понедельник, 6 февраля 2012 г.

Завершился 41-й Роттердамский кинофестиваль

Завершился 41-й Роттердамский кинофестиваль41-й Роттердамский кинофестиваль закончился раздачей «Золотых тигров» – их разделили между собой сербская и китайская картины о взрослении и чилийское семейное роуд-муви.

Кинофестиваль в Роттердаме в воскресенье подвел свои итоги. Всего на смотре было показано порядка 400 фильмов, включая короткометражные, а основной конкурс включал 15 картин – первых и вторых режиссёрских работ. По традиции жюри, в которое среди прочих на этот раз вошли режиссёры Шмуэль Маоз (лауреат венецианского «Золотого льва» за «Ливан») и Эрик Ку, вручило трех равноценных «Тигров» (денежный эквивалент каждого составляет 15 000 евро) картинам «Ролик» Майи Милош, «С четверга по воскресенье» Доминги Сотомайор и «Яйцо и камень» Хуань Ци.

Выбор первых двух фильмов не вызывает никаких вопросов. В подростковой драме «Ролик» действие происходит в унылой сербской провинции, по фактуре едва отличимой от российской. Болезненно конфликтующая со своей семьей Ясна проводит всё свободное время с друзьями – срывает уроки, громит школу, ходит на дискотеки, употребляет наркотики; всё это она запечатлевает на свой смартфон. Полный тинейджерского угара и эротического – на грани с порнографией – накала дебют Майи Милош не только скрупулезно достоверен в деталях, но и неглуп.

Это и высказывание о природе нового цифрового медиума, и хроника распада человеческих отношений, и, наконец, история кроваво вызревающей любви.

Чилийская картина «С четверга по воскресенье» – попросту лучшая лента конкурса. Деликатная, осторожная, экономная в средствах, сконструированная со вниманием к форме, но при этом тёплая, не отстраненная. В ней тоже рассказывается о распаде семьи. Супруги вместе с двумя детьми отправляются в непродолжительное путешествие на машине, буквально сразу же становится понятно, что оно последнее в их совместной жизни. Доминга Сотомайор выстраивает своё кино на намёках, бытовой поэтике, принципиальной «дедраматизации» – машина главных героев едет по дороге, они ведут непринужденные разговоры, дети капризничают; голос ни разу не повышается. Тем горше финал.

А вот китайская лента «Яйцо и камень», также снятая женщиной, тематически пересекается с другими лауреатами (место действия – китайская провинция, главная героиня – 14-летняя девочка), но при этом оказывается слишком типичным фильмом для Роттердама. На этом фестивале традиционно делают ставку на поддержку молодых дебютантов из Азии, снимающих ровное, слегка замедленное кино, с ощутимым отпечатком собственного опыта.

В конкурсе были картины интереснее – пусть фильм «Жить» россиянина Василия Сигарева вызвал самые противоречивые отзывы, но нельзя отказать бывшему драматургу в той первобытной разрушительной энергии, с которой он обрушивает с экрана свои проклятые вопросы.

Зато вопреки опасениям другую российскую премьеру – «Шапито-шоу» – принимали восторженно, несмотря на малопонятные для зарубежного зрителя реалии и четырехчасовую продолжительность. Картина Сергея Лобана вошла в десятку в рейтинге зрительских симпатий.

После просмотра «Парк культуры» попросил поделиться своим впечатлением немецкого кинокритика Олафа Мёллера, выступавшего также в роли приглашенного куратора фестиваля: «По-моему, это весьма выдающийся фильм. Что особо замечательно, так это его многоуровневая природа: он может восприниматься и как дерзкая историческая хроника российских 1990-х, и как размышление о природе кинематографа и о влиянии, которое кинематограф оказывает на наши взаимоотношения. По сути, это фильм о том, как мы проецируем себя друг на друга и какими причудливыми становятся эти проекции в эру повсеместных проекций, создаваемых средствами медиа».

Примечательно, что Мёллер, прекрасно разбирающийся в российском кино и с интересом смотревший «Кочегара» Балабанова и «2-АССА-2» Сергея Соловьева, допустил неточность, не поняв до конца, что в России живут так именно сейчас, а не в девяностые.

Главная прелесть Роттердамского фестиваля заключается в том, что здесь нет агрессивной фиксации только на конкурсной программе. Из года в год здесь проводятся уникальные ретроспективы. На этот раз одной из них стал смотр архивной бразильской эротики Mouth of Garbage, посвященной злачному артистическому кварталу в Сан-Паулу. И, пожалуй, главным открытием стала ретроспектива финского документалиста Питера фон Бага (его фильм «Хельсинки навсегда» привозил в Москву Музей кино). Творчество прекрасного режиссёра и историка кино напрямую укоренено в практически неизвестной нам финской культуре. Её историю он рассказывает через интереснейших людей – кинематографистов, спортсменов, музыкантов этой страны, останавливаясь на ключевых датах. Чтобы полнее воссоздать контекст, он подобрал три классических финских фильма – реалистический эпос «Восемь смертельных выстрелов» Микко Нисканена, антиутопию «Время роз» и упоительную музыкальную комедию «SF – Paraati».

Последняя рассказывает про водителя такси и девушку-экскурсовода по Хельсинки. Во время свиданий они сочиняют песни, которые становятся шлягерами и моментально распространяются по городу, словно музыкальный вирус. Это кино кристальной чистоты и небесной красоты: даже герои-негодяи в финале присоединяются к коллективному исполнению замечательных песен. Фильм снят в 1939 году – поворотной точке в истории Финляндии, когда уже бывшая неблагополучной страна готовилась к Олимпиаде, вместо которой случилась война. Именно этому году посвящен ключевой документальный фильм Питера фон Бага «Год 1939».

В Роттердаме никогда не бывает красных дорожек. На скромном открытии директор смотра Рутгер Вольфсон лаконично рассказывает о программе. Вместо утомительных пресс-конференций – вдохновляющие встречи с режиссерами, на которых каждый зритель может напрямую обсудить кино с его автором. Есть и такая традиция: фестиваль запрашивает у продюсеров каждой картины по плакату, которые развешиваются во всех кинотеатрах. Больше всего – в фестивальном центре на стенах вдоль эскалаторов между этажами. В последний день смотра повторяется одна и та же сцена – толпа из респектабельных кинокритиков и обычных киноманов с мальчишеским энтузиазмом шагает на одном месте по движущимся ступенькам, чтобы добыть плакат полюбившейся картины. Со стороны эта кутерьма напоминает сценку из фильма Жака Тати. На глазах стены пустеют, люди расходятся, эскалаторы останавливаются. Фестиваль закончился.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Депардье сыграет главную роль в экранизации скандала со Стросс-Каном
Жерар Депардье в июне начнет сниматься в фильме режиссера Абеля Феррары, в основу сценария для которого положена история, произошедшая весной 2011 года в Нью-Йорке с экс-главой МВФ Домиником Стросс-Каном, сообщает сайт газеты Monde. Слухи о подготовке сценария появились в СМИ еще в декабре прошлого года, однако о том, что работа над фильмом начнется будущим летом, стало известно только сейчас. П...
  (читать дальше)

Ferrari режиссера Роже Вадима продан в Париже за 4,5 млн евро
Автомобиль Ferrari, принадлежавший первому мужу Брижит Бардо - французскому режиссеру Роже Вадиму, ушел с молотка за 4,5 миллиона евро на торгах в Париже, сообщает в понедельник агентство Bloomberg. Серебристый автомобиль Ferrari модели 250 California GT LWB, выпущенный в 1959 году, был представлен среди 80 автомобилей, предназначенных для продажи на торгах аукционного дома Artcurial. Мероприяти...
  (читать дальше)

Кинопроизводство в России деградировало - Бондарчук
Кинопроизводство в России деградировало, заявил режиссер, продюсер и совладелец строящегося студийного комплекса "Главкино" Федор Бондарчук, выступая в субботу на "Форуме Россия 2012". "У нас абсолютная деградация кинопроизводства. Мы уродливы, мы стоим очень дорого и получаем отвратительное качество", - сказал Бондарчук. Он признался, что при первой же возможности отправляется снимать в Белору...
  (читать дальше)

"Распутин" с Жераром Депардье выйдет в российский прокат осенью
Фильм "Распутин" режиссера Жозе Дайан (Josee Dayan), в котором главные роли исполнили Жерар Депардье, Фанни Ардан, Константин Хабенский и Владимир Машков, был представлен в субботу в рамках "Форума Россия 2012", передает корреспондент РИА Новости. Картину представили на круглом столе "Совместное производство: как найти общий язык" как образец ко-продукции - в проект инвестировал телеканал "Росси...
  (читать дальше)

Актриса Инна Чурикова чувствует себя нормально
Народная артистка СССР, ведущая актриса театра Ленком, с которой недавно произошла травма, сегодня уже выписана из больницы и находится дома. "Я чувствую себя нормально, - сказала в интервью РИА Новости Инна Михайловна. - Но, поскольку, беда эта произошла со мной недавно, я сейчас немного подлечусь и затем постараюсь поскорее вернуться к работе в театре. Сейчас мне трудно сказать, когда точно эт...
  (читать дальше)

Джей Джей Абрамс снимает пилот "Революции"
Телеканал NBC заказал режиссеру Джей Джей Абрамсу и создателю сериала "Свехестественное" (Supernatural) Эрику Крипке (Eric Kripke) съемку пилотного выпуска нового телесериала "Революция", несмотря на то, что сериал Абрамса "Под прикрытием" (Undercovers) не оправдал ожиданий канала в прошлом телесезоне, сообщает портал Deadline. Герои сериала попытаются выжить и вернуться к своим возлюбленным в м...
  (читать дальше)

СК: смерть актера Анатолия Отраднова не была насильственной
Следователи начали проверку по факту смерти актера Анатолия Отраднова, сыгравшего в популярных телесериалах "Глухарь" и "Интерны", по данным судмедэкспертизы, смерть не была насильственной, сообщает в пятницу главное следственное управление Следственного комитета РФ по Московской области. Замерзавшего мужчину 30 января обнаружили в бессознательном состоянии в подмосковной деревне Челобитьево, не...
  (читать дальше)

Сериал «Восьмидесятые» на телеканале СТС
По телеканалу СТС идет сериал «Восьмидесятые» — несмешной ситком, возвращающий зрителя на четверть века назад и пробуждающий его собственные воспоминания о том времени. Заканчивается лето 1986 года. Ивану (Александр Якин) 18 лет, он переходит на второй курс института, но при этом спит в одной кровати с младшим братом и страдает от непонимания родителей — уединиться у него не получается даже в ван...
  (читать дальше)

Актрису Инну Чурикову выписали из больницы в Москве
Актриса Инна Чурикова, которая при падении в центре Москвы сломала запястья обеих рук, в пятницу выписана из больницы №31, сообщили РИА Новости справочной медучреждения. Чурикова упала 25 января неподалеку от театра "Ленком", где служит. В больнице ей сделали рентген и обнаружили переломы запястий рук. Чуриковой провели операцию, после которой она находилась в клинике под наблюдением. "Актриса ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)