среда, 8 февраля 2012 г.

Объявлены лауреаты премии «Серебряная камера» за 2011 год

Объявлены лауреаты премии «Серебряная камера» за 2011 годОбъявлены лауреаты фотоконкурса «Серебряная камера – 2011»: в отличие от прошлого года главные призы во всех трех конкурсных номинациях достались мэтрам – Георгию Первову, Анатолию Белясову и Владимиру Вяткину. Фоторепортажи о митингах и беспорядках, в изобилии представленные на конкурсной выставке в «Манеже», остались без наград.

После возвращения Московского дома фотографии в реконструированное здание на Остоженке (дело было больше года назад) церемонии раздачи наград «Серебряной камеры» стали проходить здесь же, лишившись прежней помпезности. Процедура не только обрела демократизм на грани междусобойчика, но еще и резко сократила свой хронометраж. Минувшим вечером официальная программа мероприятия вообще уложилась в сорок минут – показатель, претендующий на абсолютный рекорд в части лаконичности среди всех столичных художественных премий.

В немалой степени это можно считать заслугой ведущего церемонии Владислава Флярковского, который и сам был не слишком многословен, и другим не давал разглагольствовать подолгу. Правда, торжество минималистичного регламента далось конферансье ценой грубоватого вмешательства в речи лауреатов. Например, когда обладатель гран-при в номинации «Архитектура» Георгий Первов затеял на сцене гражданственный спич про «колониальный путь развития России» и недостатки нашей политической системы, ведущий с деликатностью Жоржа Бенгальского из «Мастера и Маргариты» буквально заткнул ему рот фразой: «Прежде всего вы классно умеете снимать архитектуру – и это главное».

Попытка другого лауреата Анатолия Белясова порассуждать о падении духовности в нашем обществе (в речи даже промелькнуло популярное ныне слово «презерватив») была пресечена не менее решительно. Интеллигентная публика обошлась без свиста в адрес конферансье, но многие явно испытывали за него неловкость.

Дыхание митинговых страстей ощущалось, впрочем, лишь на вербальном уровне. В шорт-лист нынешней «Серебряной камеры» (напомним, конкурс специализируется на выявлении лучших фоторепортажей о Москве) хроники «несогласных» улиц и площадей не попали, за исключением серии Романа Канащука «Беспорядки», никаких лавров не снискавшей. Надо полагать, жюри посчитало, что тема была закрыта еще год назад, когда за репортажи о волнениях на Манежной площади приза удостоились сразу два автора – Илья Варламов и Андрей Стенин. На сей раз предпочтение было отдано сюжетам не столь бурным, хотя благостными их тоже не назовешь.

Лучшим фотографом архитектуры, как уже упоминалось выше, стал Георгий Первов с серией «Человеческий пейзаж».

Фигура эта довольно заметна на столичной арт-сцене: Первов немало лет пропагандирует свое эстетическое учение, под название «тоталреализм», и принимает участие в различных художественных проектах, не только фотографических. В победившей серии запечатлена городская реальность с некоторым акцентом на диссонансах. Лауреату в этой номинации, как и в двух других, достались 137 047 рублей премиальных от правительства Москвы (причудливая цифра возникла в результате пересчета условных единиц в «безусловные») и стеклянный шар с серебристым макетом фотокамеры внутри.

Обладателем Гран-при в номинации «События и повседневная жизнь» оказался упомянутый выше Анатолий Белясов с проектом «Обычная выставка». Тут налицо очевидный гротеск, поскольку съемка велась в интерьерах Международной похоронной выставки «Некрополь-2011» на ВВЦ. Автор не отказал себе в удовольствии со смаком изобличить индустрию, превращающую скорбный ритуал в феерию роскоши и будто бы продвинутого китча.

Наконец, в номинации «Лица» (по словам председателя жюри Ольги Свибловой, самой «хромающей» в части ярких достижений) победил Владимир Вяткин с сериями «Валькирия» Рихарда Вагнера в крупных планах американского дирижера Кета Нагано» и «Московское закулисье мирового балета».

Жанр этих циклов понятен уже из их названий, но Вяткин на то и Вяткин – живой классик, легенда отечественной фотографии, – чтобы в ординарном находить неожиданное и парадоксальное. В своем выступлении художник заметил: «Мой инсульт имеет имя – Кет Нагано (подразумевая, что после нескольких фотосессий с дирижером угодил в реанимацию). Балет давался мне намного легче».

Все трое лауреатов, мягко говоря, отнюдь не новички в профессии. У каждого за плечами шлейф наград, полученных, в том числе, и на «Серебряной камере». Владимир Вяткин вообще удостаивался призов этого конкурса аж семь раз.

Возможно, нынешнюю ставку на маститых авторов не следует принимать за тенденцию: жюри просто выбрало лучших по его мнению – вот и все.

Хотя в прошлом году неожиданностей было больше. Сейчас претендентам с не столь «натруженными» биографиями достались разного рода поощрительные призы (у конкурса есть весомые спонсоры, учредившие собственные награды – стажировку в Дюссельдорфе, поездку на Paris Foto, закупку произведений в фонды Мультимедиа Арт Музея и т. п.). Среди лауреатов «второй категории» обнаружился еще один безусловный классик – Владимир Мишуков с серией «Близкие люди. Люди с синдромом Дауна», но в основном здесь представлены молодые фотографы и даже непрофессионалы, например программист Сергей Румянцев. А приз зрительских симпатий заработал Андрей Калмыков с несколько бесхитростным, но занятным и трогательным репортажем «Один день из жизни лавочки», где зафиксирована ротация «посидельцев» на скамейке в метро. Что ни говори, а людям всегда интересны типажи из окружающей действительности. Фотографу порой достаточно привести в действие спусковой механизм этого интереса.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Ай Вэйвэй построит павильон для галереи Серпентайн
Опальный китайский художник и архитектор Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) вместе со швейцарским архитектурным дуэтом - Жаком Херцогом (Jacques Herzog) и Пьером де Мероном (Pierre de Meuron), спроектирует павильон для галереи Серпентайн в Лондоне, сообщает газета Guardian. Временные павильоны расположенного в Кенсингтонском парке Серпентайна - традиция, заложенная в 2000 году. Строительство всегда поручаетс...
  (читать дальше)

Адвокат Добровинский: не хочу иметь ничего общего с арт-фондами
Специалист по разводам знаменитостей и человек, который решает проблемы крупных корпораций, адвокат Александр Добровинский известен еще и как коллекционер, у которого с десяток серьезных собраний от фарфора и агитлака до ретромобилей. Но главное, Добровинский смог разобраться в закулисье арт-рынка: он рассказал в интервью РИА Новости, почему никогда не станет инвестировать в арт-фонды, с чем связа...
  (читать дальше)

Владимир Путин не принял предложения Ильи Глазунова об ограничении современного искусства
Владимир Путин не будет ограничивать современное искусство, но реализм поддержит – «не социалистический, а просто». Премьер-министр и кандидат в президенты России Владимир Путин на встрече с доверенными лицами, прошедшей в среду, отказался запрещать современное искусство. Предложение поступило от художника Ильи Глазунова: мэтр попросил защитить реализм, который в условиях конкуренции не может про...
  (читать дальше)

Современное искусство ограничивать не нужно, считает Путин
Премьер-министр РФ, кандидат в президенты Владимир Путин против запрета в России современного искусства, но считает необходимым поддерживать такое течение, как реализм. В ходе общения Путина с доверенными лицами художник Илья Глазунов обратился к премьеру с просьбой рассмотреть возможность ограничения современного искусства, поскольку, по его мнению, настоящее, реалистичное искусство не может пр...
  (читать дальше)

Выставка американского авангарда открылась в Римском дворце экспозиций
Выставка "Музей Гуггенхайма: американский авангард 1945-1980" (Guggenheim Collection: The American Avant-Garde 1945-1980), в которую вошло более 60-ти образцовых произведений американского авангарда из постоянной экспозиции музея Гуггенхайма, открылась во вторник в Римском дворце экспозиций (Palazzo delle Esposizioni), сообщает портал Artdaily.org. Выставка отражает ключевые преобразования, прои...
  (читать дальше)

Выставка "За честные выборы" открывается в Paperworks
Галерея Paperworks накануне субботних митингов открывает выставочный проект "За честные выборы", рассказала РИА Новости в пятницу руководитель галереи Елена Баканова. "Современное искусство традиционно очень тесно связано с социальными проблемами, в том числе работает с проблемами общества. Мы не навязываем художникам какие-то темы, с которыми они не работают, в том-то и дело, что решение об орг...
  (читать дальше)

Выставка Жоана Эрнандеса Пижуана в ММСИ
Московский музей современного искусства показывает ретроспективную выставку знаменитого испанского живописца Жоана Эрнандеса Пижуана из собрания московского коллекционера Андрея Герцева. Споры об абстрактном искусстве давным-давно отшумели, и вряд ли сегодня найдется зритель, который заявил бы, что категорически не понимает, зачем и для кого такое искусство существует. Беспредметность стала наст...
  (читать дальше)

Работы Марка Шагала "Библейские сюжеты" впервые выставят в Астрахани
Астраханская государственная картинная галерея имени Павла Догадина впервые для региона откроет 3 февраля выставку одной из значительных графических серий Марка Шагала "Библейские сюжеты", сообщила пресс-служба министерства культуры Астраханской области. "В 1930 году парижский издатель Воллар предложил Шагалу создать серию иллюстраций к Библии, которые были изданы только в 1956 и 1960 годах в Па...
  (читать дальше)

Художник Сафронов подал в суд на девушку за обвинение в изнасиловании
Савеловский суд Москвы назначил на 5 марта слушания по иску о защите чести и достоинства художника Никаса Сафронова, поданному к певице из Ростова-на-Дону Мэри Восканян, обвиняющей его в изнасиловании. Это этом в четверг агентству РАПСИ/rapsinews.ru сообщил адвокат Сафронова Сергей Жорин. По его словам, в иске художник требует признания недостоверной и опровержения информации, распространенной В...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)