среда, 29 февраля 2012 г.

«Русский Париж Николая Дронникова» в Литературном музее

«Русский Париж Николая Дронникова» в Литературном музееБродский, Аксенов, Пелевин и другие: на выставке «Русский Париж Николая Дронникова» в Литературном музее фигурируют десятки натурных портретов отечественных литераторов, эмигрировавших во Францию или приезжавших в гости.

Что бы ни говорили задним числом, но в 70-е годы прошлого века очень многие уезжали из СССР на Запад все-таки не за колбасой, а за свободой. Разумеется, эта мотивация не мешала впоследствии выстраивать более или менее успешные карьеры и достигать определенного материального благополучия, однако первичный импульс не давал о себе забыть. К примеру, художник Николай Дронников до сих пор вспоминает слова Марка Шагала, услышанные от мэтра при их встрече в 1968 году:

«Я не знаю в истории живописи подпольной живописи. Подпольная литература была. И литература может так — и в подполье, и вне, как сейчас в России. Но живопись может развиваться только в условиях свободы».

Сентенция эта не каждому покажется истиной в последней инстанции, и все же для Дронникова она сыграла судьбоносную роль.

По возвращении домой (тогда он был вполне официальным художником, при этом много работавшим «в стол») собеседник Шагала опять засобирался в дорогу — теперь уже не в творческую командировку, а на ПМЖ. Сборы выражались, в частности, в тайном избавлении от собственных произведений. Отправляясь будто бы на этюды в окраинные московские лесопарки, Дронников сжигал там свои работы — и юношеские, и совсем недавние. Похоже на символический акт очищения огнем, но реальная причина подобных действий были куда прозаичнее: автор не хотел, чтобы после его отъезда картины и рисунки попали в чужие руки. Забрать с собой он ничего не мог (предполагался «невозврат» из туристической поездки), а раздача произведений друзьям и знакомым могла привлечь ненужное внимание… Словом, в 1972 году Дронников начал парижскую жизнь с чистого листа в буквальном смысле — художником «без прошлого».

Впрочем, из головы это самое прошлое никуда не делось. Дронников продолжал ощущать себя русским и не стремился к тотальной ассимиляции. Не удивительно, что последующие четыре десятилетия его карьера была тесно связана с эмигрантскими кругами. Хотя становится «летописцем» он вряд ли планировал — просто делал портретные зарисовки при всяком удобном случае. Со временем архивы такого рода разрослись до внушительных масштабов, и слава Дронникова как портретиста, пожалуй, несколько затмила его известность в иных амплуа.

Вот и на нынешней московской выставке преобладают рисованные портреты, хотя образчики пейзажной живописи тоже встречаются. Вероятно, о видах Монмартра или Ниццы можно было бы поговорить отдельно, поскольку здесь просматривается предмет для разговора.

Также любопытна издательская деятельность художника: много лет он на домашнем типографском станке печатает микротиражами авторские книги (упомянем хотя бы сборники стихов Геннадия Айги с иллюстрациями Дронникова или его собственное сочинение «Виктор Некрасов в окопах Парижа»).

Однако лейтмотив выставки все же портреты. Никто из персонажей рисовальщику не позировал: лица выхвачены из мимолетной действительности. Недаром многие зарисовки имеют ситуативные подписи — скажем, «Высоцкий с гитарой у парижских друзей» или «Последнее интервью Андрея Тарковского».

Впрочем, «мимолетное» не означает «несущественное». Дронникову-портретисту свойственна иероглифичность, он ищет не иллюзорного сходства, а выразительности. Лица его героев превращаются в знаки, почти в формулы, но не отвлеченные, а максимально персонифицированные. В этом заключается принципиальное отличие карандашных или тушевых рисунков от фотографий: автор фиксирует не столько видимое, сколько ощущаемое. Линия останавливается ровно в том месте, где ей надлежит остановиться не по законам оптики, а по законам психологии. Антураж обычно не важен и попросту отсутствует. Во всех своих персонажах, будь то Александр Солженицын, Василий Аксенов, Серж Лифарь, Александр Галич, Иосиф Бродский, Белла Ахмадулина, Генрих Сапгир, Игорь Губерман, Виктор Пелевин — так вот, в каждом герое автор пытается обнаружить собственный пластический знак. По этой причине портретная галерея получается крайне субъективной. «Летопись» Николая Дронникова документальна лишь по формальным критериям, внутренне же она насквозь художественна. Надо полагать, Марк Шагал имел в виду несколько иное, но и здесь присутствует свобода.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Глава отдела аукциона Christie`s: скульптура - это тренд будущего
Красавица Джованна Бертаццони, директор отдела искусства импрессионистов и модернистов Christie`s, рассказала в интервью РИА Новости, почему этот сегмент не подвластен никаким финансовым кризисам, как личные отношения помогают бизнесу и почему скульптура стала новым трендом арт-рынка. Беседовала Мария Ганиянц. - Как импрессионисты и модернисты оказались в одном "флаконе"? - Импрессионисты и мод...
  (читать дальше)

Лондонский дом Ван Гога выставлен на аукцион
Владельцы лондонского дома, в котором художник Винсент Ван Гог в молодости прожил одни из счастливейших лет своей жизни, выставляют обветшалое здание на продажу, говорится в сообщении агентства недвижимости Savills. Трехэтажный дом 19 века на юге Лондона в районе Брикстон выставляется на аукцион со стартовой ценой в 475 тысяч фунтов стерлингов. Со времени, когда здесь жил Ван Гог, сменилось всег...
  (читать дальше)

Новая книга Дины Рубиной "Окна" появится в продаже 27 февраля
Новая книга автора бестселлеров "На солнечной стороне улицы", "Подчерк Леонардо", "Белая голубка Кордовы" Дины Рубиной под названием "Окна", проиллюстрированная мужем писательницы, художником Борисом Карафеловым, выйдет 27 февраля, сообщили РИА Новости в издательстве "Эксмо". Сборник новых рассказов Рубинной выходит через полтора года после романа "Синдром Петрушки". Как отметили в издательстве,...
  (читать дальше)

Самую раннюю копию Джоконды выставили в Прадо
Недавно открытую учеными самую раннюю копию Джоконды, создававшуюся одновременно с шедевром Леонардо да Винчи в его мастерской, демонстрируют на специальной выставке в Прадо в Мадриде, сообщается на сайте музея. Из-за того, что долгое время портрет был обрамлен темным фоном, ученые считали его поздней копией Моны Лизы, сделанной уже после смерти Леонардо. Однако, когда реставраторы раскрыли позд...
  (читать дальше)

Пит Доэрти представит публике картины, написанные собственной кровью
Скандально известный рок-музыкант Пит Доэрти представит в Лондоне выставку написанных кровью работ под названием "На крови: портрет художника" (On Blood: A Portrait of the Artist), сообщает в понедельник агентство Рейтер. Картины, по большей части, представляют собой коллажи, собранные из текстов песен и стихов, оформленные коричневыми мазками крови артиста. Для сбора крови и нанесения ее на пол...
  (читать дальше)

В Мультимедиа Арт Музее открылись первые выставки Фотобиеннале-2012
Первые выставки Фотобиеннале-2012: знаменитая пляжная серия британца Мартина Парра соседствует в Мультимедиа Арт Музее с автомобильной одиссеей Ли Фридландера по Соединенным Штатам и вуайеристскими хрониками легендарного чеха Мирослава Тихого. Официальное открытие Фотобиеннале состоится 6 марта, но уже сейчас в МАММ работают три экспозиции из программы фестиваля. Если соотнести их с заявленными г...
  (читать дальше)

Американская киноакадемия запрещает польской премии «Народный Оскар» носить это имя
Американская киноакадемия решила лишить польских художников названия их премии – они считают, что вручаемый за фольклор «Народный Оскар» может быть перепутан с церемонией, которая состоится 26 февраля. Американская академия кинематографических искусств и наук решила разобраться с нарушением своих прав на «Оскар». На прошлой неделе по её поручению группа польских адвокатов обратилась в местную асс...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Дж. Эдгар» Клинта Иствуда
В прокат выходит «Дж. Эдгар» — фильм Клинта Иствуда, в котором Леонардо ди Каприо играет создателя и несменяемого директора ФБР. Десятилетиями каждый новый президент США подумывал о том, чтобы реформировать созданное Джоном Эдгаром Гувером (Леонардо ди Каприо) Федеральное бюро расследований, а главу ведомства отправить в отставку. И к каждому новоизбранному Гувер отправлялся с папкой, содержащей ...
  (читать дальше)

Выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» в Музеях Кремля
Выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры» стала для Музеев московского Кремля первым проектом, где искусство ХХ века представлено в его модернистском измерении. Наша публика привыкла к тому, что кремлевские музеи специализируются на разного рода монархических и аристократических сокровищах. Довольно уместной выглядит ситуация, когда в обмен на экспонаты из Оружейной палаты ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)