пятница, 3 февраля 2012 г.

"Шапито-шоу": на правильной волне

Шапито-шоу: на правильной волнеНа экраны понемногу выходит "Шапито-шоу" – фильм невыносимой длины и самоубийственного – если мерить обычными рыночными мерками – кастинга. Почти четыре часа и всего одна "звезда" – Петр Мамонов, причем даже не в главной роли! Потому и выходит картина постепенно: часть кинотеатров начала показывать "Шапито-шоу" на прошлой неделе, другие, с оглядкой на этих смельчаков, попробуют запустить кино с сегодняшнего дня.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Их руководство можно понять: даже с учетом всего, что об этом фильме написали и рассказали те, кто его уже видел, с учетом его фестивальных призов, уже сложившегося культового статуса – формат "Шапито" для коммерческих кинотеатров совсем не подарок в плане заработка. Поэтому дистрибьюторы, которые в данном случае не посторонние люди режиссеру и съемочной команде, завели в интернете список, чтобы в нем могли отметиться жители не охваченных прокатом городов. Если наберется хотя бы полсотни зрителей, прокатчики "Шапито-шоу", минуя кинотеатральные сети, сами приедут, арендуют подходящую сцену и покажут кино.

А кино, судя по соцсетям, ждут – в Кемерово и Майкопе, Ижевске, Вологде и Рязани и много еще где. Прошлой осенью я написал, что не очень-то верю в прокат "Шапито", который сорвут осторожные владельцы кинотеатров. С тех пор случилось многое, во что мы не поверили бы еще несколько месяцев назад, и причиной чему было нежелание идти на поводу у осторожности.

Бизнес в стиле шапито. Читать колонку Михаила Шиянова>>

Тем не менее, прошедшая неделя показала, что в некоторых кинотеатрах на "Шапито" в выходные не попасть, а в Сибири фильм идет даже лучше чем "Ржевский против Наполеона" – главная киноприманка этих недель. Получается, что владельцы кинотеатров, бизнесмены, которые всегда руководствуются железной логикой расходов и доходов, ошиблись, промахнулись, как старый волк из сказки про Маугли? Очень долгое время они считали (и правильно считали), что киноаудитории в стране нет, что на каждый новый фильм подростков нужно заманивать, как в первый раз – при помощи агрессивной рекламы, попкорна и телезвезд. Что американское кино в целом лучше и европейского, и российского (если, опять же в российском фильме нет "звезд" из "зомбоящика").

Еще недавно последнее соображение было правдой не только со стороны бизнеса, но и с точки зрения здравого смысла: вывихнутая напрочь система финансирования российского кино порождала жутких мутантов, которые, как правило, умирали, не успев кому-то понравиться.

Я говорю не о так называемых "фестивальных фильмах", которые кинотеатры тоже недолюбливают – а том мусоре, который выпускается каждую неделю одним-двумя экранами и не собирает ничего. Проверьте на профильных сайтах – каждые семь дней в прокат выходит одна, а то и несколько кинокартин российского производства, о которых вы никогда не узнаете, и тем лучше для вас. Они выходят не для проката, а черт знает для чего; говорят, чтобы освоить средства, выделенные государством на "важнейшее из искусств". Еще говорят, что некоторые ловкие продюсеры умеют выманивать деньги у наивных инвесторов, обещая тем статус "покровителей искусств" и бесконечные вечеринки с актрисами.

Но это, во-первых, пока никто подтвердил, а во-вторых – как показывает нам случай "Шапито-шоу", уже и не очень важно. Ситуация изменилась, а акулы бизнеса так ничего и не поняли. Ведь в прокате "Шапито" отказали гиганты, вроде "Каро" и "Киномакса", сети поменьше хоть как-то, но взяли фильм в работу.

В то время как киноплексы украшали свои фасады постерами с лицом бывшего кавээнщика Светлакова, в интернете происходила маленькая твиттер-революция. Сотни и тысячи потенциальных зрителей писали возмущенные посты об инертности местных кинозалов, которые не хотят показывать хорошее российское кино. Это как если бы районный обувной принципиально не закупал какие-нибудь модные кроссовки, а толпы молодежи ходили по улицам и требовали, чтобы им продали что-нибудь, кроме лаковых туфель и сапожек "прощай молодость". На строгий расчет такое поведение кинобизнесменов совсем не похоже.

Прошлый год с ошеломляющей очевидностью обнаружил, что старые, проверенные схемы, хотя все еще работают, но уже здорово отстали от жизни. Победит сейчас тот, кто сможет "поймать волну" и использовать безграничные возможности новых технологий. Это касается всего, но в первую очередь творческой сферы, которая при некотором старании легко конвертируется в экономическую или политическую.

Видеоблоги о кино, которые самодеятельно постят на Youtube, набирают миллионы просмотров и становятся популярнее фильмов, о которых они рассказывают.

Реклама в любительских обзорах видео с кошками (которые тоже смотрят миллионы человек) оказывается эффективнее телерекламы. Собранный на коленке в домашней студии (если можно назвать студией ноутбук с пиратским софтом) хип-хоп трек из "Вконтакте" слушают и скачивают чаще, чем альбом известных еще вчера рокеров, полгода вылизывавших новый альбом в дорогой лондонской студии.

Успех становится все меньше связан с техникой в смысле качества исполнения, и все больше с искренностью – именно поэтому среди звезд соцсетей и видеосервисов так много подростков и даже школьников. Повторить это произвольно – можно, но успех никто не гарантирует; слишком неуловимы все эти сетевые тренды.

"Шапито-шоу" – идеальное кино не только потому, что оно создано не по схемам и сценарным учебникам, и ни на что не похоже. Не потому, что это чудесная история, вернее четыре истории, которым авторы нашли очень верную, "круговую" форму взаимодействия. Не потому даже, что "Шапито" при всем этом веселое и ироничное кино. А потому, что при всей ироничности, это кино очень искреннее, и это не "правда вообще", как в голливудских фильмах, в которых утверждаются очевидные вещи, вроде семейных ценностей.

Сергей Лобан и Марина Потапова: не должно быть посторонних. Интервью>>

Это искренность и правда конкретных людей, которых можно назвать по именам (все эти имена есть в титрах), и потому многие зрители охотно и публично ассоциируют себя с персонажами фильма (в первую очередь с вовсе не героическим Киберстранником).

Правильно говорят, что "Шапито-шоу" – это слепок эмоций, рассказ о поколении "нулевых", детство которого прошло в крымских пионерлагерях, а зрелость проходит в соцсетях. Все так, но в то же время "Шапито" намного больше, если его обаянию не могут сопротивляться люди, далекие от одного и от другого.

Фильм советует смотреть Никита Михалков, многословно хвалит Гришковец, а Джеральдина Чаплин, дочь великого комика и сама большая актриса, прямо на церемонии закрытия ММКФ вручила режиссеру "Шапито-шоу" Сергею Лобану свой телефон и буквально требовала, чтобы он позвонил – Чаплин готова участвовать в любом проекте Лобана.

Потому что дело, конечно, не в конкретных признаках эпохи, а в том, что через них выражается: Дружба, Любовь, Уважение и Сотрудничество (так называются четыре части и четыре истории фильма) – вещи, которые не меняются, в отличие от языка, на котором о них говорят.

И поэтому "Шапито-шоу" – вовсе не кино про хипстеров, которых, наверное, много среди нас, как и не кино про Симеиз, в котором, наверное, многие из нас когда-то неплохо проводили время. Но хипстеры смогут узнать себя – и значит, узнать что-то про себя – в персонажах фильма. Не важно, живут они в Майкопе или Вологде. И даже если в этих городах хипстеры отличаются от московских настолько же, как российские от американских.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Холли Берри, Билли Кристал, Хэнкс и Лопес проведут церемонию "Оскар"
Одной из ведущих церемонии вручения премии Оскар, которая пройдет 26 февраля, станет актриса Холли Берри (Halle Berry), сообщает в пятницу The Hollywood Reporter со ссылкой на продюсеров церемонии Брайана Грейзера (Brian Grazer) и Дона Мишера (Don Mischer). Сама Берри получила "Оскара" за "Бал монстров" (Monster`s Ball) в 2001 году. Ранее сообщалось, что соведущими церемонии будут актеры Том Хэ...
  (читать дальше)

Вышла книга Колина Кларка «Моя неделя с Мэрилин»
Вышла книга Колина Кларка «Моя неделя с Мэрилин», ставшая основой для фильма «7 дней и ночей с Мэрилин Монро» – мемуары простого смертного, поцелованного великой блондинкой. Время действия – 1956 год, место действия – Англия. Имеется больше дюжины персонажей и у каждого своя драма, свои раздражители и свой набор страхов. Мэрилин Монро – уже звезда и секс-символ. Вернее, пока еще только секс-симв...
  (читать дальше)

Миа Васиковска и Джесси Айзенберг сыграют героев Достоевского
Миа Васиковска и Джесси Айзенберг сыграют в вольной адаптации повести Федора Достоевского "Двойник", которую намерен осуществить режиссер Ричард Айоаде, сообщает издание Variety. Айзенберг, который был номинирован на "Оскар" за роль создателя Facebook Марка Цукерберга в фильме "Социальная сеть", сыграет "маленького человека" - Якова Петровича Голядкина. Будучи человеком тихим, простодушным и нек...
  (читать дальше)

Число конкурсных фильмов на Венецианском фестивале сократилось до 20
Новый директор Венецианского кинофестиваля (Mostra internazionale del Cinema di Venezia) Альберто Барбера (Alberto Barbera) сокращает число конкурсных фильмов до 20, отменяет специальную секцию Controcampo Italiano, посвященную современному итальянскому кинематографу, и вводит более строгие критерии отбора в параллельной программе "Горизонты" (Orizzonti), которую его предшественник Марко Мюллер д...
  (читать дальше)

"Щелкунчик" Кончаловского оценили в Италии и Китае
Фильм Андрея Кончаловского "Щелкунчик и крысиный король" (Nutcracker - The Untold Story), снятый в Голливуде на средства Внешэкономбанка, удачно прошел в Италии и стартовал в Китае, сообщает в четверг портал Kinobusiness.com. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код В Северной Америке картина провалилась, собрав лишь 195 тысяч долларов при 90-миллионном бюджете и получив...
  (читать дальше)

Аль Пачино, Кристофер Уокен и Алан Аркин снимутся в комедийном боевике
Аль Пачино (Al Pacino), Кристофер Уокен (Christopher Walken) и Алан Аркин (Alan Arkin) снимутся в комедийном боевике "Надежные парни" оскароносного режиссера телесериала "Остаться в живых" Фишера Стивенса (Fisher Stevens), сообщает издание The Hollywood Reporter. Ранее проект назывался "Старикашки" (Old Timers). В центре фильма - два стареющих преступника, одному из которых заказали убийство дру...
  (читать дальше)

"Дух огня" хочет распространиться по всей стране
Кинофестиваль "Дух огня", который пройдет с 24 февраля по 1 марта в Ханты-Мансийске, в ближайшие годы должен распространиться по всему округу, а лучше - и по всей стране, заявил в четверг журналистам президент фестиваля, режиссер Сергей Соловьев. "В прошлом году мы ездили отдельно: сначала Говорухин со своей картиной, потом я ездил в Сургут с "Анной Карениной", такое ручное электричество. А нужн...
  (читать дальше)

Пьер Ришар возглавит жюри фестиваля "Дух огня"
Главой жюри фестиваля "Дух огня", который в десятый раз пройдет в Ханты-Мансийске с 24 февраля по 1 марта, станет французский актер Пьер Ришар, сообщили журналистам в четверг организаторы фестиваля. Кроме того, в жюри основного конкурса войдут исландский режиссер и продюсер Фридрик Тор Фридрикссон и продюсер из Тайваня Пегги Чао; актерское жюри возглавит Сергей Шакуров, операторское - Игорь Клеб...
  (читать дальше)

Театр "Кодак", где проходит церемония "Оскар", может потерять название
Зал "Кодак", где с 2002 года проходит церемония вручения "Оскаров", может потерять название, но сохранить свое значение для киноиндустрии, сообщает в среду The Hollywood Reporter. Американская Академия кинематографических наук и искусств (The Academy of Motion Picture Arts and Sciences) в 2002 году заключила с компанией CIM, владеющей кинотеатром, договор о 20-летней аренде помещения, который пр...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)