суббота, 11 февраля 2012 г.

Любовь Орлова между Сталиным и народом

Любовь Орлова между Сталиным и народом

Советский Союз был во многом страной мифов, и одним из таких мифов стали героини народной артистки СССР Любови Орловой. Человеку, который подарил миллионам советских зрителей несколько красивых киносказок о том, что нет другой страны, "где так вольно дышит человек", 11 февраля исполнилось бы 110 лет.

Оказаться в нужном месте и в нужное время

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Физиологи знают, что положительные эмоции способствуют выработке так называемых гормонов счастья, которые подавляют боль и улучшают состояние больных. Таким "гормоном счастья" для советского общества 1930-1940-х годов несомненно были лучшие фильмы Григория Александрова - "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", главным украшением которых стала ослепительно красивая и очень талантливая актриса из скромной дворянской семьи.

Страна надрывалась на бесконечных стройках социализма и беломорканалах, зловещие "воронки" по ночам увозили очередную порцию арестованных "врагов народа", а в кинотеатрах счастливые зрители наслаждались музыкальными комедиями с участием Любови Орловой.

Почему именно она стала главной советской киноактрисой? По мнению кинорежиссера Владимира Наумова, Орлова просто попала в нужное место в нужное время.

"Она была очень красивой женщиной, артистична, талантлива - обстоятельства, которые очень редко сходятся в одном человеке", - рассказал Наумов в интервью РИА Новости. По своей женской ауре Орлова напоминает Владимиру Наумову знаменитую американскую актрису Мэрилин Монро, но при этом он считает Любовь Петровну намного более интересной личностью.

Главный заказчик

Впрочем, говоря о "нужном месте" нельзя забывать и о главном "кинопродюсере" 1930-1950-х годов - Иосифе Сталине, который зорко курировал советский кинематограф, справедливо видя в нем мощный агитационный ресурс. А ресурсу требовался новый киногерой - энергичная и обаятельная личность, весело шагающая в светлое будущее.

Любовь Орлова, которая, вдобавок к своей красоте, отлично играла на музыкальных инструментах, великолепно танцевала и сама выполняла различные трюки, в том числе, акробатические, стала ярким символом нового советского общества.

Неудивительно, что вождь народов сразу же оценил по достоинству ее таланты и изысканный артистизм. В 1934 году, когда был убит Сергей Киров и в стране начал раскручиваться маховик массовых репрессий, у публики появилась развеселая Анюта из "Веселых ребят".

Но родилась самая яркая советская кинозвезда после просмотра "Веселых ребят" лично Генеральным секретарем ЦК ВКП (б). В ходе камерного киносеанса тогдашний нарком обороны Клим Ворошилов сообщил вождю, что уже смотрел фильм и "смеялся до упаду". В ответ Сталин заметил, что "картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали ощущение - точно после выходного дня. Первый раз я испытываю такое ощущение от просмотра наших фильмов, среди которых были весьма хорошие".

Напоследок Сталин заявил, что марш из кинофильма ("Нам песня строить и жить помогает") несомненно пойдет в массы, и отдал распоряжение, чтобы песни из "Веселых ребят" были записаны на граммофонные пластинки.

Невидимые миру слезы

Занимательно отдыхала публика и в дальнейшем. К 1936 году, когда зловещий карлик, нарком внутренних дел Николай Ежов приступил к осуществлению большого террора, а многим репрессированным клеили стандартное обвинение в шпионаже, советский обыватель сострадал бедной американке Марион Диксон из кинофильма "Цирк", которую жестокий импресарио фон Кнейшиц третировал из-за наличия у нее чернокожего сына.

Картина получилась просто гимном доброты и тепла. Особенно ее финал, где простые советские люди передавали друг другу милого негритенка, спасая его от злобного импресарио, и напевали ему на разных языках ласковые колыбельные песни. А самой мощной точкой ленты стала "Песня о Родине" Василия Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского с ее жизнеутверждающим началом "Широка страна моя родная!".

Позднее, в перестроченные годы, этот музыкальный панегирик СССР удостоился от пересмешников пародии: "Я другой такой страны не знаю,//Где так вольно, смирно и кругом!"

В 1938 году, когда уже состоялись расстрельные процессы над троцкистами-зиновьевцами и высшим руководством Красной Армии во главе с Михаилом Тухачевским, на экраны страны вышла "Волга-Волга", где Орлова сыграла, пожалуй, самую знаковую и узнаваемую свою роль - задорную письмоносицу Дуню Петрову по прозвищу Стрелка.

Почти никто не знал, что одному из авторов сценария, Николаю Эрдману, вернувшемуся из ссылки, было запрещено проживать в столице; что оператор Владимир Нильсен, снявший большую часть фильма, был обвинен в шпионаже и расстрелян; а первый муж Орловой Андрей Берзин повторно отправлен в ГУЛАГ.

Все эти невидимые миру слезы обнаружились лишь спустя десятилетия, а тогда фильм был с восторгом встречен широкими трудящимися массами. Остался доволен им и главный заказчик, который в годы войны подарил копию фильма президенту США Франклину Рузвельту. Сама же Орлова удостоилась в 1941 году Сталинской премии за исполнение роли Марион Диксон в "Цирке" и Стрелки в "Волга-Волга".

Эталон стареть не может

"Да, это наивные тексты, но посмотрите, какая энергия, какой чистый глаз, никаких насмешек, народ был счастлив", - рассказал в интервью РИА Новости народный артист РСФСР Валентин Гафт. По его словам, зрители 1930-х воспринимали Орлову как актрису-мечту, а ее фильмы - как рассказ "о великой жизни замечательно красивых, свободных людей, которые строят что-то необыкновенно хорошее, человеческое. И в этом трагедия этого времени".

И в чем-то это личная трагедия Любови Орловой. После смерти Сталина ее ослепительная кинокарьера оборвалась. Потом было всего лишь несколько фильмов, которые современники расценили как неудачные. В итоге, звезда экрана вернулась туда, откуда и пришла в кинематограф - в театр.

По мнению актера и режиссера Василия Ливанова, дело не только в изменении политической конъюнктуры. В интервью РИА Новости он подчеркнул, что каждое время выдвигает свое собственное представление о женской красоте, главным выразителем которого является кино.

"Она не была актрисой, которая играла разные роли. Она всегда была собой, кого бы ни играла. Ее ждали, такую Орлову, эталон женской красоты. А эталон стареть не может", - рассказал Ливанов.

Красивые, но наивные сказки повзрослевшему зрителю были уже неинтересны, а актриса-мечта уже была не той, прежней. Заканчивалось ее время, наступало бессмертие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Любовь Петровна Орлова. Биографическая справка
11 февраля исполняется 110 лет со дня рождения актрисы Любови Орловой. Народная артистка СССР, актриса театра и кино Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля (29 января по старому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Отец будущей советской кинозвезды, Петр Федорович Орлов, служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, происходила из старинного дворян...
  (читать дальше)

Венсан Кассель и Леа Сейду появятся в фильме "Красавица и чудовище"
Звезда французского кино Венсан Кассель и молодая актриса Леа Сейду станут главными героями в фильме Кристофа Гана "Красавица и чудовище", экранизации знаменитой одноименной сказки Жанны-Мари Лепренс де Бомон, сообщает в пятницу издание Empire. "Эта картина даст волю фантазии. Хотя в своем рассказе я буду придерживаться того же пути и характеров, что и в оригинальной версии сказки, я удивлю зрит...
  (читать дальше)

Учитель, Сокуров и Бакурадзе получили российско-немецкие киногранты
Победителями тендера на разработку совместных российско-германских кинопроектов стали Александр Сокуров, Алексей Учитель, Бакур Бакурадзе, Александр Стриженов и узбекский режиссер Элла Ваккасова, сообщили РИА Новости в пятницу в Фонде кино. Российский Фонд кино объявил осенью прошлого года тендер на разработку совместных российско-германских кинопроектов в кооперации с тремя немецкими организаци...
  (читать дальше)

Алексей Учитель приступает к экранизации Прилепина 20 февраля
Алексей Учитель ("Мания Жизели", "Прогулка", "Край") 20 февраля приступает к съемкам нового фильма - экранизации повести Захара Прилепина "Восьмерка", превращенной в сценарий Александром Миндадзе, сообщил РИА Новости в пятницу сам режиссер. Он отметил, что будет в картине еще и сопродюсером. Помимо Учителя, проект продюсируют Сергей Сельянов (СТВ) и глава Первого канала Константин Эрнст ("Дирекц...
  (читать дальше)

Фильм режиссера Бархатова о любви и атомной энергии выходит 15 марта
Кинодебют оперного режиссера Василия Бархатова под названием "Атомный Иван" выходит в прокат 15 марта, сообщили РИА Новости в компании "Телесто", выпускающей картину. Первоначально фильм должен был называться "Неделимое", его съемки завершились в августе 2010 года, а премьера намечалась на весну 2011-го, однако, как объяснили в "Телесто", монтажно-тонировочный период затянулся: выработка общего ...
  (читать дальше)

Сюжет нового фильма Ларса фон Триера обнародован на Берлинале
Синопсис нового фильма Ларса фон Триера "Нимфоманка", главную роль в котором сыграет Шарлотта Генсбур, обнародован в пятницу на Европейском кинорынке, проходящем в рамках фестиваля Берлинале, сообщает портал Slashfilm. Главную мужскую роль в картине может исполнить Стеллан Скарсгард, сыгравший главного героя в шведском фильме "Девушка с татуировкой дракона". Новый фильм Триера повествует об эро...
  (читать дальше)

Судьба "Ленфильма" может решиться в течение месяца
Правительство должно в течение ближайшего месяца рассмотреть концепции развития "Ленфильма", сообщил РИА Новости председатель совета директоров студии Эдуард Пичугин. Старейшую в стране киностудию планировалось превратить в акционерное общество с 25-процентной долей государства и влить в структуру холдинга "Система Масс-медиа" (СММ), входящего в АФК "Система", однако после того, как Александр Со...
  (читать дальше)

Сценарист фильма "Король говорит!" пишет для Лунгина "Пиковую даму"
Дэвид Сайдлер (David Seidler), получивший "Оскара" за сценарий к фильму Тома Хупера "Король говорит!", напишет осовремененную версию "Пиковой дамы" для фильма Павла Лунгина, сообщил РИА Новости в пятницу продюсер проекта Федор Бондарчук. Известно, что картина будет называться "Дама пик", но подробности сюжета пока не раскрываются. "Сайдлер пишет, Павел Семенович с ним работает, денег нет. То ес...
  (читать дальше)

КНР создает государственный кинофонд с голливудским участием
Китай создает государственный кинофонд, который займется совместным производством с Голливудом, сообщает в пятницу киноресурс Variety. Китай является одним из самых быстрорастущих кинорынков: его объем по итогам 2011 года превысил 2 миллиарда долларов, что всего в пять раз меньше североамериканской суммы, хотя еще в 2003 году совокупный бокс-офис едва доходил до 150 миллионов долларов. Выручка п...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)