среда, 22 февраля 2012 г.

Выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» в Музеях Кремля

Выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» в Музеях КремляВыставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» стала для Музеев московского Кремля первым проектом, где искусство ХХ века представлено в его модернистском измерении.

Наша публика привыкла к тому, что кремлевские музеи специализируются на разного рода монархических и аристократических сокровищах. Довольно уместной выглядит ситуация, когда в обмен на экспонаты из Оружейной палаты сюда приезжают коллекции из королевских или императорских дворцов всей планеты – такая гастрольная программа реализуется на протяжении многих лет. Но те из зрителей, кто обращает внимание на нюансы, наверняка заметили, что одними лишь коронами, мечами и скипетрами здешние привозные выставки давно не ограничиваются. Например, в последние годы в Кремле были показаны экспозиции, посвященные моде и ювелирному искусству ХХ столетия: героями тех показов становились Марио Буччеллати, Поль Пуаре, Рене Лалик, Луи Картье. Если осознавать глубинные связи между развитием смежных искусств, нетрудно увидеть, что отсюда до художественного модернизма дорожка совсем не длинная.

Так что ретроспектива Генри Мура в Музеях Кремля едва ли должна вызывать удивление, хотя случай действительно беспрецедентный. Возможно, это отступление от прежней традиции само может стать началом традиции.

Творческое наследие Генри Мура демонстрируется в Москве не впервые. Двадцать лет назад его ретроспектива проходила в ГМИИ имени Пушкина. Срок более чем достаточный, чтобы не считать, будто выставки великого ваятеля к нам зачастили. Если иметь в виду, что в российских музеях нет ни одной его работы, то вывод очевиден: для очень многих знакомство с произведениями Мура окажется первым. И вряд ли стоит ссылаться на репродукции в альбомах или имиджи в интернете. Такие методы изучения искусства малоэффективны даже в случае с художественной фотографией – что уж говорить о скульптуре. Не в меньшей степени, чем трехмерность, здесь важна фактура. Найти оптимальный ракурс для созерцания каждого объекта – задача почти столь же увлекательная, как и его создание. Словом, личного присутствия на выставке никакие репродукционные технологии не заменят. Тем более что нынешняя подборка эксклюзивна: в нее вошли работы из нескольких источников – Британского музея, лондонской галереи Тейт, фонда Генри Мура в Перри-Грине, художественного музея в Лидсе, нескольких частных собраний (в том числе дочери скульптора Мэри Мур). Всего в экспозицию вошли 58 скульптур, 22 рисунка и три шпалеры, вытканные по эскизам мастера.

Иногда доводится замечать, что под термином «модернизм» собеседники понимают несколько разные художественные явления. В этом смысле выставка Мура может служить идеальным камертоном: то, что на ней представлено, – это и есть модернизм в чистейшем, беспримесном виде.

Биоморфные ли структуры, абсолютные ли абстракции, отсылки к архаике или провозвестия хай-тека – как ни воспринимай работы этого художника с позиций описательных, визуально они всегда утверждают весьма явственный модернистский канон. Любопытно, что сам автор крайне негативно относился к попыткам разложить его творчество по классификационным полкам. Однажды он взялся за чтение книги Эриха Нойманна «Архетипический мир Генри Мура», где его произведения трактовались с юнгианской точки зрения. Фолиант так и остался непрочитанным. Мур тогда написал: «Если меня подвергнуть психоанализу, я перестану быть скульптором».

Между тем психоаналитический подход к этим изваяниям напрашивался сам собой.

С архетипами Мур работал совершенно целенаправленно: стоит вспомнить про его бесконечную увлеченность культурой Шумера, Древнего Египта, Этрурии, доколумбовой Америки. Да и позднейшая тяга к «найденным объектам» (скульптор мог вдохновиться хоть куском гальки, хоть ракушкой, хоть сучком) вроде бы не оставляет сомнений насчет бессознательного характера его поисков. Если взглянуть на множество вариаций, связанных с темой «мать и дитя», то вместо умиления можно испытать тревожную двойственность: чем не иллюстрация эдипова комплекса? Но, пожалуй, художник был прав: сводить всю его работу к воспроизводству архетипических образов несколько опрометчиво. Сознательные аллюзии играли ничуть не меньшую роль. Называя Мура пацифистом и усматривая в его скульптурах антивоенный пафос, едва ли уместно игнорировать конкретные биографические факты. В юности будущий скульптор воевал на фронтах Первой мировой, в битве при Камбре угодил под газовую атаку и выжил лишь чудом, приобретя до конца дней заболевание легких.

Его путь в искусстве в большой мере продиктован принадлежностью к тому «потерянному поколению», о котором говорили Ремарк и Хемингуэй. В данном случае учение Фрейда и Юнга не выглядит всесильным и всеобъясняющим.

Наибольшую известность принесли Генри Муру монументальные изваяния, установленные в городской среде или в природных ландшафтах. По понятным причинам опусы такого рода в Москву не прибыли, зато здесь хватает «исходников» – бронзовых моделей, из которых потом вырастали масштабные формы. Если питать интерес к «творческой кухне», то мелкая пластика в целом ряде случаев будет даже позанимательнее монументов (к изготовлению последних нередко привлекались подмастерья, а эскизы и макеты Мур делал собственноручно). К тому же в экспозиции фигурирует большое число скульптур станковых – так сказать, среднего «комнатного» размера. Впечатляет спектр материалов (не только бронза, дерево, мрамор, но и чугун, алебастр, травертин и даже сталактиты), да и хронологический диапазон охватывает буквально всю карьеру автора – от начала 1920-х до самой его смерти в 1986 году. Лучшую возможность за один музейный визит разобраться в этом феномене трудно себе представить. А разбираться просто необходимо, если есть потребность уложить в голове изобразительную культуру минувшего столетия. Говоря точнее, ту ее немаловажную часть, которая сформировалась в наше отсутствие на международной арт-сцене. Без Генри Мура здесь никак не обойтись.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Новые фильмы о contemporary art на Берлинском фестивале
Во все программы Берлинского кинофестиваля 2012 года, кроме конкурсной, вошли фильмы о современном искусстве: были показаны ленты о китайском художнике Ай Вэйвэе, американке Марине Абрамович и российской арт-группе «Война». Среди угнетаемых меньшинств, на защиту которых встает Берлинале, ежегодно оказываются представители современного искусства. В 2012 году эта тенденция достигла пика: во всех тр...
  (читать дальше)

Тяжела и неказиста жизнь…
В последние телевизионные впечатления вклинился показанный по "Культуре" советский фильм 25-ти летней давности - "Единожды солгав" Владимира Бортко. Снят он был в пору, когда перестройка уже набрала обороты. Позади революционный V съезд кинематографистов, в разгаре гласность, на подходе вседозволенность. Вышел в прокат снискавший лавры в Канне и увешанный "Никами" фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние...
  (читать дальше)

Выставка отца советского дизайна Александра Родченко пройдет в Токио
Выставка "Родченко - новатор русского авангарда", посвященная основоположнику конструктивизма и одному из самых известных за рубежом советских деятелей искусства, откроется в токийской галерее Ginza Graphic Gallery 2 марта, сообщили РИА Новости организаторы проекта. В подготовке проекта приняла участие семья Родченко, а кураторы выставки Ирина Урицкая и Гайрат Икрамов построили ее так, чтобы пок...
  (читать дальше)

Первые публичные музеи в России. Справка
160 лет назад, 17 февраля 1852 года, Эрмитаж открыли для публики. Первый русский публичный музей – Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) – был открыт в Петербурге в 1719 году в Кикиных палатах – доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора. Основу собрания составили личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии. Основным...
  (читать дальше)

Выставка "Два императора" расскажет о Наполеоне и Александре I
Выставка "Два императора", посвященная взаимоотношениям Наполеона и Александра I, открылась по случаю 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в Музее декоративно-прикладного искусства, сообщили РИА Новости в пресс-службе проекта. "Центральная идея всей экспозиции - история личного знакомства двух императоров, их дружбы и вражды, - цитирует пресс-служба слова куратора экспозиции А...
  (читать дальше)

Аукцион послевоенного искусства Christie`s собрал 80 млн фунтов
Вечерние торги послевоенным и современным искусством аукциона Christie`s в Лондоне собрали во вторник вечером 80,6 миллиона фунтов стерлингов, что стало вторым показателем в истории лондонских продаж аукционного дома для этой категории, говорится в сообщении Christie`s. Самым дорогим лотом вечера стала картина Фрэнсиса Бэкона "Портрет Генриетты Мораес" (Portrait of Henrietta Moraes). Ее цена дос...
  (читать дальше)

Всероссийский конкурс картин о Родине откроется в Костроме
Первая всероссийская выставка-конкурс "Образ Родины в творчестве педагогов-художников" откроется в среду в Костроме в рамках проведения Романовского фестиваля, сообщает администрация региона. Участниками всероссийской выставки-конкурса станут 120 педагогов-художников из 19 регионов России. На трех площадках города педагоги вузов и художественных школ представят более трехсот работ: живопись, гра...
  (читать дальше)

Шедевр из коллекции Национальной галереи Лондона выставили в Эрмитаже
Выставка Карло Кривелли "Благовещение со святым Эмидием", на которой представлена самая знаменитая работа венецианского художника эпохи Возрождения из коллекции Национальной галереи в Лондоне, открылась в Эрмитаже во вторник. "Эта выставка - результат культурного обмена, - отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии. - Сейчас в Лондонской национальной галерее экспонируется "Мадонна ...
  (читать дальше)

Усадьба Ивана-Царевича и музей сказки появятся в Кировской области
Усадьба Ивана-Царевича, музей сказки и необычный дорожный знак - сказочная верста, появятся в этом году в Кировской области, сообщил РИА Новости автор проекта "Сказочная карта России" Алексей Козловский. "В самой усадьбе будет работать музей сказок и откроется "сказочный двор" с молодильными яблоками и источником живой воды", - рассказал собеседник агентства. Кроме того, по его словам, рядом б...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)