четверг, 1 марта 2012 г.

Виктор Косаковский: я вымою Невский проспект

Виктор Косаковский: я вымою Невский проспектПетербургский документалист Виктор Косаковский придумал, как перевернуть камеру вверх ногами, связать Аргентину с Китаем с помощью удочки и сделать целую историю на одном плане. Теперь он собирается снять про Петербург фильм-памятник, который можно будет смотреть только в одном месте. О том, как очистить Невский проспект от мусора, ускорить изображение и оторваться от кинолюбителей, Косаковский рассказал в интервью РИА Новости. В технических подробностях разбирался Глеб Борисов.

- Ваш новый проект, "Град Петров", заявлен как техническая революция в документальном кино. В чем она состоит?

- Я бы не хотел здесь раскрывать все секреты, но многое из того, что уже написано про этот фильм, неправильно и ошибочно по существу. Есть технический нюанс, который не был понят, и в результате напечатано, что я собираюсь снимать Петербург высокоскоростной камерой, и якобы это новшество. Вообще-то, кино уже давным-давно снимают и с большей, и с меньшей частотой кадров. Даже реклама пива делается со скоростью в сотни кадров в секунду.

- Конечно. Если говорить о документальном кино, то уже 30 лет тому назад трилогия Годфри Реджио снималась на удвоенной скорости.

- Правильно. Традиционная скорость киносъемки (24 кадра в секунду) совпадает со стандартной скоростью кинопоказа, что и дает ощущение реальности происходящего. Реджио, как и многие другие режиссеры, изменял скорость съемки, но скорость проекции при этом оставалась неизменной. Изображение, снятое ускоренно (48 или 96 кадров в минуту), при обычной скорости показа получается замедленным. Если же снимать на замедленной скорости, 12 или 16 кадров в секунду, тогда, при обычной проекции, изображение будет ускоренным. Фильм "Град Петров" будет реалистичным - без ускоренных и замедленных эпизодов. Уникальность же проекта в том, что и снимать, и показывать его мы будем на скорости 120 кадров в секунду.

- 24 кадра в секунду – разве не идеальная частота для восприятия киноизображения?

- Нет, это тот минимум, который дает эффект непрерывности, позволяя мозгу соединить разрозненные изображения в единый поток. Если и снимать и показывать кино на более высокой скорости, мозг просто легче будет это воспринимать, а четкость картинки, по сравнению с обычным кино, улучшится в несколько раз. И мы получим необыкновенное изображение, которого до этого не было. Кино уже сто лет демонстрируют на скорости 24 кадра в секунду. Менялся цвет, появлялся звук, но это так и оставалось константой. Только сейчас медленно вводится новый стандарт - 48. Мы же для "Града Петрова" создадим специальный проектор - 120 кадров в секунду. И показывать фильм планируем лишь в одном месте Санкт-Петербурга. Это будет фильм-памятник. Чтобы его увидеть, зрителю придется приехать в город на Неве. А на кинофестивали будем отправлять фильм вместе с проектором.

- То есть, вы верите в эволюцию киноизображения?

- Сейчас по качеству любительская съемка почти не отличается от киносъемки. Значит, профессионалы должны уходить в другое измерение.

- Но вы сами в фильме "Тише" ограничиваете себя видеокамерой и одним-единственным планом из окна на улицу. По идее, его мог бы снять любой кинолюбитель, однако удалось это только профессионалу. Получается, что дело все-таки не в технике?

- Сейчас мир перенасыщен киноизображением. Каждый год снимаются десятки тысяч фильмов. Сложилась такая ситуация, что совершенно неинтересное видео может собирать десятки тысяч просмотров на Youtube, а замечательное, необычное, революционное кино проходит мимо зрителя. При таком положении вещей снимать еще один документальный фильм про город бессмысленно. Остается только делать уникальные и неповторимые вещи – как в творческом, так и в технологическом плане. Вот возьмите фильм Сокурова "Фауст": вы его увидели, но повторить все равно не сможете. А как режиссер этого добился – Мефистофель его знает. Может, я ошибаюсь, но человек ждет от искусства художественных потрясений.

- Вы думаете показать привычный город в непривычном ракурсе? Или это будут нехоженые улицы?

- И то, и другое. Например, я хочу снять Невский проспект, но так, чтобы люди, которые ходят по нему каждый день, поразились. Ведь это и есть задача художника - смотреть на мир своим, непривычным взглядом. Так же и писатель: берет два привычных слова, ставит их вместе - и они начинают жить совершенно иной жизнью. Но помимо знаковых для города мест в фильме будет и мой Петербург – с улицами, где в асфальте еще нет дырок от штативов фото и кинокамер.

- Какую роль в фильме сыграет музыка Андрея Петрова?

- Фонограммы с музыкой Андрея Павловича лежат в основе замысла. В фильме будет примерно 80 минут, куда войдут и его музыка из фильмов, и более серьезные произведения. Из этого звукового ряда я попробовал выстроить сначала музыкальную, а потом и кинодраматургию. Дело в том, что мелодии Петрова очень узнаваемы: вы слышите тему погони из “Берегись, автомобиля”, и сразу перед вами всплывают знакомые кадры. Я же оттолкнусь от привычного образа. К примеру, этой композицией озвучу сцену, в которой полностью уберу из города машины.

- Почему вам как документалисту интересен оказался город, а не его жители?

- Вообще говоря, мы здесь временно, а город - вечен. Но мы изменяем его. И не всегда, к сожалению, изменяем к лучшему. А одна из задач кинематографа – запечатлеть. И пока мы не потеряли Петербург таким, какой он сейчас, его надо оставить на пленке. Это потребует известного уважения: к каждой улице, к каждому дому я хочу подойти как к человеческому лицу. Героями фильма будут характеры, но не людей, а переулков, проспектов, площадей…

- Хроника наоборот - город без людей?

- Нет, там только четыре или пять эпизодов, где людей совсем не будет. Вы выходили утром на пустые улицы? Это же совершенно уникальное, чудесное ощущение.

- Ваше описание вызывает в памяти жанр "городской симфонии", популярный в кинематографе начала прошлого века.

- Отчасти это верно. Большинство знаменитых городов заслужили свои фильмы - и Париж, и Рим, и Нью-Йорк, и Токио, и Берлин... Нашему городу не повезло: кинематограф в Советском Союзе был средством пропаганды, и Петербург появлялся на экране, за редким исключением, как "колыбель революции". В кино девяностых он превратился в город нищих, больных, униженных и оскорбленных, а затем - в "бандитский Петербург". То есть его всегда рассматривали как приложение к идее. Мне он интересен сам по себе, без идеологической подоплеки, как персонаж.

Для меня этот проект – своего рода тройной памятник. Во-первых, городу в том виде, в каком он дошел до нас. Во-вторых, Андрею Петрову. В-третьих, сам фильм, существуя в единственном экземпляре, тоже будет памятником: каждый день в 12 часов с выстрелом пушки на Петропавловке будет начинаться его показ. Это как Медный всадник – его можно увидеть своими глазами только в одном конкретном месте.

- Вы говорили про Петербург в кино, но не упомянули хроники, которые делали в советское время на Ленинградской студии документальных фильмов.

- Я работал ассистентом оператора на Лендоке, и каждый раз, когда мы ехали на съемку, у нас было задание – что именно должно попасть в объектив камеры. Конечно, внимательный зритель мог увидеть и сам город, но это были секундные кадры. Не забывайте, что тогда чисто технически мы могли делать только короткие планы. А сейчас есть возможность снять без монтажа и склеек пролет через весь Невский проспект – от Московского вокзала до Адмиралтейства. Даже больше: я хочу сделать то, что запрещено делать в документальном кино – я вымою Невский проспект, оставлю его без рекламы, машин, мусора. Чтобы хоть раз показать город таким, каким он должен выглядеть. Может, его начнут уважать…

- Как чисто технически вы хотите это осуществить?

- Именно поэтому я и называю этот фильм памятником – его не может сделать один режиссер, это можно создать только всем миром. Нужна воля города, руководства и жителей. Я должен убедить власти убрать хотя бы на три часа машины, уговорить бизнес снять рекламу, попросить людей хотя бы сутки не мусорить.

- Не боитесь, что фильм превратится в аттракцион вроде формата IMAX?

- Смею надеяться, что как режиссер я не допущу такой катастрофы, и мне есть что показать зрителю кроме технологии. Собственно своей задачей я вижу – ввести 3D-технологию в драматургию. В большинстве трехмерных фильмов сам этот эффект не востребован, они могли бы остаться плоскими, за исключением трех-четырех кадров, которые вызывают у зрителя ощущение чего-то необычного. Я постараюсь снять картинку так, чтобы реальность объемности меняла смысл увиденного. Вспомните, как Эйзенштейн сделал цветной эпизод в "Иване Грозном": технология вошла в драматургию фильма.

- Если не секрет, каков бюджет проекта и когда вы думаете приступить к съемкам?

- По российским меркам для документального кино это будут огромные деньги – 3,5 половиной миллиона евро. Пока я только ищу источники финансирования. Вероятно, их будет несколько, возможно, включая частный бизнес. Но, к сожалению, в документалистике пока почти нет продюсеров, которые умеют перевести художественное произведение в продукт и донести до зрителя. И это тот редкий случай, когда перед российским и европейским кино стоит одна и та же проблема.

Виктор Косаковский родился в Ленинграде в 1961 году. Свой дебютный фильм "Лосев" выпустил в 1989-м; в 1997-м году получил "Нику", приз FIPRESCI в Берлине и награду за лучшую документальную картину на фестивале в Эдинбурге за "Среду. 19.07.1961" - фильм, состоящий из 70 микросюжетов о людях, родившихся с режиссером в один день. В 2011 году его хитрая конструкция "Да здравствуют антиподы!" стала вторым фильмом открытия Венецианского фестиваля. Бюджет картины - 3 миллиона долларов - был собран по шести странам.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Кинотеатр "Ударник" станет музеем современного российского искусства
Кинотеатр "Ударник", памятник эпохи конструктивизма, приостановивший кинопоказы в 2010 году, станет музеем современного российского искусства, сообщили РИА Новости в культурном фонде "АртХроника", инициировавшем его создание. Первоочередной задачей для фонда, как отмечается в релизе, станет восстановление уникального объекта культурного наследия - кинотеатр является частью знаменитого "Дома на н...
  (читать дальше)

Документалист Косаковский хочет снять о Петербурге фильм-памятник
Петербургский режиссер Виктор Косаковский собирается снимать о своем родном городе трехмерный фильм-памятник под названием "Град Петров", сообщил РИА Новости сам режиссер. Косаковский - один из самых известных на Западе российских документалистов. В прошлом году его картина "Да здравствуют антиподы!", доказывающая, что все во вселенной зарифмовано, и если в аргентинской деревне закинуть удочку, ...
  (читать дальше)

Лидеры "Золотой сотни" российских мультфильмов объявлены в Суздале
Анимационный фильм "Жил-был пес" Эдуарда Назарова возглавил "Золотую сотню" российских мультфильмов, созданных за 100 лет, объявленную на торжественной церемонии открытия XVII Открытого фестиваля анимационного кино в Суздале, передает корреспондент РИА Новости. В честь 100-летнего юбилея российской анимации, которое отмечается в этом году, 100 профессиональных режиссеров, художников и критиков в...
  (читать дальше)

Эмма Уотсон сыграет голливудскую грабительницу у Софии Копполы
Британская актриса Эмма Уотсон (Emma Watson), которую прославила роль Гермионы Грейнджер в "Поттериане", сыграет одну из участниц банды грабителей с Голливудских холмов (Bling Ring) в новом фильме Софии Копполы (Sophia Coppola), сообщает в четверг киноресурс Variety. Предыдущая картина Копполы, "Где-то" (Somewhere), получила "Золотого льва" на Венецианском фестивале 2010 года. Банда подростков,...
  (читать дальше)

У 39% жителей России нет времени, чтобы сходить в кино
Времени на то, чтобы ходить в кино, не хватает у 39% жителей России, свидетельствует соцопрос, проведенный компанией Movie Research в декабре прошлого года среди 8 тысяч горожан по всей стране. Общий объем кинорынка в России за прошлый прокатный год, согласно данным портала Kinobusiness.com, увеличился на 11,7% и достиг 1,15 миллиарда долларов. Однако рост был достигнут прежде всего за счет увел...
  (читать дальше)

Глава Петербурга за то, чтобы сделать Басилашвили почетным гражданином
Губернатор северной столицы Георгий Полтавченко поддержал инициативу о присвоении знаменитому артисту Олегу Басилашвили звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга", сообщил журналистам в среду спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров. По его словам, в настоящее время представлено семь кандидатов на присвоение этого звания в 2012 году. Среди них - Олег Басилашвили, музыкант, народный ар...
  (читать дальше)

Фестиваль "Зеркало" пройдет в Ивановской области с 29 мая по 3 июня
Международный кинофестиваль "Зеркало", посвященный 80-летию режиссера Андрея Тарковского, пройдет в Ивановской области с 29 мая по 3 июня, торжественная церемония открытия кинофорума впервые состоится в городе Плесе на Волге, сообщил РИА Новости в среду начальник пресс-службы правительства Ивановской области Олег Ракитов. По его словам, решение о сроках проведения кинофестиваля было принято на в...
  (читать дальше)

Открывается фестиваль греческого кино Greek Week
В кинотеатре «35 ММ» начинается кинофестиваль Greek Week: за пять дней покажут пять фильмов. «Новая греческая волна» немногочисленна, но заслуживает внимания. Открывает фестиваль фильм «Аттенберг» режиссера Афины Цангари – причудливая история двадцатитрехлетней девушки Марины, которая ведет откровенные беседы о жизни с умирающим отцом-архитектором, познает неведомые ей формы человеческой близост...
  (читать дальше)

Аннасофия Робб сыграет юную Кэрри Брэдшоу
Восемнадцатилетняя актриса Аннасофия Робб (AnnaSophia Robb), известная благодаря роли Виолетты в картине Тима Бертона "Чарли и шоколадная фабрика" (Charlie and the Chocolate Factory), сыграет Кэрри Брэдшоу (Caroline Bradshaw) в пилоте "Дневников Кэрри" - приквела знаменитого сериала "Секс в большом городе" (Sex and the City), сообщает издание The Hollywood Reporter. В основу "Дневников" лег рома...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)