вторник, 13 марта 2012 г.

Интервью главного редактора Art Newspaper Russia

Интервью главного редактора Art Newspaper RussiaС апреля в России начнет ежемесячно выходить The Art Newspaper Russia – отечественная версия знаменитой газеты об изобразительном искусстве. Ее главный редактор арт-критик Милена Орлова рассказала «Парку культуры» о том, какой будет политика издания, на какие темы и сюжеты редакция намерена делать ставку, как мировые арт-новости сопрягутся с национальными.

– Расскажите для начала о самом этом бренде The Art Newspaper: что за издания он в себя включает, кому они адресованы, чем примечательны?

– Это очень известный, авторитетный бренд, представляющий собой сеть независимых, но связанных между собой изданий в нескольких странах. Первым появилось итальянское издание Il Giornale dell`Arte, основанное в 1983 году Умберто Аллеманди. Его издательство по сей день выпускает не только ежемесячные газеты об искусстве и архитектуре, но и увесистые книги той же направленности. В 1990 году Аллеманди решил расширить и географию, и аудиторию газеты: возникло интернациональное издание The Art Newspaper на английском языке. Редакция базируется в Лондоне и Нью-Йорке, газета распространяется преимущественно в Америке и Европе. Позже возникли и другие дочерние издания: французское и греческое.

Стиль и концепция The Art Newspaper – именно газетная, новостная подача информации об искусстве. Главные акценты ставятся на фактах и мнениях экспертов. Журналы об искусстве в России традиционно исповедуют иной, я бы сказала, более эссеистический стиль. Политика же The Art Newspaper в том и состоит, чтобы распространить понятный всем газетный подход к миру искусства. Важно и то, что издания, входящие в эту интернациональную сеть, имеют возможность заимствовать информацию друг у друга.

– Правильно ли будет сказать, что The Art Newspaper Russia возникает на условиях франчайзинга? Если да, то каковы эти условия?

– Мы подписали лицензионное соглашение, предусматривающее эксклюзивное право использования на русском языке материалов из The Art Newspaper и других изданий сети. При этом решение о том, что именно выбирать, мы принимаем самостоятельно. Естественно, в каждом номере будут и материалы, подготовленные российской редакцией, о том, что происходит в России и у наших соседей. Вместе с тем лицензия подразумевает, что мы сохраняем дух издания и его формат. Однако это не мешает вносить коррективы, например, в макет: в каждой стране есть свои особенности восприятия изданий об искусстве. Для The Art Newspaper Russia был заказан свой макет, его сделал прекрасный дизайнер Дмитрий Барбанель. Могу сказать, например, что в нашей газете будет больше иллюстраций, чем в интернациональном издании.

– Означает ли наличие в вашей газете собственного оригинального контента то, что в других изданиях сети станет больше материалов о российском искусстве? Они ведь тоже имеют право заимствовать у вас информацию?

– Такое право у них есть, но я пока не могу предсказать, насколько активно они им будут пользоваться. В этой части они наверняка будут руководствоваться собственными интересами – так же, как и мы. Хочу лишь заметить, что все эти годы, начиная с 90-х, The Art Newspaper довольно много писала о событиях в нашем искусстве. Будучи недавно в Лондоне, я специально просмотрела архивную подшивку и была поражена количеством новостей о России. Очень надеюсь, что теперь эта тенденция будет выражена еще заметнее благодаря вкладу с нашей стороны. Тем более что мы не намерены зацикливаться на художественной жизни только Москвы и Петербурга. Постараемся держать в сфере своего внимания события на всем русскоязычном пространстве.

– Исключает ли ставка на газетную объективность возможность появления полемических материалов на страницах The Art Newspaper Russia?

– У меня сложилось ощущение, что в последние годы наша арт-критика все дальше уходит от фактов к интерпретациям. Иногда получается замечательно, но одна из проблем состоит в том, что конвертировать эти тексты для иностранной аудитории просто нереально. Да и у многих наших читателей возникают трудности с пониманием того или иного контекста. Стиль, который доминирует в отечественной арт-критике, выглядит несколько внутрицеховым, «не для всех». Мы рассчитываем не только на профессионалов, но и просто на образованных и интересующихся искусством людей, которые не обязаны владеть нюансами предмета. Газетная этика предполагает, что вся информация, необходимая для понимания сюжета, должна содержаться в самой статье. Не секрет, что на арт-сцене существуют различные фракции или кланы, говорящие на своем жаргоне и применяющие собственные оценочные критерии. У нас не будет деления на «правильное» и «неправильное» искусство. Полагаю, что смысл этого проекта состоит как раз в том, чтобы представители разных лагерей могли находить на нашей территории общий язык. Что, впрочем, не исключает наличия не совпадающих мнений. Мне бы хотелось выдвинуть вперед фигуру эксперта, способного к профессиональным суждениям по своей теме. Скажем, в пилотном номере мы публикуем в переводе буквально крик души австралийского реставратора, который занимается восстановлением современных настенных росписей. Проблема вроде бы узкоцеховая, но квалифицированный взгляд на нее изнутри способен пробудить интерес у широкой публики… Словом, я надеюсь, что в нашей газете будет интернационал, но не Вавилон, и что авторы и читатели будут понимать друг друга.

– Многие художественные издания делают акцент, прежде всего, на современном искусстве. Понятно, что и вы без него не обойдетесь, но предполагается ли соблюдать определенный баланс при освещении разных сторон арт-жизни?

– Мы собираемся охватывать художественные события максимально широко. Могу просто перечислить заявленные у нас разделы, чтобы стал понятен диапазон. Во-первых, мы будем регулярно писать о реставрации и сохранении культурного наследия. В этой сфере кипят нешуточные страсти, возникают очень интересные сюжеты, и мы обязательно будем к ним обращаться. Например, в The Art Newspaper Russia будет статья о реконструкции авангардных объектов. В качестве одного из главных примеров взята реконструкция «Рабочего клуба» Александра Родченко, представленная сейчас в Третьяковской галерее. Насколько правомерно включать современную реплику, пусть даже исполненную по оригинальным чертежам, в музейную экспозицию? Или взять тему памятников культуры, страдающих при военных действиях в разных точках планеты. Известно, например, что недавние революции в арабских странах нанесли чудовищный урон тамошним музеям и другим культурным объектам. Такого рода вещи чрезвычайно интересны, но у нас мало кто про них пишет.

Также мы завели большую рубрику, посвященную музеям. Обычно на фразе «музейная жизнь» все вздрагивают, моментально представляя старушек-смотрительниц, но в действительности тут много всего занимательного: и политика музеев в отношении зрителей, и различные подходы к цене билетов, и формирование попечительских советов. Как музей может зарабатывать деньги и на что их следует тратить? Какими способами возможно пополнять коллекции в современных условиях? Каковы формы взаимодействия между музеем и арт-рынком? Подобных вопросов множество, будем в них вникать. Еще один раздел включает в себя то, что по-английски называется features: подробные исследования той или иной проблемы, специальные репортажи из удивительных мест, до которых никто из нас не добирался, или истории различных жанров искусства, например, public art. Большое место занимает раздел художественного рынка, его аналитика: какие виды искусства поднимаются в цене? На что стоит делать ставку? Что за проблемы у аукционных домов? Многие наши коллекционеры интересуются сейчас западным искусством, и дополнительная навигация тут не помешает. Также планируем давать обзоры книг по искусству, всех значимых новинок в этой области. Наконец, у нас будет функциональный, практический раздел «Календарь» с анонсами всех крупных мировых арт-событий: выставок, фестивалей, ярмарок, аукционов.

– Как и где газета будет распространяться? Предполагаются ли еще какие-то форматы кроме бумажной версии?

– Будем, конечно, распространяться в розницу – через сети книжных магазинов. Сейчас речь идет о крупных российских городах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге. Возможно, добавится Киев, где очень много русскоязычных читателей. Но основную ставку делаем на подписку, в том числе на электронную. Цена не будет высокой, так что позволить себе приобрести газету смогут буквально все желающие. Рассчитываем также на заинтересованность библиотек. Горячие новости станем размещать на своей странице в социальных сетях и в приложениях для iPhone и iPad. Хотя мне лично и всей нашей команде дорог именно бумажный вариант. Художественный мир, как ни странно, продолжает оставаться очень материальным даже в виртуальную эпоху. И бумажная газета в каком-то смысле поддерживает эту линию: издание можно взять в руки, пошуршать им, рассмотреть картинки в полиграфическом исполнении. Но, разумеется, поклонники электронных форматов обделены не будут.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Вышла книга Эдуарда Лимонова «В Сырах»
Вышла книга Эдуарда Лимонова «В Сырах» – очередной том необъявленной автобиографии писателя, политика, вождя и женолюба, в котором он дает мастер-класс по искусству жить в отдельно взятом районе Москвы. Лимонову 60 лет, он выходит из тюрьмы и селится в Сырах – так он называет район Нижней Сыромятнической улицы, уголок Москвы между Курским вокзалом, Яузой и Садовым кольцом. Вроде бы почти центр, ...
  (читать дальше)

«Грозовой перевал» Андреа Арнольд в прокате
В прокат вышел «Грозовой перевал», в котором режиссер Андреа Арнольд помещает роман Эмили Бронте в XVIII век, но содержанием наполняет современным: социальное неравенство сменила расовая нетерпимость. Мистер Эрншо, владелец небольшого поместья «Грозовой перевал» в йоркширских пустошах, из христианских чувств усыновляет встреченного в городе бездомного мальчишку. Эрншо нарекает его Хитклифом и вел...
  (читать дальше)

На телеканале «Россия» показали сериал «Белая гвардия»
Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Белая гвардия», снятого Сергеем Снежниным по роману Михаила Булгакова, в котором актерской игре удалось сдержать наступление «сериальности». Лариосик: Как это вы ловко ее опрокидываете, Виктор Викторович. Мышлаевский. Достигается упражнением. Хорошо знакомый по книге сюжет: в декабре 1918 года немецкие войска покидают Киев, и вместе с ними бежит и глав...
  (читать дальше)

Ученые из РФ и ФРГ запустили проект по поиску потерянных экспонатов
Ученые России и Германии в рамках нового проекта "Российские музеи во Второй мировой войне" рассчитывают обнаружить местоположение тысяч утраченных во время войны объектов культурного наследия, сообщили в четверг участники проекта. "С 1999 года Министерство культуры РФ выпустило 50 книг сводного каталога российских потерь. Базой для работы стали данные 30-х - 40-х годов", - сказала представитель...
  (читать дальше)

Интервью с Уиллемом Дефо
В прокат выходит «Джон Картер» — экранизация сюжета из цикла романов Эдгара Райса Берроуза об одноименном ветеране гражданской войны в США, который попадает на Марс, становится там лидером сопротивления тирану и завоевывает сердце марсианской принцессы. За перенос на экран старомодной классики фантастической литературы (Берроуза чаще вспоминают как автора «Тарзана», но его марсианский цикл на мно...
  (читать дальше)

Интервью с актером Дэнни де Вито о мультфильме «Лоракс»
Актер Дэнни де Вито, озвучивший в мультфильме «Лоракс» заглавного героя, рассказал «Парку культуры» о работе над картиной, о встрече с ногой Анджелины Джоли и о детском кино. Во вторник, 6 марта, состоялась российская премьера мультфильма «Лоракс» — экранизации иллюстрированной книги Доктора Сьюсса про город, где торгуют воздухом, потому что все деревья когда-то вырубили. Дэнни де Вито озвучил в ...
  (читать дальше)

Проект «Гражданин Поэт» Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова завершает работу «Гражданской панихидой»
Проект Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Гражданин Поэт» завершается: 5 марта вышел последний выпуск, а закончится годичная эпопея политической поэзии двумя концертами в «Крокус Сити Холле». Проект «Гражданин Поэт» завершается двумя концертами «Гражданская панихида на смерть Проекта», которые пройдут в московском «Крокус Сити Холле» 5 и 6 марта. Помимо «гражданина» — актера Михаила Ефремова и «п...
  (читать дальше)

Музей Пушкина проведет "Неделю детской книги" с 13 по 27 марта
"Неделя детской книги", во время которой ребятам предложат посмотреть спектакли по мотивам сказок, разучить народные танцы, расскажут о фольклорных мотивах в произведениях Пушкина, пройдет в Государственном музее Пушкина в дни школьных каникул с 13 по 27 марта, сообщили РИА Новости в пресс-службе музея. Юных гостей ждет игровая программа, где на интерактивных площадках сказочные герои помогут ре...
  (читать дальше)

Актер Андрей Соколов требует с УК почти 9 млн руб за кражу из квартиры
Замоскворецкий суд Москвы рассмотрит иск актера Андрея Соколова к управляющей компании (УК) о компенсации около девяти миллионов рублей за кражу из его квартиры, сообщила агентству РАПСИ/rapsinews.ru пресс-секретарь суда Евгения Пазухина. Истец указывает, что в период с 18 по 21 августа 2011 года неизвестные незаконно проникли в его квартиру и похитили принадлежащее ему имущество на общую сумму ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)