
Из трех девизов нынешней Фотобиеннале (напомним, это «Америка в фокусе», «On the road» и «Фотографии кино») в «Манеже» оказались актуальны первые два. Причем в ряде случаев, как уже бывало на предыдущих показах, эти слоганы работают синхронно.
Скажем, проект американца Эндрю Буша «Векторные портреты» представляет собой набор однотипных кадров, сделанных скрытой камерой, вмонтированной в дверь его автомобиля.
Много лет назад этот фотограф небезосновательно решил, что визуальный образ среднего американца будет заведомо ущербным, если оставить без внимания «жизнь на колесах». С тех пор Буш коллекционирует портреты своих случайных соседей по трафику. Марки автомобилей определимы не всегда, зато насчет социального статуса и психологических характеристик их владельцев и пассажиров многое становится понятным. За счет статистики и концептуального авторского отбора «Векторные портреты» превращаются в слегка ироничную сагу об американском стиле жизни.
Дорожную тему на свой лад развивает мексиканец Гонсало Лебриха в экспозиции «Тостер R75/5». Под словом «тостер» подразумевается популярная модель мотоцикла, получившая свое прозвище из-за двух хромированных пластин по бокам топливного бака. Лебриха выступает здесь в роли героического байкера, с приключениями путешествующего по полуострову Нижняя Калифорния. Впрочем, выбранное амплуа – это лишь повод для несколько манерного фотографического цикла.
Автор далек от желания репортерствовать, ему важнее поиграть в эстетскую игру под кодовым названием «Как я на своем крутом байке покорял безжизненное, но пленительное пространство».
Все калифорнийские пейзажи смонтированы встык с любовно сделанными «портретами» того самого «тостера R75/5».
На чем конкретно перемещался по Штатам в 70-е годы Стивен Шор, сказать сложнее, но это и не столь существенно. Куда важнее, что именно он обнаружил в ходе своей работы над серией «Удивительные места». Если кто-то из зрителей, клюнув на заголовок, будет ожидать от проекта экзотики и визуальных парадоксов, тот жестоко разочаруется. Будучи наследником мировоззрения битников, Стивен Шор буквально упивался банальностью, погрузившись в сердцевину «одноэтажной Америки».
Дешевые мотели, автозаправки, ипотечные бунгало для не самых состоятельных, пустыри и задворки – на все это фотограф норовил взглянуть таким образом, будто он только что прилетел с другой планеты или очнулся от многолетнего летаргического сна.
Как ни странно, публика этот подход оценила – возможно потому, что «Удивительные места» удачно вписались в эстетику набиравшего тогда могущество поп-арта.
Еще одна из ключевых манежных выставок тоже касается заокеанских реалий, только дорога здесь уже ни при чем. Проект Дага Меньюза «Бесстрашный гений: цифровая революция в Силиконовой долине. 1985 – 2000» посвящена покойному Стиву Джобсу и его компании. Прозорливый Меньюз когда-то уговорил Джобса дать ему возможность поснимать корпоративную «кухню» – и превратил это занятие в свою постоянную работу. За пятнадцать лет он нащелкал тысячи хроникальных кадров, из которых лишь небольшая часть публиковалась время от времени в журнале Life. Для выставочного проекта Меньюз отобрал, естественно, самые выразительные снимки. Экспозиционную задачу он видел в том, чтобы выразить особую креативную атмосферу, царившую в империи Джобса, когда тот лично руководил процессом. Имело значение буквально все:
и традиции ночных «мозговых штурмов», и корпоративные пикники во главе с боссом, и дурачества на вечеринках, и манера общения с инвесторами.
Миф о «бесстрашном гении» получает здесь целый ворох наглядных иллюстраций.
Особняком от магистральных линий Фотобиеннале стоят сразу несколько проектов, хотя при желании и их можно подверстать к официальным темам фестиваля. Например, выставка Сергея Шестакова «Путешествие в будущее. Остановка №2» рассказывает об апокалиптических буднях заброшенного ядерного полигона на Чукотке (предыдущая «остановка» у автора была в Чернобыле). Китаец Оуян Синкай неспешно повествует о жителях города Хунцзян – отнюдь не новомодного мегаполиса, как можно было бы предположить, зная сегодняшние китайские тренды в искусстве, а ровно наоборот: умирающего старинного поселения, бывшего некогда крупным торговым центром.
Мексиканка Алинка Эчеверрия предлагает концептуальную серию «Путь на Тепеяк», где будто бы сюрреалистические фигуры паломников, тянущих на спине доморощенные иконы, скульптуры или коврики с религиозными сюжетами, в действительности являются персонажами из повседневной жизни: именно с таким багажом принято посещать храм Богоматери Гваделупской. А вот проект американца Алекса Сота «Безжалостная красавица» и впрямь сочинен от начала до конца, даром что фотографию многие по старинке принимают за документацию жизни. Художник строит почти абсурдистский коллаж, в котором понимающая публика должна проследить линию «любви – смерти» и двойственное отношение к культу женской соблазнительности…
К тому моменту, когда зритель в самой глубине «Манежа» достигнет видеопроекта Тима Дэвиса «Олимпийские игры на севере Нью-Йорка» (да-да, Фотобиеннале – это не только фотографии), он уже вряд ли вспомнит, что было в начале, но никто и не обещал, что будет легко.
Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!
Ранее в рубрике "Живопись":
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась масштабная выставка к 150-летию художника КоровинаМасштабная ретроспектива «Константин Коровин. Живопись. Театр» в Третьяковке представляет полотна и театральные эскизы знаменитого «русского импрессиониста» и подлинные декорации к французской постановке «Золотого петушка». Можно ли отнести Константина Коровина к разряду «народных кумиров»? В отличие от Исаака Левитана, сокурсника Коровина по московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества, чье ... | ||
(читать дальше) |
В прокат выходит режиссерский дебют Анджелины Джоли – военная драма «В краю меда и крови»
В прокат выходит фильм «В краю меда и крови» – режиссерский дебют актрисы Анджелины Джоли, посвященный войне между боснийцами и сербами и странным образом эту войну эстетизирующий. 1992 год, Босния. Художница Айла и полицейский Даниэль познакомились совсем недавно – их роман еще только начинается. Очередное свидание назначено на местной дискотеке – и парочка, пританцовывая, громко подпевает музык... | ||
(читать дальше) |
Выставка «Стерильная чистота» Ирины Дрозд в галерее «Файн Арт»
В галерее «Файн Арт» открылась выставка-инсталляция Ирины Дрозд, в которой художница исследует тему близости с помощью портрета и полиэтилена Одна из старейших московских галерей «Файн-Арт» прячется в чудом сохранившемся углу Москвы начала 1990-х, между котлованом на месте снесенной гуманитарной гимназии и останками краснокирпичных строений фабрики «Дукат». Здесь, в тени гостиницы «Пекин», «Файн... | ||
(читать дальше) |
Открылась выставка «Буза в деревне Перемилово» Владимира Любарова
В столичном «Манеже» открылась выставка «Буза в деревне Перемилово», где художник Владимир Любаров предлагает свою интерпретацию митинговых страстей и протестных технологий. Еще в те времена, когда слово «дауншифтинг» было неведомо российскому населению, Владимир Любаров совершил символический и принципиальный жест, переселившись из Москвы в деревню Перемилово Владимирской области. Не то чтобы он... | ||
(читать дальше) |
Выставка «Исследование материала: поглощение» Евгения Антуфьева в галерее «Риджина»
На выставке «Исследование материала: поглощение» в галерее «Риджина» молодой, но уже раскрученный художник из Тувы Евгений Антуфьев прокладывает дорогу от шаманизма к китчу. Еще в позднесоветские времена сложилось довольно устойчивое мнение, что наше современное искусство в сравнении с мировым выглядит самодеятельным и провинциальным. Даже кратковременные успехи бывших нонконформистов на западном... | ||
(читать дальше) |
Протоиерей Всеволод Чаплин решил создать центр современного искусства
Протоиерей Всеволод Чаплин перешел от слов о Pussy Riot к делу – решил организовать центр современного искусства на базе храма, в котором служит. В партнеры себе деятель церкви позвал галериста, директора музея PERMM Марата Гельмана. При храме Святого Николая на Трех горах в Москве может появиться центр современного искусства. Настоятель храма, глава синодального отдела по взаимоотношениям Русско... | ||
(читать дальше) |
Выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» в Русском музее
В Русском музее открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», на которой представлены графические работы известного живописца. В обширном наследии Брюлловых, казалось бы, все известно и изучено. В 1822 году два брата, старший Александр и младший Карл, успешные выпускники Академии художеств, отправляются на стажировку в Италию. По возвращении младшего, ставшего живописцем, ждал в Пет... | ||
(читать дальше) |
В прокате фильм «Тираннозавр» Пэдди Консидайна
В прокате фильм «Тираннозавр» – удостоенный множества наград дебютный фильм актера Пэдди Консидайна о том, что ад только внутри, утешение где-то рядом, а воздаяние на небесах. «Какого хера? – орет, вываливаясь из дверей на улицу с банкой дешевого пива, немолодой гопник в тренировочных штанах. – Это мои деньги!» Смирно ожидающий хозяина на тротуаре пес жалобно скулит, и Джозеф немедленно срывает ... | ||
(читать дальше) |
Выставка «Двойная перспектива» в Московском музее современного искусства
Выставка «Двойная перспектива», развернутая на двух площадках Московского музея современного искусства, предлагает обширную панораму искусства Японии. Знатоком японского быта в сегодняшней Москве может считаться, пожалуй, каждый второй, во всяком случае, каждый второй четко представляет, что такое икебана, оригами, тамагочи, манга, суси, сакэ и сакура. Насчет современного японского искусства наш... | ||
(читать дальше) |