воскресенье, 26 февраля 2012 г.

В Мультимедиа Арт Музее открылись первые выставки Фотобиеннале-2012

В Мультимедиа Арт Музее открылись первые выставки Фотобиеннале-2012Первые выставки Фотобиеннале-2012: знаменитая пляжная серия британца Мартина Парра соседствует в Мультимедиа Арт Музее с автомобильной одиссеей Ли Фридландера по Соединенным Штатам и вуайеристскими хрониками легендарного чеха Мирослава Тихого.

Официальное открытие Фотобиеннале состоится 6 марта, но уже сейчас в МАММ работают три экспозиции из программы фестиваля. Если соотнести их с заявленными главными темами мероприятия (которых тоже три – «On the road», «Америка в фокусе» и «Фотография и кинематограф»), то обнаружатся лишь частичные совпадения. Скажем, проекты Ли Фридландера «Новые машины. 1964» и «Америка. Взгляд из машины» идеально удовлетворяют сразу двум позициям, выставка Мирослава Тихого «Художник с плохой камерой» – лишь одной, да и то с натяжкой, а «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона 1983–1985» Мартина Парра вообще сложно соотнести с предложенной классификацией.

Но Фотобиеннале делается не для педантов. Вместо того чтобы постоянно соотносить лозунги с реальностью, здесь уместнее окунаться в стихию и вылавливать перлы по собственному вкусу, без оглядки на тематические категории.

Все три первые выставки фестиваля выглядят по-своему примечательными, хотя между ними чрезвычайно мало общего. Например, черно-белые виды провинциальной Америки, снятые Ли Фридландером из автомобильного салона, неизбежно вызовут ассоциации с рекламной фотографией. Надо сказать, ассоциации эти вполне законны: серия «Новые машины» была сделана в 1964 году по заказу журнала Harper`s Bazaar для воспевания свежих на тот момент автомобильных брендов. Другое дело, что съемка заказчика не устроила, и этот материал на десятки лет обосновался у Фридландера в лаборатории. А в начале нового тысячелетия уже известный мастер решил по собственной инициативе вернуться к этой истории. На прокатных машинах он исколесил 50 штатов, фиксируя не столько важные достопримечательности, сколько, по его выражению, «американский социальный пейзаж». Бесконечные бензоколонки, придорожные магазинчики, мотели, церкви, кладбища, кукурузные поля и каньоны – все это увидено автором через лобовое стекло или даже через зеркало заднего вида. Серия «Америка. Взгляд из машины» наверняка напомнит о скитаниях Гумберта Гумберта и Лолиты по просторам континента, только задача Фридландера заключалась не в бегстве от себя или от таинственного преследователя, а в создании своеобразной «энциклопедии народной жизни».

У британца Мартина Парра в его серии «Последний приют» тоже можно обнаружить элементы бытописательства, однако сатиры здесь гораздо больше, чем беспристрастной объективности.

Почти тридцать лет назад, когда молодой фотограф затеял долгосрочную сессию на пляжах Нью-Брайтона под Ливерпулем, намеренный антигламур еще не вошел в моду, поэтому плоды этого проекта поначалу были восприняты многими со скептицизмом. В частности, эстетику «Последнего приюта» беспощадно раскритиковал знаменитый Анри Картье-Брессон, а сотрудники агентства Magnum неоднократно заворачивали попытки Парра войти в число избранных. Но именно эта серия принесла ему в итоге мировую известность. Сегодня не так уж просто понять, что вызывало тут неприятие профессионального сообщества: изобличение нравов среднего класса давно стало общим местом. Впрочем манера Мартина Парра по-прежнему сохраняет черты индивидуальности. Преувеличенный цвет, лобовые ракурсы, откровенная ирония насчет «жизни отдыхающих» – таковы компоненты его фирменного стиля.

Из отдельных кадров складывается не репортаж, а сборник сатирических новелл.

Эпизоды с отдыхом на природе встречаются и на выставке Мирослава Тихого «Художник с плохой камерой», но сравнение с Паром (да и с кем-либо еще из мира профессиональной фотографии) здесь попросту неуместно.

Мирослав Тихий – это «вещь в себе», принципиальный маргинал, непризнанный гений в амплуа городского сумасшедшего.

Несмотря на то что снимать Тихий начал еще в 1960-е годы, на международной арт-сцене он возник всего несколько лет – едва ли не по случайности. Познакомившись с экспозицией, вы легко поймете, почему его долгое время не принимали всерьез не только искусствоведы, но и соседи в моравском городке Киёв. Вопиющая нечеткость и бессюжетность этих кадров, откровенный брак печати, отвратительная сохранность карточек – за что ни возьмись, всюду приметы лузерства. Но именно оно стало для Мирослава Тихого жизненной философией. Приведем лишь один из его афоризмов: «Если хочешь быть знаменитым, делай свое дело хуже всех остальных». Стратегия в результате сработала – «художник с плохой камерой» получил мировую известность.

Кстати говоря, камеры у Тихого были не просто плохими, а неимоверно плохими: он сам конструировал их из картона, фанеры, нитяных катушек, дренажных труб и прочего мусора (образчики этого самодеятельного творчества можно увидеть на выставке в витринах).

С такими «гаджетами» он слонялся по родному городу и от живота снимал проходящих по улицам женщин. Учитывая бомжеватый вид нашего героя, нетрудно представить, каково было к нему отношение со стороны властей братской Чехословакии. Мирослав Тихий и правда был человеком тихим, но неоднократно проводил время в тюрьмах и психиатрических клиниках. Нонконформизм, доведенный до какого-то дзенского абсурда, поставил его вне социума, хотя в юности он подавал большие надежды, будучи студентом пражской Академии изящных искусств. Незадавшуюся официальную карьеру художник компенсировал отстраненной фиксацией чужих радостей жизни – собственно, в этом и состоит пафос его бесконечных хроник. Правда, носители тех самых «радостей жизни» превращались у него в неких «людей толпы», едва ли не в фантомы. Не заданный автором напрямую, но повисающий в воздухе вопрос: существуем ли мы на самом деле? По крайней мере насчет себя Мирослав Тихий сомнений не испытывает: «Я вообще не существую. Я инструмент восприятия». От себя добавим: инструмент отнюдь не безукоризненный, зато феноменальный.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Американская киноакадемия запрещает польской премии «Народный Оскар» носить это имя
Американская киноакадемия решила лишить польских художников названия их премии – они считают, что вручаемый за фольклор «Народный Оскар» может быть перепутан с церемонией, которая состоится 26 февраля. Американская академия кинематографических искусств и наук решила разобраться с нарушением своих прав на «Оскар». На прошлой неделе по её поручению группа польских адвокатов обратилась в местную асс...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Дж. Эдгар» Клинта Иствуда
В прокат выходит «Дж. Эдгар» — фильм Клинта Иствуда, в котором Леонардо ди Каприо играет создателя и несменяемого директора ФБР. Десятилетиями каждый новый президент США подумывал о том, чтобы реформировать созданное Джоном Эдгаром Гувером (Леонардо ди Каприо) Федеральное бюро расследований, а главу ведомства отправить в отставку. И к каждому новоизбранному Гувер отправлялся с папкой, содержащей ...
  (читать дальше)

Выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» в Музеях Кремля
Выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» стала для Музеев московского Кремля первым проектом, где искусство ХХ века представлено в его модернистском измерении. Наша публика привыкла к тому, что кремлевские музеи специализируются на разного рода монархических и аристократических сокровищах. Довольно уместной выглядит ситуация, когда в обмен на экспонаты из Оружейной палаты ...
  (читать дальше)

Новые фильмы о contemporary art на Берлинском фестивале
Во все программы Берлинского кинофестиваля 2012 года, кроме конкурсной, вошли фильмы о современном искусстве: были показаны ленты о китайском художнике Ай Вэйвэе, американке Марине Абрамович и российской арт-группе «Война». Среди угнетаемых меньшинств, на защиту которых встает Берлинале, ежегодно оказываются представители современного искусства. В 2012 году эта тенденция достигла пика: во всех тр...
  (читать дальше)

Тяжела и неказиста жизнь…
В последние телевизионные впечатления вклинился показанный по "Культуре" советский фильм 25-ти летней давности - "Единожды солгав" Владимира Бортко. Снят он был в пору, когда перестройка уже набрала обороты. Позади революционный V съезд кинематографистов, в разгаре гласность, на подходе вседозволенность. Вышел в прокат снискавший лавры в Канне и увешанный "Никами" фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние...
  (читать дальше)

Выставка отца советского дизайна Александра Родченко пройдет в Токио
Выставка "Родченко - новатор русского авангарда", посвященная основоположнику конструктивизма и одному из самых известных за рубежом советских деятелей искусства, откроется в токийской галерее Ginza Graphic Gallery 2 марта, сообщили РИА Новости организаторы проекта. В подготовке проекта приняла участие семья Родченко, а кураторы выставки Ирина Урицкая и Гайрат Икрамов построили ее так, чтобы пок...
  (читать дальше)

Первые публичные музеи в России. Справка
160 лет назад, 17 февраля 1852 года, Эрмитаж открыли для публики. Первый русский публичный музей – Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) – был открыт в Петербурге в 1719 году в Кикиных палатах – доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора. Основу собрания составили личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии. Основным...
  (читать дальше)

Выставка "Два императора" расскажет о Наполеоне и Александре I
Выставка "Два императора", посвященная взаимоотношениям Наполеона и Александра I, открылась по случаю 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в Музее декоративно-прикладного искусства, сообщили РИА Новости в пресс-службе проекта. "Центральная идея всей экспозиции - история личного знакомства двух императоров, их дружбы и вражды, - цитирует пресс-служба слова куратора экспозиции А...
  (читать дальше)

Аукцион послевоенного искусства Christie`s собрал 80 млн фунтов
Вечерние торги послевоенным и современным искусством аукциона Christie`s в Лондоне собрали во вторник вечером 80,6 миллиона фунтов стерлингов, что стало вторым показателем в истории лондонских продаж аукционного дома для этой категории, говорится в сообщении Christie`s. Самым дорогим лотом вечера стала картина Фрэнсиса Бэкона "Портрет Генриетты Мораес" (Portrait of Henrietta Moraes). Ее цена дос...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)