вторник, 28 февраля 2012 г.

Выставки Александры Митлянской и группы «МишМаш» в Москве

Выставки Александры Митлянской и группы «МишМаш» в МосквеДве выставки – Александры Митлянской и группы «МишМаш» – посвящены обыденным и повторяющимся элементам жизни города и природы и показывают, можно ли стереть грань между фотографией, живописью и видео, и каким станет искусство после постмодернизма.

Выставка Александры Митлянской в «Фонде «Эра» называется «Жизненные процессы». На первый взгляд кажется, что здесь какая-то ошибка. Никаких процессов не видно, и два десятка телевизионных экранов в полутемной галерее от жизни далеки настолько, что дальше некуда. Давнишнее пелевинское определение телевизора как «окошка в трубе духовного мусоропровода» пока ни один канал не опроверг. Но все же название очень точно, и это нечастый случай, когда название выставки конкретно отражает ее содержание. Тогда как центральное телевидение транслирует для пассивного зрителя бесконечный поток пожирающих время образов, экраны в «Эре» требуют активного внимания. Мы привыкли к законченным формам, и то, что не имеет начала и конца, трудно входит в сферу сознания. Сюжеты Митлянской неназойливы, в них нужно тщательно всматриваться. Собственно, это и не сюжеты вовсе. Александра Митлянская снимает процессы, которых мы обычно не замечаем, слишком незначительные, чтобы стать событием. Но именно из них складывается та визуальная среда, в которой мы существуем.

Можно представить историю как череду событий. Но что заполняет паузы в пунктире происшествий?

Едва заметное движение листьев, дрожание крыльев сидящей бабочки, мерцание ламп в метро, струйка воды, текущая из крана, – эти вещи, слишком мелкие для большой литературы, слишком незначительные для изображения, составляют постоянный фон для соразмерных человеку явлений.

Тому, что интересует Митлянскую и из чего она делает свои фильмы, обычно достается участь деталей. Но сумма этих мелочей, если попробовать отвлечься от антропоцентричного взгляда на мир, неизмеримо больше человеческих страстей и интересов.

Рядом с формальным реализмом Митлянской реализм как жанр искусства кажется донельзя украшенным символами и мифами, ведь основной род занятий человека разумного – мифотворчество и мифопочитание. В мире не существует статичных форм, мир – процесс, и искусство концентрирует вечное движение в более или менее удобные для восприятия, или дешифровки, границы. Фильмы художницы очень кратки – в них ничего не происходит, нет ожидания развязки – и в то же время бесконечно длинны. В сущности, это растянутый на длину видеокассеты стоп-кадр, фильм одной сцены. В этих видео законсервирована среда обитания человека, лишенная мифологического тумана. И без него предметы теряют свои привычные свойства и даже имена.

Не все объекты в фильмах Митлянской можно опознать сразу.

Блеск воды в озере кажется супрематической композицией, поле с гнущейся под ветром травой представляется странной геометрической фигурой, сложно отличить настоящего кота от плюшевого, пока один из них (если посчастливится поймать этот момент) не вскочит и в долю секунды не убежит.

На нескольких видео серии «Вавилон-2010» рабочие беспорядочно, как жуки или пылинки, перемещаются по ячейкам недостроенного многоэтажного дома, и так же хаотично движутся пешеходы по геометрически правильной зебре перехода, снятой сверху. Самые простые вещи на этих экранах незнакомы и новы.

Фокус фильмов Александры Митлянской, необъяснимая при их простоте притягательность – в дзенском, отстраненном восприятии, при котором незначительные эпизоды, ничтожные процессы приобретают почти осмысленную регулярность.

Совсем рядом с «Фондом «Эра», в «Открытой галерее» в том же Трубниковском переулке, на днях закрывается выставка группы «МишМаш». За сложным названием «Геопсихоизометрическая экспертиза города Москвы» скрывается очень похожая на «Жизненные процессы» экспозиция. Обыденные элементы городской среды отпечатываются на сетчатке неподготовленного, увидевшего их впервые человека как странные геометрические знаки. Город построен из регулярных форм, и можно составить обширный словарь «визуальных идиом» – повторяющихся силуэтов и перспектив, узоров дорожной разметки, фактуры стен. Эти работы «МишМаш» выглядят как геометрические абстракции, но за каждой стоит реальный объект. Кое-что легко опознать, многое не поддается быстрой интерпретации. Но это не фантастический, а, напротив, чистый взгляд, tabula rasa.

Для поддержания этой незамутненности оптики развеска работ (фотографии Москвы, с которых были написаны «абстракции», сделал архитектор-итальянец) была доверена без всяких инструкций рабочему-молдаванину.

Выставки Митлянской и «МишМаш» предполагают восприятие без готовых шаблонов, готовность интерпретировать изображение непредвзято, как дитя или любознательный гость с Марса. Такого рода интеллектуальная терапия очень полезна: сколько удивительного, оказывается, можно найти буквально у себя под носом.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Организаторы подсчитали бюджет будущего кинофорума "Золотой Витязь"
Расходы на организацию и проведение ХХI международного кинофорума "Золотой Витязь", который пройдет с 21 мая по 1 июня 2012 года в Омской области, составят до 6,5 миллиона рублей, следует из заявки, размещенной на портале госзакупок. "Золотой Витязь" возник в начале 1990-х годов как кинофорум. С 2010 года он объединяет все виды искусства: кино, театр, музыку, литературу, изобразительное искусств...
  (читать дальше)

Инна Чурикова впервые после операции выйдет на сцену в Петербурге
Актриса Инна Чурикова, не так давно перенесшая операцию на обеих руках, отправится с "Ленкомом" в Петербург на гастроли в среду, сообщил РИА Новости замдиректор театра Сергей Вольтер. Один из популярнейших спектаклей "Ленкома" в постановке Глеба Панфилова "Аквитанская львица", главную роль в котором исполняет Чурикова, будет показан в Концертном зале Филармонии в субботу и воскресенье. В конце ...
  (читать дальше)

В Москве простились с актрисой Людмилой Касаткиной
Церемония прощания с народной артисткой СССР Людмилой Касаткиной завершилась в Театре российской армии, на сцене которого артистка играла более 60 лет, передает корреспондент РИА Новости. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код Людмила Касаткина скончалась 22 февраля в Москве на 87-м году жизни. Во вторник в Театре российской армии пройдут гражданская панихида и прощани...
  (читать дальше)

Десятки поклонников пришли попрощаться с актрисой Людмилой Касаткиной
Поклонники творчества народной артистки СССР Людмилы Касаткиной, чьи похороны состоятся во вторник в Москве, еще до начала назначенной на 11 утра церемонии прощания выстроились в длинную очередь перед Театром российской армии, передает корреспондент РИА Новости. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код Людмила Касаткина скончалась 22 февраля в Москве на 87-м году жизни. ...
  (читать дальше)

Памятник "Шалаш Ленина" в Сестрорецке отреставрируют в 2012 году
Памятник "Шалаш Ленина", который расположен в пригороде Петербурга Сестрорецке, будет отреставрирован в 2012 году, сообщил РИА Новости директор музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. В 1928 году по инициативе рабочих Ленинграда на берегу острова Разлив, где в 1917 году в шалаше скрывался вождь мирового пролетариата Владимир Ленин, был сооружен памятник по проекту архитектора Гегелло. Гран...
  (читать дальше)

Интервью с писателем и кинорежиссером Давидом Фонкиносом
Писатель Давид Фонкинос рассказал «Парку культуры» о том, как снимал фильм по собственной книге, о сентиментальности как новом реализме и о том, при чем здесь Одри Тоту. В прокат выходит фильм «Нежность», снятый по одноименному роману французского писателя Давида Фонкиноса. Одновременно с фильмом выходит и русский перевод книги. Ленту, в которой главную роль сыграла Одри Тоту, снял сам Фонкинос в...
  (читать дальше)

Люси Лью сыграет доктора Ватсона в новом американском сериале
Доктора Ватсона в новом сериале "Элементарно" (Elementary), выходящем в ближайшее время на американском канале CBS, сыграет Люси Лью (Lucy Liu), знакомая по лентам "Убить Билла" и "Ангелы Чарли", сообщает во вторник издание Hollywood Reporter. Ранее сообщалось, что американский канал, вдохновленный успехом британского "Шерлока" (Sherlock) с Бенедиктом Камбербатчем (Benedict Cumberbatch) и Мартин...
  (читать дальше)

Татьяна Григорьевна Васильева. Биографическая справка
28 февраля 2012 года народной артистке России Татьяне Григорьевне Васильевой исполняется 65 лет. Российская актриса театра и кино, народная артистка России Татьяна Григорьевна Васильева (девичья фамилия Ицыкович) родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). В 1969 году окончила Школу-студию МХАТ и стала актрисой Московского театра Сатиры. Дебютной ролью Васильевой на сце...
  (читать дальше)

Иранская драма получила "Оскар" как лучший зарубежный фильм
Иранская драма "Развод Надера и Симин" (Jodaeiye Nader az Simin) Асгара Фархади получила золотую статуэтку "Оскар" в номинации "лучший фильм на иностранном языке" на 84-й церемонии Академии киноискусств и наук, сообщает корреспондент РИА Новости. Фильм Фархади, где речь идет о муже и жене, которые не могут решить, эмигрировать или оставаться, делят между собой дочь и пытаются разобраться с хитрос...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)