пятница, 2 марта 2012 г.

Катрин Беккер: мы делаем биеннале для зрителя

Катрин Беккер: мы делаем биеннале для зрителяМосковская международная биеннале молодого искусства, которая под девизом "Под солнцем из мишуры" в третий раз пройдет в июле-августе, обзавелась иностранным куратором и отказалась от множества разрозненных выставок в пользу основного проекта. Накануне объявления списка его участников РИА Новости пообщались с куратором Катрин Беккер и узнало о роли зрителя в современном арт-процессе и правилах востребованных художников. Беседовала Светлана Янкина.

- Катрин, расскажите пожалуйста о том, как вы получили приглашение курировать биеннале?

- Можно сказать, у меня достаточно долгие отношения с Россией. В девяностые я была активно вовлечена в художественную среду. Я приехала сюда в 1989 и осталась на два года, была и в Петербурге, и в Москве, тогда же начала делать первые кураторские шаги. У меня было много проектов, связанных с культурным обменом между Германией и Россией, я также сотрудничала со многими русскими художниками, кураторами, критиками и так далее. Так что, учитывая мою давнюю историю с Россией, я была очень счастлива получить приглашение курировать эту биеннале. Меня пригласили руководители Государственного центра современного искусства – Михаил Миндлин и Леонид Бажанов, а также глава Московского музея современного искусства Василий Церетели.

- Какие задачи, как куратор, вы перед собой поставили?

- Мне бы хотелось с одной стороны создать очень сосредоточенную выставку, в которой нет сотен тысяч участников, в которой их меньше - может быть, около 80. Произведения этих авторов будут вмещать не просто какую-то одну маленькую работу, одну маленькую фотографию или что-то вроде того, а что-то более масштабное. И мне бы хотелось показать, как работы художников, живущих в самых разных частях света, объединены, несмотря на то, что имеют под собой абсолютно разную базу.

- Сколько заявок вы рассмотрели?

- Мы получили около 2500 заявок, но некоторые авторы предложили сразу несколько разных работ, так что в действительности я думаю, что речь идет приблизительно о 2000 художниках, которые отвечали квалификации и плану проекта.
- Художники каких стран были наиболее активны в том, чтобы принять участие в биеннале?

- Совершенно разных, в итоге мы выбрали авторов из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, а также Африки.

- Кто в основном проекте будет принимать участие от России?

- У нас есть несколько русских художников, например тех, кто плотно работает с фотографией. Среди них - Анастасия Хорошилова и Евгений Пустарнаков, который пока что не очень известен, но я считаю, что он очень сильный и талантливый автор.
Также у нас есть несколько художников, которые работают с инсталляциями. Например, Анна Титова и Арсений Жиляев, которые,я думаю, хорошо уже известны. Русские художники будут представлены и видеоработами, одна из них от петербургской группы "Лаборатория поэтического акционизма". Мы надеемся показать их выступление на улице – может быть, в Парке Горького или где-то в окрестностях ЦДХ, где разместится основной проект биеннале. Если брать общее число его участников, то художников из России будет примерно 15 процентов.

- В этот раз значительно изменена структура биеннале. Ее организаторы отказались от множества разрозненных выставок под ее эгидой. Почему было принято такое решение?

- В последние годы в обсуждениях и дискурсах сила зрителя была самым обсуждаемым феноменом. Понимание того, что кроме художника и куратора он играет важную роль в арт-процессе, привело к тому, что я захотела сделать акцент на малом количестве проектов , потому что мне кажется, что в современной русской художественной ситуации очень важно создать чистоту, точность, понятную стратегию, а не разводить кашу. Я отталкиваюсь от идеи, что существует что-то вроде компетентности зрителя, так что если у вас есть основной проект, который длится неделями, и есть еще 60-70 выставок в параллельной программе, то зритель не может увидеть их все. Я думаю, что очень важно прочувствовать всю идею биенале с его точки зрения. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о новой структуре Во-первых, появился очень важный так называемый стратегический проект. Его курирует Елена Селина, а разместится он на двух площадках – в ГЦСИ и ММСИ.

- А специальные проекты будут?


- Да, один из них создали два молодых французских куратора. Проект называется "Искусство по телефону" (Аrt by telephone). Это будет реконструкция исторического авангардного проекта начала ХХ века, когда был изобретен телефон. Теперь новое средство связи – это скайп и художники дадут кураторам инструкции, что они должны делать. В момент открытия выставки и во время ее работы публика сможет увидеть процесс и понять его суть, нам показалось что это очень смелый и интересный проект.

- Предусмотрена ли образовательная программа в рамках биеннале?

- И весьма обширная. Мы хотим пригласить некоторых знаменитых западных художников, которые работают в разных областях медиа, чтобы они дали мастер-классы молодым студентам, кураторам и художникам. Также будут обсуждения с круглыми столами: мы планируем три круглых стола, две лекции и показ фильмов, все они будут основаны на вопросе о множественности реальности, главном аспекте общего концепта биеннале. Кроме того, в Центральном доме художника мы планируем создать особенное пространство, где можно почитать журналы, сделанные художниками небольшими тиражами – от 20 до 100 экземпляров. В этом, конечно, прослеживается связь с самиздатом в СССР.

- В какой тенденции развивается, на ваш взгляд, творчество молодых художников сейчас?

- Я думаю, что очень сложно выделить какую-то одну тему или тенденцию. Но нам очевидно то, что они часто обращаются к историческим событиям или политическим ситуациям, а потом создают свои собственные интерпретации, показывают свой собственный взгляд на них. Они больше не пытаются описать объективную реальность, за которой следует точная сухая информация, которую обычно можно слушать в новостях или на телевидении, скорее они пытаются соединить индивидуальный опыт, они адаптируют историю и политику, перерабатывают и выдают нам многослойный панорамный личностный взгляд на эти события. Это одна из тенденций, которая очевидна во многих работах. Но также многие художники обращаются к классическому модернизму и работают в его каноне, создавая большие инсталляции,и, частично, коллажи.

- Что бы вы посоветовали делать молодым художникам, чтобы их заметили ?

- Я считаю, что главным является знание истории, исторических процессов, связанных с искусством, понимание современного искусства. Вы должны знать, как художники 70-х справлялись, например, с вопросами вьетнамской войны, это говоря о США.
Тогда было время, когда они узнали, что действия США не были проявлением добрых намерений и отражали это в своих фильмах, фотографиях, инсталляциях, в концептуальных работах. И молодой художник должен знать об этом, чтобы не повторяться, а создать что-то принципиально новое, новую форму и подход.

Кроме того, мы сейчас живем в условиях капитализма, и он же является сейчас основой художественной системы. Я думаю, что художник должен понимать что он должен построить структуру общения и связь с институциями, с другими художниками, с людьми с художественного поля и не ждать, как спящая красавица, что придет галерист, коллекционер или куратор, поцелует их и разбудит. Надо говорить за себя и создать систему общения и контекста вокруг своих работ. В то же самое время они не должны полностью подчиняться этой системе и критически реагировать на ее правила, чтобы найти правильный баланс между стратегическим и аутентичным художественным мышлением.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Dыставка живописца Сергея Калинина Le moulin в галерее «Триумф»
В галерее «Триумф» - выставка живописца Сергея Калинина Le moulin, на которой художник ставит рядом танцовщиц из «Мулен Руж» и стриптизерш из шоу «Crazy Horse», чтобы зритель сам сделал выводы Когда-то знаменитое кабаре на Монмартре служило источником вдохновения для богемы и множества людей самых разных статей. Афиши для «Мулен Руж» рисовал Тулуз-Лотрек. Здесь в конце века был впервые показан ст...
  (читать дальше)

Британские галереи выкупили картину Тициана "Диана и Каллисто"
Лондонской Национальной галерее и Национальной галерее Шотландии удалось выкупить картину Тициана "Диана и Каллисто" у частного коллекционера за 45 миллионов фунтов стерлингов (71,5 миллиона долларов), сообщает в четверг сайт газеты Guardian. Как отмечает издание, примерно половина этой суммы, 25 миллионов фунтов (40 миллионов долларов), была выделена из резервов Национальной галереи, формирующи...
  (читать дальше)

Власти Горного Алтая решили вернуть на родину картины Чорос-Гуркина
Власти республики Алтай планируют договориться с руководством Томской области о возвращении оригиналов таких известнейших картин знаменитого алтайского художника Григория Чорос-Гуркина как "Хан-Алтай" и "Корона Катуни", сообщил журналистам в четверг министр культуры региона Владимир Кончев. По его сведениям, 15 марта в Горный Алтай из Томска приедет культурная делегация во главе с начальником то...
  (читать дальше)

Убедиться в гении Да Винчи можно с 1 марта на выставке его изобретений
Лично убедиться в гениальности велокого Леонардо да Винчи москвичи смогут уже 1 марта, посетив выставку "Гений Да Винчи", в которую вошли 65 макетов его изобретений в натуральную величину, а также копии анатомических рисунков, 3D проекция "Тайной вечери" и "Витрувианского человека" и репродукции самых известных живописных полотен мастера, рассказала РИА Новости организатор московской выставки Еле...
  (читать дальше)

"Котомания" начинается в Петербурге в первый день марта
Выставка "Котомания" начинается в Петропавловской крепости Петербурга в первый день весны - 1 марта, сообщает пресс-служба государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выставка, которая разместится в выставочном зале Иоанновского равелина и потерне Государева бастиона, может стать культовым местом для любителей этих домашних животных: здесь будут представлены фарфоровые, деревянные и живопис...
  (читать дальше)

Музей Бородинской битвы откроется после реконструкции на месяц раньше
Музей-панорама "Бородинская битва" и экспозиция "Кутузовская изба" в Москве откроются после реконструкции на месяц раньше запланированного - 6 марта, сообщает в среду пресс-служба музея. Музей-панорама "Бородинская битва" открылся на Кутузовском проспекте 18 октября 1962 года. Он задумывался для демонстрации единственного экспоната - панорамы, которую академик живописи Франц Рубо написал к 100-л...
  (читать дальше)

«Русский Париж Николая Дронникова» в Литературном музее
Бродский, Аксенов, Пелевин и другие: на выставке «Русский Париж Николая Дронникова» в Литературном музее фигурируют десятки натурных портретов отечественных литераторов, эмигрировавших во Францию или приезжавших в гости. Что бы ни говорили задним числом, но в 70-е годы прошлого века очень многие уезжали из СССР на Запад все-таки не за колбасой, а за свободой. Разумеется, эта мотивация не мешала в...
  (читать дальше)

Глава отдела аукциона Christie`s: скульптура - это тренд будущего
Красавица Джованна Бертаццони, директор отдела искусства импрессионистов и модернистов Christie`s, рассказала в интервью РИА Новости, почему этот сегмент не подвластен никаким финансовым кризисам, как личные отношения помогают бизнесу и почему скульптура стала новым трендом арт-рынка. Беседовала Мария Ганиянц. - Как импрессионисты и модернисты оказались в одном "флаконе"? - Импрессионисты и мод...
  (читать дальше)

Лондонский дом Ван Гога выставлен на аукцион
Владельцы лондонского дома, в котором художник Винсент Ван Гог в молодости прожил одни из счастливейших лет своей жизни, выставляют обветшалое здание на продажу, говорится в сообщении агентства недвижимости Savills. Трехэтажный дом 19 века на юге Лондона в районе Брикстон выставляется на аукцион со стартовой ценой в 475 тысяч фунтов стерлингов. Со времени, когда здесь жил Ван Гог, сменилось всег...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)