суббота, 18 февраля 2012 г.

Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А.П.Чехова

Пресс-показ спектакля "Каренин" в МХТ им. А.П. Чехова

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" - специально для РИА Новости.

На Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова, в пространстве даже не малой, а совсем малой сцены поставили пьесу Василий Сигарева "Каренин" – трагикомедию по мотивам романа Льва Толстого "Анна Каренина". Признаться, для меня так и осталось загадкой, зачем этому талантливому уральскому драматургу понадобилось обращаться к ремейку? Делать инсценировку, которая бы воссоздала биографию Каренина, скорей всего, Сигареву было неинтересно. Однако драматург и не дает современной версии событий, не старается найти новый типаж Каренина сегодняшнего дня. Скорее, перед нами сочинение на свободную тему.

Время действия у Сигарева – и век XIX, и век ХХ, и век XXI. Что происходит с государственным мужем, жена которого ему изменяет? Каков государственный чиновник дома? Сначала ревность разрушает его, потом рефлексия лишает цельности, заставляя опрокинуть все сложившиеся до того понятия о приличии, о достоинстве, наконец, о религиозных установлениях.

Это смущение духа приводит к тому, что Каренин теряет какие-либо представления о должном, и не знает сам про себя, что же он сделает и как поступит в следующую секунду своего существования. Каренин, обманутый Анной, сначала жаждет реванша и отбирает у нее сына Сережу. Однако, когда Анна оказывается при смерти при родах дочери от Вронского, Каренин, навещая ее, уступает мольбам жены. Над ее телом муж и любовник мирятся под давлением Анны, которая вынуждает их пожать друг другу руки. Это выглядит не комично, и не трагично, скорее двусмысленно Каренин (Дмитрий Шевченко) и Вронский (Харалд Росенстрем) действуют не по долгу христианского смирения. Тело Анны (Светлана Мамрешева), зажато рукопожатием двух соперников и, кажется, она приглашает участников драмы к любви втроем.

Режиссер Виестурс Мейншанс ставит историю из жизни госчиновника, который женился на молодой женщине. Каренин в спектакле не старик, но он заметно старше своей жены. Он принадлежит к тому типу мужчин, которые простодушно думают, что если муж и жена живут в браке, то потребности ходить на сторону нет. В глубине сцены во всю ширину за пластиковой стеной идет коридор. Это дача Карениных. На стене висят огромные оленьи рога – недвусмысленный знак семейного положения Каренина. Жизнь его складывается из работы и дома, причем дома он тоже на работе. Начинается спектакль с того, что государственный муж читает документы и, благодаря современной технике, превращает прошения в бумажную стружку, которой завалено все пространство сцены.

Появляется Анна в вызывающем костюме. Под черным гипюровым платьем видно черное белье из бутика типа "Дикая Орхидея". В этой Анне нет драмы, в ней даже нет страсти. Кажется, Вронский не первый соблазнитель в ее жизни. Она равнодушно отметает ревностные вопросы Каренина, его жалкие мольбы оставаться ему верной. Кажется, она привыкла его обманывать, оставлять в кабинете одного, удаляться в спальню в желанном одиночестве. Муж – просто предмет обстановки. Она даже не столько врет Каренину, сколько цинично говорит то, что муж хотел бы услышать, только бы отвязался.

Почему-то Вронский в спектакле говорит с акцентом. Он уж точно не блестящий русский офицер. Скорее, это – смазливый мальчонка, которого богатая дама подцепила в каком-то полу элитном клубе. Кажется странным, что из-за него разгорелся в семействе Карениных весь сыр-бор.

В спектакле Сережу играет мальчик Артем Фадеев. Ребенок очаровательный, но испытываешь какую-то неловкость оттого, что во взрослой истории с изменами задействован милый мальчик. Юный актер разговаривает с отцом о матери, ему поручены весьма пространные диалоги, которые не всегда слышны. И такая достоверность не способствует доверию к театральному повествованию, разрушает сценическую иллюзию.

Доктор, действующий в пьесе, почему-то в спектакле превращен в двух медсестер угрожающего вида. И осмотр у врача, в котором пациента Каренина допрашивают о его мужских физических возможностях, в спектакле ведется этими медсестрами, место которым в сумасшедшем доме, где их крепкое телосложение помогло бы вязать буйных. Они же изобразят почему-то и попов, когда будет отмечаться Христианская Пасха. Что сей режиссерский ход означает? Весь ли этот мир от больницы до церкви – прибежище сумасшедшего дома? Или все эти институции ложные и помощи сломленному Каренину ждать неоткуда?

Дмитрий Шевченко играет Каренина по-своему убедительно. Его персонаж раздавлен, слаб и хватается за соломинку. Когда он приходит к мысли о христианском всепрощении, то на самом деле, нет в этом открытия для его души простой религиозной истины. Ему нужно оправдать этими истинами свою слабость, свою беспомощность, неспособность вернуть Анну.

Еще одно действующее лицо этой трагикомедии Лидия Ивановна блестяще сыграна Полиной Медведевой. Эта наперсница брошенного Каренина любит действовать именем Бога. Но чем больше она обличает Анну и хлопочет за Каренина, тем больше подспудно растет лицемерие и ханжество. Одной рукой крестимся – другой поправляем воротничок, бьем поклоны и тут же подглядываем за ближними. Такая порода живет с восторгом по отношению к самим себе, восхищается несуществующими в себе добродетелями, а на деле просто хочет замуж, и выбрала уже себе Каренина.

Ее наносное христианство есть лишь весьма грубая маскировка человеческой подлости. Но такая Лидия Ивановна при внешнем изяществе – железобетонная, непрошибаемая дама, которая никого не пожалеет и никого не простит. Она сама практически делает предложение Каренину, которое тот, пугаясь и стыдясь, отвергает. Но Лидии Ивановне все нипочем, с нее, как с гуся вода, – отряхнулась, и пошла дальше проповедовать христианские добродетели.

Этот спектакль о слабом человеке, который был отцом, мужем, но в одночасье перестал быть и отцом, и мужем. Вернуть семью невозможно, как и оставаться никем. Этот вопрос задается в начале спектакля, остается таковой и в конце.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.

18:5317/02/2012На Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова, в пространстве даже не малой, а совсем малой сцены поставили пьесу Василий Сигарева "Каренин" – трагикомедию по мотивам романа Льва Толстого "Анна Каренина". Признаться, для меня так и осталось загадкой, зачем этому талантливому уральскому драматургу понадобилось обращаться к ремейку?>>

Все поля обязательны для заполнения!

Комментарий отправлен и будет открыт после премодерации.

Посмотрите, что еще обсуждают >>

Поля, помеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Чета Медведевых поздравила с юбилеем драматурга Евгения Гришковца
Президент России Дмитрий Медведев поздравил с 45-летием артиста и драматурга Евгения Гришковца, отметив, что его моноспектакли всегда становятся событием в культурной жизни страны, сообщил в пятницу сайт Кремля. "Многогранный талант и большая творческая энергия позволили Вам состояться как писателю, режиссёру и актёру"- написал президент. Медведев отметил, что его супруга Светлана присоединяетс...
  (читать дальше)

Выставка о легендарных балетах Дягилева впервые открылась в Мадриде
Выставка "Русские балеты Дягилева 1909/1929. Когда искусство танцует с музыкой" открылась в пятницу в выставочном центре "Кайша Форум" в Мадриде, передает корреспондент РИА Новости. Экспозиция посвящена русскому театральному и художественному деятелю Сергею Дягилеву и созданной им легендарной балетной компании, без которой невозможно было бы понимание эволюции танца в 20-м веке. Она представляет...
  (читать дальше)

Татьяна Николаевна Голикова. Биографическая справка
Известная балерина, народная артистка РСФСР, педагог-репетитор Большого театра Татьяна Голикова, скончалась в пятницу на 67-ом году жизни. Балерина, Народная артистка РСФСР, педагог-репетитор Большого театра Татьяна Николаевна Голикова родилась 14 октября 1945 года в Выборге. В 1965 году окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где ее пе...
  (читать дальше)

Коллеги и ученики вспоминают балерину и педагога Татьяну Голикову
Известная балерина, народная артистка РСФСР, Татьяна Голикова, скончавшаяся в пятницу на 67-м году жизни, была прекрасным педагогом, женственной и тонко чувствующей музыку балериной, сказали РИА Новости ее ученики и коллеги из Большого театра. "Мне очень горько говорить сегодня, потому что Танечка - моя одноклассница, мы учились в параллельных классах и вместе окончили Московское хореографическо...
  (читать дальше)

Евгений Валерьевич Гришковец. Биографическая справка
17 февраля писателю и драматургу Евгению Гришковцу исполняется 45 лет. Писатель, драматург и музыкант Евгений Валерьевич Гришковец родился 17 февраля 1967 года в городе Кемерово. В 1984 году он поступил в Кемеровский государственный университет на филологический факультет, но учеба была прервана призывом в армию. Три года он служил на Тихоокеанском флоте. В 1990 году Гришковец окончил филологич...
  (читать дальше)

Гришковец отметит 45-летие в компании давно не видевшихся друзей
Писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец отметит в пятницу 45-летие так же, как и все дни рождения за последние 10 лет - в кругу друзей, съехавшихся из разных уголков России, чтобы послушать отрывки из новых произведений юбиляра в его исполнении. "Вообще, я не ощущаю, что 45 лет - это какой-то юбилей. Так, дежурный день рождения. Уже десятый год в день рождения я делаю одно и то же - собираю...
  (читать дальше)

Суд разрешил Kodak разорвать контракт с театром, где вручают "Оскары"
Американский суд разрешил компании Kodak досрочно расторгнуть спонсорский контракт с голливудским театром, в котором проходят церемонии вручения премий "Оскар", сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс. Компания Eastman Kodak Co. в настоящее время находится на грани банкротства. В связи с этим ее представители обратились в суд с просьбой разрешить им досрочно расторгнуть спонсорский контракт, заключ...
  (читать дальше)

«Берлуспутин» в Театре.doc
Театр.doc отметил свое десятилетие постановкой «Берлуспутин» режиссера Варвары Фаэр по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Спектакль начинается вполне прозаично. На сцене обсуждают детали предстоящей работы актриса и режиссер (актеры Евдокия Германова и Сергей Епишев). Фильм, в котором будет сниматься Германова, вызывает ощущение, что его создатели немного не в себе: Берлускони погиб, Путин р...
  (читать дальше)

Моисеевский ансамбль даст первый концерт в честь своего 75-летия
Всемирно известный Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева в четверг даст первый из трех концертов в честь своего 75-летия, сообщила РИА Новости директор коллектива Елена Щербакова. Первые два концерта Театра танца, как называют моисеевский ансамбль в мире, пройдут 16 и 17 февраля на "родной" сцене зала имени Чайковского, где Моисеев поставил все свои произвед...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)