среда, 14 марта 2012 г.

Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»

Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»Новые выставки Фотобиеннале в фонде культуры «Екатерина»: китайский «человек-невидимка» Лю Болинь сливается с ландшафтом, австрийская группа G.R.A.M. инсценирует парламентские склоки, француз Бернар Плоссю ностальгирует по Америке 70-х.

Лет десять назад многим представлялось, что мировая мода на современное китайское искусство окажется мимолетной. В голову приходили аналогии с бумом конца 80-х, когда на Западе был всплеск интереса к советским художникам перестроечной волны: как известно, этот интерес продлился недолго. С китайцами же вышло совершенно иначе. Авторы из Поднебесной буквально десятками встроились в международную иерархию и прочно в ней закрепились. Вслед за ветеранами-первопроходцами на олимп стали подтягиваться и художники помладше, так что с преемственностью поколений на интернациональной арт-сцене у китайцев все в порядке.

Один из самых ярких представителей новой генерации показывает сейчас в Москве свою выставку «Человек-невидимка».

Строго говоря, The Invisible Man – это даже не название проекта, а творческий псевдоним Лю Болиня: так его называют зрители, которые имени автора пока не запомнили, но произведениями впечатлились. Методика «человека-невидимки» действует на публику безотказно. Затратив усилия на то, чтобы вычленить силуэт художника из фотографированного городского пейзажа, вы моментально чувствуете себя вознагражденным. И дело тут не в удовлетворении от разгаданной головоломки (в большинстве случаев технологические секреты Лю Болиня так и остаются секретами), а в проникновенности авторского мессиджа.

Становясь на снимках то дорожным ограждением, то фрагментом витрины в супермаркете, то щелью в заборе, то частью театрального интерьера, китаец недвусмысленно дает понять: сегодняшней цивилизации личности не нужны. Требуются налогоплательщики, потребители товаров, избиратели на выборах и т. п., но не индивидуальности. А если так, то Лю Болинь с охотой готов подыграть эпохе, лишая себя самого не только портретной узнаваемости, но и вообще человеческих очертаний.

Правда, в отличие от героя одноименного романа Герберта Уэллса, нынешний «человек-невидимка» не стремится подчинить себе мир и даже не склонен на него влиять.

Похоже, от зрителей Лю Болинь ждет только одного: чтобы те задумались. Во всяком случае, его тезис «умственное рабство страшнее физического исчезновения» выглядит вполне программным и убедительным.

Не обходится без определенной дидактики и проект «Парламент» от австрийской арт-группы G.R.A.M. (ее основали в 1987 годы четверо жителей Граца – Гюнтер Холер-Шустер, Мартин Бер, Рональд Вальтер и Армин Раннер). Иронические наследники движения «Флюксус» практикуют различного рода фото- и видеоинсценировки, которые нельзя назвать впрямую ни акциями, ни перформансами. В фонде «Екатерина» демонстрируются сейчас их экзерсисы на тему парламентских драк. Способ создания этих изображений не особенно затейливый: взяв за образец репортажные кадры о случаях рукоприкладства среди политиков в Сеуле, Киеве, Стамбуле и Тайбэе (нетрудно догадаться, что Москвы в этом списке нет), авторы при помощи статистов реконструируют эти мизансцены у себя дома, в зале заседаний родного муниципалитета. К максимальному правдоподобию австрийцы, впрочем, не стремятся. Их занимает лишь выразительность кадра – и еще желание задать зрителю вопрос: часом, вы не знаете, отчего эти солидные дядьки (вернее, их прототипы) столь свирепы и безбашенны?

Разумеется, найти конкретный ответ по каждой отдельной ситуации несложно, но авторов занимает не конкретика, а общий абсурд происходящего.

Наконец, еще одна выставка из программы Фотобиеннале носит уже не постановочный, а вполне документальный характер. Если по аналогии с «Человеком-невидимкой» сюжет с парламентскими драками можно было бы условно назвать «война миров», то экспозиция Бернара Плоссю – типичная «машина времени». Впрочем, официальное название выставки звучит иначе – «Из Калифорнии в Нью-Мексико. Юго-Запад Америки, 1966 – 1985». Хронологический диапазон обозначен изрядный, но преобладают здесь 70-е годы – не только по датам, но и по ощущениям. Француз Бернар Плоссю не скрывал и не скрывает своей влюбленности в Калифорнию и ее окрестности, однако из его многочисленных черно-белых кадров рождается убеждение, что влюблен он не в место на карте, а в эпоху. Наверное, и сегодня на американском юго-западе можно встретить ковбоев, объезжающих на ранчо скакунов, и девушек в бикини на набережной, только это все равно будут не те ковбои и не те девушки. Не говоря уж о громоздких «бьюиках» и «крайслерах», о мечтательных хиппи и добродушных полицейских. Атмосфера, запечатленная когда-то Бернаром Плоссю, воспринимается настолько ретрово, что это чревато дежавю. Ничего страшного: на Фотобиеннале такие ситуации неизбежны.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Съемки "Малефисенты", где Джоли сыграет злую фею, начнутся в июне
Сказку "Малефисента" (Maleficent), где Анджелина Джоли (Angelina Jolie) сыграет злую фею, а Элль Фэннинг (Elle Fanning) - принцессу Аврору, начнут снимать в Лондоне в июне, сообщает в пятницу The Hollywood Reporter. Вариация на тему "Спящей красавицы", где основу сюжета составляют сложные взаимоотношения между принцессой и злой волшебницей, задумывалась на студии Disney уже давно, однако проект ...
  (читать дальше)

Объявлены номинанты на премию «Ника» за 2011 год
Объявлены номинанты кинопремии «Ника»: в главной номинации представлены пять картин, на большинство призов претендуют «Елена» Андрея Звягинцева, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Объявлены номинанты 25-го сезона премии Российской академии кинематографических искусств «Ника»: на награду за лучший фильм претендуют пять картин – «Елена» Андрея Звягинцева, «Высоцкий...
  (читать дальше)

Парк "Музеон" превратится в творческую мастерскую и культурный центр
Парк "Музеон", расположенный между парком имени Горького и "Красным октябрем", уже с нынешнего лета превратится в заметную точку на культурной карте Москвы, заявил журналистам в среду глава городского департамента культуры Сергей Капков. С 1992 года парк стал хранилищем советских скульптур - так, именно сюда с Лубянской площади привезли памятник Феликсу Дзержинскому работы Вучетича. Монументы по...
  (читать дальше)

Путин осмотрел отреставрированную панораму "Бородинская битва"
Премьер-министр РФ Владимир Путин стал одним из первых посетителей музея-панорамы "Бородинская битва", который открылся накануне после реставрации и обновления экспозиции, приуроченных к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Музей, куда глава правительства приехал в сопровождении мэра Москвы Сергея Собянина, существует в столице почти полвека. Здание цилиндрической формы на Кутузовском проспе...
  (читать дальше)

В ЦДХ открылся весенний Антикварный салон
На весеннем Антикварном салоне в ЦДХ царит привычное изобилие, хотя участие заграничных галерей по-прежнему минимально. Тематический акцент в этом сезоне обозначен некоммерческой выставкой «Живописный и акварельный портрет в России XVIII — первой половины XIX века» из коллекции Валерия Набокова-Алексеева. Зависимость антикварного рынка от общего состояния экономики не подлежит сомнению — да и как...
  (читать дальше)

Выставка «Экзерсис» к 50-летию творческой деятельности Вячеслава Зайцева
Вячеслав Зайцев отмечает 50-летие творческой деятельности выставкой «Экзерсис» в Театральном музее имени Бахрушина – на ней представлены не столько достижения в области кройки и шитья, сколько свои опыты на ниве театрального искусства, живописи и фотографии. Давно уже принято считать, что модельер – это тоже художник. А если начитаться глянцевых журналов, то можно даже решить, что Художник с боль...
  (читать дальше)

Министр культуры РФ представил свою коллекцию графики в Москве
Выставка "Балканский триумф", на которой представлены посвященные русско-турецкой войне гравюры из коллекции министра культуры Александра Авдеева, открылась в пятницу в Государственном историческом музее в Москве. Перед официальным открытием выставки директор музея Алексей Левыкин провел небольшую экскурсию для министра и его супруги, а позже признался, что это тот самый редкий случай, когда гос...
  (читать дальше)

Автомобиль из клипа Jay-Z и "цветные точки" Херста продадут в США
Автомобиль Maybach из клипа Kanye West и Jay-Z, цветные точки Дэмиена Херста и размазанная по холсту жвачка Дэна Колена будут проданы на аукционе Phillips de Pury & Company, в Нью-Йорке 8 марта, сообщила РИА Новости глава российского представительства аукционного дома Светлана Марич. "Музыканты решили пожертвовать машину для фонда "Спасем детей". Деньги от продажи пойдут на гуманитарную помо...
  (читать дальше)

Антикварный салон в ЦДХ проходит под знаком портрета
Российский антикварный салон, который в 32-й раз открылся в Центральном доме художника, проходит под знаком портрета, сказал на пресс-конференции в пятницу Василий Бычков, глава "Экспо-парка", организующего проект. "В некоммерческую программу включены специальная экспозиция "Живописный и акварельный портрет в России XVIII - первой половины XIX века из собрания Валерия Набокова-Алексеева и выстав...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)