для радости в этот день.

- Как публика принимает поэзию?

- Мы с этим спектаклем были в разных городах – недавно вернулись с Урала, где выступали в Перми, Екатеринбурге. Мы читаем в филармониях. В основном, туда приходят подготовленные зрители, которые понимают, что им не покажут дешевую антрепризу. Они знают, что идут слушать музыку и стихи, что их ждет встреча с прекрасным. Даже если они не очень подготовлены и не знакомы с поэзией, которую мы читаем, пульсация стихотворного ритма находит отклик в душе, в сердце. Зрители забывают, что они пришли на литературный спектакль. Они чувствуют себя в нашем поэтическом мире. У меня есть спектакль с замечательной певицей Ниной Шацкой по творчеству Ахматовой, называется "Память о солнце". Мы однажды с этим спектаклем приехали в лагерь "Орленок". Как раз была детская смена, и проходил фестиваль аудиовизуальных искусств. Нас пригласили выступить перед подростками. Мы очень волновались, казалось, что после моря и солнца Ахматову дети просто не воспримут, это не их формат еще. И они, действительно, пришли со своими телефонами, компьютерами, совершенно не готовые воспринимать поэзию. Многие из них и не знали, кто такая Ахматова. Но в какой-то момент они вдруг перестали делать нам одолжение, вникли и стали абсолютно нашими слушателями. Мы потом даже ругали друг друга за то, что не верим в детскую восприимчивость, а подростки гораздо умнее и глубже, чем мы о них думаем.

- Неужели восприняли и "Реквием", который Нина исполняла в конце спектакля?

- К счастью, вышел мудрый директор лагеря и провел экскурс в историю. Он говорил о "серебряном веке", поэзии, сталинском режиме, ужасных годах "ежовщины". Рассказал, что раньше сборник Ахматовой невозможно было купить в книжном магазине. Для подростков это было что-то новое - все лишения, истории о том, что женщины теряли мужей, сыновей, которые были объявлены врагами народа. И когда Нина пела "Реквием", а на сцене догорали свечи – дети просто замерли. У них появился стимул почитать Ахматову, хотя бы просто заглянуть в энциклопедию, узнать про это трудное время.

Предпремьерный показ нашего спектакля тоже состоялся в необычном месте - Академии МВД. Пришли замечательные молодые курсанты, с широким шагом, развернутыми спинами, горящим взглядом. Они не вполне понимали, что их ждет. Но после выступления они вышли из зала другими людьми – прекрасными, красивыми. Они знали, что их опять ждет строй, завтра снова будут строгость и лишения, но они были очень отзывчивыми зрителями.


- Многие считают, что наше кино переживает сильный кризис, а в театре осталась какая-то свобода. Согласны?

- Да, абсолютно. Кинематограф затмили сериалы, по качеству не соответствующие уровню культуры, который мы должны нести с экрана. Чаще всего это убогие истории, где нечего играть и нечего смотреть. Я говорю о "мыльных операх", долгоиграющих сериалах, каких-то дешевых мелодрамах. Очень мало достойных работ. Слава Богу, они все же появляются. На фестивалях, на вручениях премий удается посмотреть какие-то интересные работы. Но моя жизнь отдана в большинстве случаев театру. Там нет подвоха, там есть живое искусство, там есть зрители, профессиональные партнеры. Жизнь человеческого духа, если хотите. К театру надо стремиться.

- Чем, помимо подготовки к премьере, сейчас занимаетесь?

- Весь март у меня состоит из премьер: 6-го – "Любил…Что знаешь ты об этом?", а уже 8-го – "Карнавал любви" в Театре Киноактера. Так что начало весны будет очень насыщенным. Я чувствую в себе расцвет творчества и наслаждаюсь этим.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Юрий Георгиевич Богатырев. Биографическая справка
2 марта исполняется 65 лет со дня рождения актера Юрия Богатырева. Народный артист РСФСР, актер театра и кино Юрий Георгиевич Богатырев родился 2 марта 1947 года в Риге (Латвия) в семье военного моряка. В 1953 году отца Юрия, Георгия Богатырева, как одного из лучших офицеров Военно-морского флота перевели в Москву. В детстве любимым занятием будущего актера был кукольный театр, другим увлечением...
  (читать дальше)

Педагог-репетитор Регина Никифорова вернулась в Большой театр
В прошлом артистка балета и репетитор Большого театра Регина Никифорова после долгого перерыва вновь приступила к работе в Большом в четверг, как она сообщила РИА Новости. "Для меня это возвращение в родной дом, куда я пришла более 60 лет назад, еще ученицей хореографического училища при Большом театре - так оно тогда называлось. Я благодарна, прежде всего, Юрию Николаевичу Григоровичу, который ...
  (читать дальше)

Академическим музыкальным коллективам будут выделять по 1 млрд рублей
Правительство постановило в 2012-2014 годах предоставить гранты 18 ведущим академическим музыкальным театрам и творческим коллективам на общую сумму около 1 миллиарда рублей в год, следует из постановления правительства от 22 февраля, размещенного в четверг в банке федеральных нормативных и распорядительных актов. Гранты предоставляются ведущим академическим музыкальным театрам, хоровым, симфони...
  (читать дальше)

Решение о "глушилках" нужно оставить за музеями и театрами - Щеголев
Решение использовать устройства, блокирующие сигнал мобильных телефонов (так называемые "глушилки"), нужно оставить на выбор администрации каждого конкретного учреждения, заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев сегодня в ходе брифинга по итогам заседания экспертного совета по реализации и финансированию web-выборов. Как сообщалось ранее, Государственная комиссия по радиочас...
  (читать дальше)

Гастроли рок-оперы "Иисус Христос-суперзвезда" отменили в Белоруссии
Показ рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" Санкт-Петербургского театра "Рок-опера" отменен в четырех из пяти городов Белоруссии из-за протестов группы верующих, говорится в сообщении, распространенном театром в четверг. "В связи с агрессивной позицией, занятой рядом руководителей православных епархий Белоруссии, в нескольких городах гастрольного тура был запрещен показ спектакля "Иисус Христо...
  (читать дальше)

Спектакль "Борис Годунов" покажет Большой в честь юбилея Максаковой
Спектакль "Борис Годунов" в честь 110-летия со дня рождения выдающейся певицы, знаменитой меццо-сопрано Марии Максаковой, которая за партию Марины Мнишек удостоилась Сталинской премии 1-ой степени, покажет Большой театр в четверг, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Народная артистка СССР Мария Максакова еще в детстве пела в церковном хоре. Затем училась в Астраханском музыкальном училищ...
  (читать дальше)

Победителей театральной премии "Гвоздь сезона" объявят 5 марта
Юбилейная десятая церемония награждения лауреатов московской театральной премии "Гвоздь сезона" состоится 5 марта в Центре "На Страстном", сообщили РИА Новости в пресс-службе Центра. "Гвоздь сезона" - особая премия, в которой нет номинаций - лучший режиссер, лучший актер и других. Награду театру, выпустившему спектакль, в создании котрого принимал участие весь сценический коллектив, присуждают к...
  (читать дальше)

Глава Петербурга за то, чтобы сделать Басилашвили почетным гражданином
Губернатор северной столицы Георгий Полтавченко поддержал инициативу о присвоении знаменитому артисту Олегу Басилашвили звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга", сообщил журналистам в среду спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров. По его словам, в настоящее время представлено семь кандидатов на присвоение этого звания в 2012 году. Среди них - Олег Басилашвили, музыкант, народный ар...
  (читать дальше)

На "Платформу" Серебренникова выделено 60 млн руб в год из госбюджета
Экспериментальный проект "Платформа", ранее претерпевавший трудности с финансированием, в следующие три года будет существовать за счет государственных субсидий в размере около 60 миллионов рублей в год, сообщил РИА Новости на пресс-конференции во вторник известный режиссер и художественный руководитель проекта Кирилл Серебренников. Как рассказал режиссер, ранее организаторы "Платформы" обратили...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)