среда, 22 февраля 2012 г.

Новые фильмы о contemporary art на Берлинском фестивале

Новые фильмы о contemporary art на Берлинском фестивалеВо все программы Берлинского кинофестиваля 2012 года, кроме конкурсной, вошли фильмы о современном искусстве: были показаны ленты о китайском художнике Ай Вэйвэе, американке Марине Абрамович и российской арт-группе «Война».

Среди угнетаемых меньшинств, на защиту которых встает Берлинале, ежегодно оказываются представители современного искусства. В 2012 году эта тенденция достигла пика: во всех трех основных программах, кроме конкурса, показали по фильму на эту тему. В рамках спецпрограммы прошли два аншлаговых показа документальной картины американки Элисон Клэйман «Ай Вэйвэй: Ни о чем не сожалеть» – увы, без участия самого режиссера, которому как минимум на год запрещено покидать Китай. В «Панораме» показали ленту Мэтью Экерса «Марина Абрамович. В присутствии художника», получившую приз зрительских симпатий по итогам народного голосования; на приеме по случаю премьеры, куда пожаловала сама художница, гостей обязали быть в белом и не разрешили за весь вечер произнести ни слова. Наконец, в молодежном «Форуме» представили работу россиянина Андрея Грязева «Завтра» – документальную хронику жизни и творчества арт-группы «Война», также наделавшую немало шума.

Об Ай Вэйвэе говорили больше всего – плюс к фильму в здании кинорынка была организована его фотовыставка, а в Азиатском музее Берлина показывали более свежую работу скандально известного художника – чайный домик, сложенный из прессованных чайных листьев.

Сама картина – тщательный журналистский портрет человека, позволившего себе вслух критиковать пекинскую Олимпиаду (к организации которой он, как влиятельный интеллектуал, поначалу был привлечен) и предпринявшего независимое расследование причин смертей школьников во время Сычуаньского землетрясения. Архитектурные или скульптурные шедевры Вэйвэя показаны в проброс, биография дана скупо, а критики и кураторы вовсю рассуждают о значимости его фигуры не столько на эстетическом, сколько на общественно-политическом поле. Не понижение ли это статуса человека, признанного в 2011-м самой влиятельной персоной в мире современного искусства? Нет, скорее ответ на вопрос о том, кто он такой, для людей, не погруженных в контекст. Введение в творчество.

Марина Абрамович вроде в представлениях не нуждается, хотя как посмотреть.

Даже в Москве, редком городе, куда после Нью-Йорка приехала легендарная монографическая выставка-ретроспектива, давшая название фильму Экерса, о ней, как выяснилось, многие искусствоведы услышали впервые. Что ж, «В присутствии художника» компенсирует пробелы – кстати, специализирующаяся на арт-мейнстриме компания «Вольга» купила картину для российского проката (они же показывали в России дебютную ленту Бэнкси). Что нужно для того, чтобы сомнительное искусство перформанса было легитимизировано в глазах консервативных зрителей? Всего лишь добавить личной драмы в котел бурлящих радикальных инноваций и рассказать о карьере Абрамович как об истории любви – тем более что ее многолетний творческий альянс с Улаем действительно был такой историей. Первая встреча бывших соратников после многолетней разлуки, последовавшей за знаменитой акцией «Любовники» и разводом на Великой китайской стене, производит впечатление, сопоставимое с эмоциональным эффектом от просмотра качественной мелодрамы.

Есть, однако, в фильме и еще один интересный аспект: документация подготовки и проведения собственно акции «В присутствии художника». В ее ходе Марина сидела с утра до вечера, не двигаясь с места, в центральном зале нью-йоркского МОМА, безотрывно смотря в глаза посетителям выставки, одному за другим, – и так на протяжении трех месяцев. Магическим было не спиритуальное воздействие личности художницы на стороннего наблюдателя, а простой факт ее физического присутствия. Контакт с бабушкой перформанса, впрочем, не осуществлялся в полной мере, поскольку ни прикасаться к Абрамович, ни разговаривать с ней не разрешалось, однако многим хватало и игры в гляделки.

Вот и ответ на вопрос о том, кому и зачем нужны документальные фильмы о современном искусстве:

они не только облегчают коммуникацию среднестатистического потребителя с этой нередко герметичной сферой, но и обеспечивают непосредственное знакомство с художником, моментально переводящее самые абстрактные концепции в постижимую и конкретную плоскость.

Ту же задачу блестяще решает фильм Грязева о «Войне», который успели еще до берлинского показа разругать за недостаточную радикальность и вездесущие российские критики, и сами герои картины. Грязев не пошел по традиционному пути Экерса и Клэйман и обошелся без сторонних экспертных мнений. «Завтра» сделан как дневник питерских арт-активистов, за которыми он со своей камерой следовал на протяжении полутора лет, разумеется, с их согласия. Это единственный из трех фильмов, в котором есть развитие героев и их рецепции зрителем. В первых кадрах – неряшливые неформалы, ворующие продукты в магазинах и живущие хипповской коммуной в старой захламленной квартире, к победоносному финалу они вырастают в настоящих революционеров-заговорщиков, идейных противников режима и врагов государства.

Акция «Дворцовый переворот» дана здесь не как смешной ролик из Youtube, а в действии, обнажена ее внутренняя мотивация и драматургия подготовки.

Напротив, встающий в катарсическом последнем эпизоде «Литейный фаллос» неожиданно для непосвященной публики утверждает окончательный триумф современного искусства над реальностью, как и его выход за пределы специализированного гетто. Эти кадры зал встречал громовыми аплодисментами. И кто после этого посмеет сказать, что адепты contemporary art страшно далеки от народа? Более народное произведение, чем граффити с фаллосом на разводном мосту, невозможно себе и вообразить.

В картине о Марине Абрамович интервьюер задает художнице вопрос, предваряя его долгим предисловием: мол, вас об этом тысячу раз спрашивали… Та перебивает: «Меня напрягает только один вопрос, который мне задают всю жизнь: «Почему это искусство?» Действительно, оскорбительно требовать от художника, чтобы он объяснялся перед зрителем, доказывая свое право считаться художником. Но потребовать объяснений от документалиста, снимающего фильм о современном искусстве, можно. И все, что требуется для адекватного ответа, – отбросить подальше собственные художнические амбиции, чтобы четко рассмотреть свой предмет со стороны и внятно показать его публике.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Завершился 62-й Берлинский международный кинофестиваль
62-й Берлинский фестиваль завершился закономерной победой киностарейшин братьев Тавиани: в отсутствие новых звучных имен награда досталась картине «Цезарь должен умереть». В конкурсе Берлинале не было великих или выдающихся фильмов. В этих условиях жюри под руководством прекрасного британского режиссера Майка Ли вынесло, наверное, единственно возможное компромиссное решение: присудило «Золотого м...
  (читать дальше)

Вуди Аллен получил в США награду за лучший сценарий 2011 года
Американская гильдия сценаристов (Writers Guild of America, WGA) отдала приз за лучшую работу по итогам прошлого года Вуди Аллену (Woody Allen) за "Полночь в Париже" (Midnight in Paris), сообщает в понедельник киноресурс Variety. "Полночь в Париже" - сказка про литературные кафе и путешествия во времени, открывавшая в прошлом году Каннский кинофестиваль, стала самой кассовой картиной Аллена, соб...
  (читать дальше)

"Медведь" на двоих
Церемония награждения 62-го Берлинского кинофестиваля прошла в субботу вечером. Жюри под председательством английского режиссера Майка Ли присудило "Золотого медведя" фильму Паоло и Витторио Тавиани "Цезарь должен умереть". Это остроумная и милосердно короткая (всего 76 мин.) история о том, как реальные мафиози, бандиты и убийцы ставят в тюремном театре шекспировского Юлия Цезаря. Вторая по значе...
  (читать дальше)

Лучшей актрисой жюри "Берлинале" признало Рейчел Мванза из "Мятежницы"
Лучшей актрисой жюри кинофестиваля "Берлинале" признало Рейчел Мванза (Rachel Mwanza) из канадской картины режиссера Ким Нгуйен (Kim Nguyen) "Мятежница" (Rebelle). В субботу вечером лауреатке на сцене "Дворца Берлинале" передали "Серебряного медведя". Лауреатов "Берлинале" в этом году выбирает жюри под руководством британского кинорежиссера Майка Ли. Кроме него, в жюри входят французский режиссе...
  (читать дальше)

Лучшим короткометражным фильмом на "Берлинале" признана картина "Рафа"
Лучшим короткометражным фильмом жюри "Берлинале" признало картину португальского режиссера Жоао Салавиза (Joao Salaviza) "Рафа" (Rafa), "Золотого медведя" в этой номинации режиссеру в субботу вручили на сцене "Дворца Берлинале", передает корреспондент РИА Новости. Лауреатов "Берлинале" в этом году выбирает жюри под руководством британского кинорежиссера Майка Ли. Кроме него, в жюри входят францу...
  (читать дальше)

Приз "Берлинале" за лучшую режиссуру отдали немцу Кристиану Петцольду
Награду кинофестиваля "Берлинале" - "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру присудили Кристиану Петцольду (Christian Petzold) из Германии, передает корреспондент РИА Новости. Петцольд представил на "Берлинале" картину о жизни в ГДР "Барбара" (Barbara). "Большое спасибо, жаль, что отрывки из фильма уже показали, я бы с удовольствием их еще посмотрел", - сказал Петцольд, принимая награду. Лаур...
  (читать дальше)

Лучшим актером "Берлинале" признан датчанин из "Королевского дела"
Награду кинофестиваля "Берлинале" - "Серебряного медведя" за лучшую актерскую игру присудили актеру Миккелю Бо Фёльсгаарду (Mikkel Boe Folsgaard), передает корреспондент РИА Новости. Награду вручила член жюри, актриса Шарлотта Генсбур. Актер снялся в роли Кристиана VII в фильме режиссера Николая Арселя (Nicolai Arcel) "Королевское дело" (En Kongelig Affaere, или A Royal Affair), фильм рассказыва...
  (читать дальше)

Высшую награду "Берлинале" присудили фильму "Цезарь должен умереть"
Высшую награду кинофестиваля "Берлинале" - "Золотого медведя" - присудили картине братьев Паоло и Витторио Тавиани (Paolo Taviani, Vittorio Taviani) "Цезарь должен умереть" (Cesare deve morire), объявил со сцены "Дворца Берлинале" в субботу директор фестиваля Дитер Косслик. В полудокументальной картине братьев Тавиани речь идет о том, как заключенные римской тюрьмы строгого режима пытаются постав...
  (читать дальше)

Актриса Джуди Денч борется с частичной потерей зрения
Британская актриса Джуди Денч призналась, что борется с заболеванием сетчатки глаз, из-за которого она не может вести нормальный образ жизни и больше не в состоянии самостоятельно читать сценарии. Обладательница "Оскара" продолжает активно сниматься в кино. На следующей неделе в прокат выходит фильм с ее участием "Лучший экзотический отель "Мэриголд" о группе пожилых людей, отправляющихся встреч...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)