среда, 29 февраля 2012 г.

Интервью с профессором МАрхИ Натальей Душкиной

Интервью с профессором МАрхИ Натальей ДушкинойПрофессор Наталья Душкина рассказала «Парку культуры» о будущем «Детского мира», настоящем стадиона «Динамо» и о том, как обращаются с наследием ее великого деда – Алексея Душкина, построившего знаменитую высотку на Красных воротах и лучшие станции московского метро.

В череде скандалов с памятниками архитектуры, произошедших в Москве за последние годы и вызвавших бурные дискуссии, одним из самых авторитетных был голос Натальи Душкиной – профессора МАрхИ, историка архитектуры, специалиста по теории консервации и эксперта по архитектурному наследию ХХ века. Последняя из таких дискуссий еще продолжается – по поводу реконструкции универмага «Детский мир», построенного в 1957 году по проекту деда Натальи, великого советского архитектора-конструктивиста Алексея Душкина. В разговоре с «Парком культуры» эксперт рассказала о том, сколько еще простоит здание на Лубянке, в чем разница между Лужковым и Собяниным и о том, кто эффективнее в защите памятников – общество или государство.

Детский мир

- Наталья Олеговна, наши корреспонденты побывали в «Детском мире», и руководитель проекта реконструкции Иван Виноградов сетовал на то, что, раскрыв стены, строители пришли в ужас. Мол, «все держится на деревянных столбах, кирпичная кладка из разных кирпичей, все отваливается».

- Это риторика, обращенная к журналистам. Можно показывать дыры от кирпичей — вынуть, например, вентиляционный короб, и сказать, что это не дыра от короба, а дыра в здании.

- У движения «Архнадзор» есть версия, что собственники и строители специально привели здание в ужасное состояние, чтобы показывать журналистам, как все безнадежно.

- Решать, в аварийном состоянии находится здание или нет, должны не строители или журналисты, а эксперты. «Детский мир» – памятник регионального значения. Экспертизу проводили — на деньги банка ВТБ, который выступает девелопером и инвестором одновременно, и может быть заинтересован в получении определенных результатов. Однако при этом официального заключения о том, что здание находится в аварийном состоянии и подлежит сносу, нет.

Разборку ведут, по существу, без должного укрепления стен, которое необходимо было заранее запроектировать. В «предмет охраны» (то есть своеобразный паспорт памятника архитектуры, где перечислены все подлежащие охране детали памятника – Парк культуры) не включены материалы стен — там только рисунок фасада, габариты. До сих пор нет и утвержденного архитектурного проекта реконструкции…

- Глава Москомнаследия Александр Кибовский обещал, что проект будет в апреле.

- Хорошо, но такого не бывает ни в одной цивилизованной стране мира. Пока нет проекта, нельзя давать разрешение на разборку, к тому же – памятника.

- Скажем честно, на момент начала реконструкции «Детский мир» не был удобным и современным зданием в плане внутреннего устройства.


- А мы никогда не говорили о полной консервации. Но грамотно разработанный «предмет охраны» предписывает сохранить наиболее ценное в сооружении, что и было сделано изначально. А это, прежде всего, центральный зал, символизирующий то, чем есть «Детский мир». В этих словах может быть заключено много понятий. Знаменитый зал-атриум (ему, по мнению ряда экспертов, угрожает едва ли не наибольшая опасность – Парк культуры) задумывался как «мир» — мир детства, мир, к которому устремилось государство, понесшее колоссальные потери во время войны. Это и знак оттепели — страны, которая сняла железный занавес, города, в который приехал веселый международный фестиваль в 1957 году.

Вторая ценное место в здании — парадный вход со стороны Лубянки. Три арки, высокие, многопролетные. При новом собственнике они оказались заложены стеклом для увеличения торговых площадей. Выигрыш получился нулевой, но арки и фасад оказались изуродованными. Идущие сейчас разговоры об очередях, потных спинах и духоте, бывших следствием вечного советского дефицита, наложили на здание печать вины за то, что в нем происходило. Но весь для установки кондиционеров, нового оборудования, что делается в исторических зданиях мира, их не ломают!

Надо было сохранить эти две ценные зоны и внешние стены, декоративное убранство, с которыми связан дух места и стиль эпохи. Ведь трещины, которые показывают журналистам — во внутренних стенах. Но ведь в каркасном здании, каковым является «Детский мир», собственно план — свободный, его можно менять, приспосабливая к современным нуждам. Если бы все было грамотно отреставрировано, а то, что сохранять не обязательно — реконструировано, здание не потеряло бы свою ценность, как это происходит сейчас. Пока все идет по самому худшему сценарию. Не пощадили, раскрыли контур – то есть, сняли крышу, – в мороз минус 15-20 градусов. Все наполнилось холодным воздухом, снегом. Достаточно немного воды — и все.

- Какие перспективы у этого здания, с вашей точки зрения?

- Есть такая перспектива, что если внешние стены не смогут удержать, то здание сложится. Я говорила с Соломоновым (Владимир Соломонов, заведующий лабораторией НИИ бетона и железобетона – Парк культуры), который восстанавливал после пожара Останкинскую башню, Белый дом, КАМАЗ — у него колоссальный опыт. Он осматривал весь «Детский мир» до закрытия на реконструкцию, и утверждает, что это здание первого класса строили с запасом прочности на сто лет. Это режимный объект, стоящий рядом с КГБ, над станцией метро, строился под непосредственным контролем Микояна и Фурцевой.

Вообще, архитектор Душкин всю жизнь возводил объекты высочайшей инженерной сложности. Он построил высотку у Красных ворот, пять станций московского метро, отвечал за подземелье города, был главным архитектором Метрогипротранса до 1967 года.

- Какие срочные меры, как вам кажется, могли бы спасти ситуацию с «Детским миром»?

- Сформировать независимую экспертную комиссию – на государственные деньги, а не на деньги инвестора. Грамотно определить «предмет охраны», и только после этого начинать работы. Остановить работы, собрать комиссию, дать экспертам решить, что делать дальше – это важно сделать даже сейчас, когда уже много сделано.

…И далее со всеми остановками

- Что сейчас происходит с другими проектами Душкина – например, с реконструированной «Маяковской»?

- Имеются большие утраты на поверхности вестибюля. Например, срублена мраморная облицовка путевых стен, а в этом не было никакой необходимости. Ее делали мастера-мозаичисты под руководством Душкина и Дейнеки, а срубили за пару ночей — отбойными молотками.

Далее, станция очень текла – и при реконструкции воспользовались методом заполнения пустот, по которым шла вода, химическим составом. Помню, как критиковала этот метод Нина Алешина, построившая 19 станций метро и до Николая Шумакова бывшая главным архитектором Метрогипротранса: «химия коварна». Никто не знает, как поведет себя химический состав на глубине 35 м — материал, которым укрепляют цоколи зданий и подвалы под такими нагрузками может подвергнуться сдавливанию и слеживанию. Как его оттуда в этом случае вынимать? Надо было сначала разработать инженерный проект по отводу воды, полностью осушить станцию, и только тогда менять наружный материал, да и то там и тогда, где это жизненно необходимо. Ведь когда отремонтировали первые семь пролетов — станция потекла, потекла по новому материалу облицовки колонн через месяц. Так что во многом, подлинность и красота этой станции утрачены.

- Но ведь с высоткой на Красных воротах все не так плохо?

- С точки зрения устойчивости – да, не так плохо: высотный дом стоит над станцией глубокого заложения. Но - за ним плохо следят, а это тоже памятник. Наружные пандусы на главном фасаде разваливаются, отлетает гранитная облицовка. Кстати, верхний вестибюль метро течет годами, разрушая лепнину и наклонный эскалаторный ход. В вестибюле самой башни много утрат — исчезли некоторые элементы оригинального декора, все алюминиевое литье покрасили краской...


Ровно то же, кстати, происходит на станции «Новослободская». Там ведь, как и колонны на «Маяковской», было новаторство – Душкин хотел показать каркас оголенным. Это был его принцип при строительстве метро: продемонстрировать красоту работающей стальной конструкции.

А «Маяковская» вообще — первая в мире колонная станция глубокого заложения. Обычно используются толстенные пилоны — а тут тонкие колонны, не чувствуется колоссальная тяжесть земли. На «Новослободской» при реставрации витражей было утрачено много старинного витражного стекла, его заменили крашеными стекляшками – да еще закрепили негерметично, собирается пыль, стекла почернели. С некоторых витражей теперь смотрят лица, как будто покрытые пятнами оспы.

- Алексей Николаевич строил в других городах – как там обращаются с его наследием?

- Как раз вчера был звонок: есть ли у вас чертежи Сочинского вокзала? Оказывается, начинается реконструкция — естественно, к Олимпиаде. Прекрасный вокзал в Сочи — памятник, символ города: он на открытках, марках, сувенирных тарелках. Итак, внутри боковых крыльев сохранены только потолки; на стенах много утрат, произведен евроремонт. Изящные внутренние дворики собираются перекрывать стеклянными колпаками – это на юге!

Городская власть…

Вернемся в Москву – здесь сменилась городская администрация. Как по-вашему, ситуация с охраной архитектурного наследия в столице стала лучше?

- То, что видим сейчас, - это развитие лужковской системы. Да, было сделано много благих и важных заявлений. Но то, что сейчас происходит в городе, полностью опрокидывает весь тот позитив, который был наработан за последний год, в том числе органами охраны наследия. Возможно, Собянин и хотел бы делать что-то иначе, но ему не дают. С начала «эпохи Собянина» разрушено и снесено 14 объектов.

Очень показательна история со стадионом «Динамо». Сейчас, сломав большую часть стен, остановились у портиков, где сохранились барельефы выдающегося советского скульптура Сергея Меркурова. Если бы не заговорили об этих барельефах, снесли бы, наверное, все полностью. Сейчас в официальном пресс-релизе, распространенном инвестором ВТБ, говорится о реставрации стен с барельефами. Сообщают о том, что стены — не подлинные, 1930-х годов, а перестроенные во время реконструкции стадиона к Олимпиаде 1980 года. Возникает вопрос: как же при этом на них сохранились барельефы? Глядя на эти прекрасные скульптурные композиции, могу сказать, что это не копии, сделанные к 80-му году.

Сейчас мэр города уверяет, что они были демонтированы и потом навешены на новые стены. В 1987 году, когда стадион ставился на государственную охрану, такой информации не было: «Динамо» был признан памятником как целостное законченное произведение со всем внутренним пространством. Даже если предположить, что была докомпановка стен новым материалом, – это нормальная реставрационная практика. Теперь что, можно начинать сносить, к примеру, все воссозданные сооружения, поскольку они «не подлинные»?

- А неужели нельзя определить, перекладывали стены или нет?

- Определять это должна независимая комиссия. Даже сейчас, придя уже к руинам, специалисты могли бы посмотреть и определить, в какой степени в заключении предыдущей (оплаченной девелопером) экспертизы написана правда, а не изложены «факты», обслуживающие интересы заказчика. Только после этого эксперты — а не журналисты или общественные и государственные деятели — могут решать, как быть с памятником дальше.

За последнее время произошло еще одно важное событие: открыли гостиницу «Москва». Все, кто был там, несколько шокированы. Во-первых, не осталось никаких «обещанных» воспоминаний о ее интерьерах. Во-вторых, качество сооруженных пространств — ничтожно. Полностью растерзали живой, полноценный памятник эпохи. Судьба «Детского мира» поставлена на кон — с возможностью того же самого результата.

… и общество

- В Москве есть две градозащитных организации, государственная – Москомнаследие, и общественная - «Архнадзор». Как вам кажется, они как-то влияют на положение дел с архитектурными памятниками в городе?

-«Архнадзор» влияет, и очень сильно. Предаются огласке все факты вандализма, идет снабжение информацией СМИ — настоящая гласность в отношении наследия. Общество начинает понимать, как далеко зашло дело, какое наследие мы теряем и каким именно образом. «Архнадзор» влияет и на нормативную деятельность, законодательство. Его представители входят в ряд важных советов на федеральном и городском уровнях — в Общественную палату, рабочую группу комитета по культуре Госдумы. Широкое освещение проблем памятников в прессе, публичные акции, которые регулярно проводит «Архнадзор», реально влияют на принятие решений на московском уровне. Та градостроительная политика, которая была оглашена Собяниным, включая запрет на разрушение зданий в пределах третьего кольца, на строительство торговых и офисных центров в историческом ядре — можно продолжать — многие решения, которые принимала Москомархитектура, не обошлись без влияния «Архнадзора». Я уже не говорю о его ключевой роли в эпопее «отказа в доверии» Лужкову, в том числе, за развал исторического центра.

Москомнаследие в ряде направлений действует совместно с «Архнадзором». Но это ведомство, к сожалению, не может последовательно идти вперед до получения действительно значимых результатов – оно испытывает колоссальное давление со стороны коммерческого лобби. Его деятельность все чаще стала сводиться к «интеллектуальному» осмыслению тех лазеек, которые существуют в законодательстве.

В тоже время, в последний год в рамках Москомнаследия действует совет по «предмету охраны», возглавляемый Андреем Баталовым. Совет отслеживает проекты и определяет необходимые параметры охраны для «удержания» памятников — мне кажется, что постепенно это направление стало выправляться. Вандальные «предметы охраны» — по тому же «Детскому миру», например, были приняты раньше, во время лужковской администрации. Однако многочисленные письма, ходатайствующие о пересмотре предмета его охраны, так и остались без ответа, покрывая разрушения здания.

Кроме того, наметилась еще одна крайне опасная тенденция – массовое продвижение Москомнаследием концепции «достопримечательного места». Берется, например, крупный городской ансамбль, официальный памятник – и переводится в статус так называемого «достопримечательного места». На наших глазах памятник регионального значения, стадион «Динамо», был переведен в разряд достопримечательного места, минуя необходимые ступени экспертизы — это факт. Секрет прост: на памятнике можно вести только ремонтно-реставрационные работы, а статус достопримечательного места позволил превратить его в объект капитального строительства.

Если дальше события будут развиваться так, как происходит с «Динамо», можно говорить, что под Москву заложена бомба замедленного действия. Печальная участь ждет ВВЦ, возможно и парки Москвы. Ростки этого подхода обнаружились в последние дни. Было объявлено, что пять тысяч зданий в историческом центре имеют деревянные перекрытия. Возрождается концепция Лужкова о том, что все здания с деревянными перекрытиями должны быть реконструированы. Опрокидываются перекрытия, гибнут интерьеры. Второе — заявлено о том, что около 400 зданий в пределах Бульварного кольца находятся в изношенном состоянии более чем на 50%. То есть, они будут признаваться аварийными и превращены в объекты капитального строительства. Грядет тотальная перестройка, в том числе и статусных памятников.

Что делать, и кто будет это делать

- Как быть в этой ситуации? Нужен новый закон о культурном наследии?

- Нет. Достаточно соблюдения имеющегося законодательства. Нынешний закон не плохой, он весьма строгий – строже, чем другие европейские законодательства. Но наши законы соблюдаются плохо, за нарушения никого не наказывают. В других странах человек за разрушение памятника может сесть в тюрьму. В нашем уголовном кодексе 273 статья предусматривает наказание, в том числе тюремное заключение от 2 до 5 лет. При этом в стране огромное количество объектов понесли невосполнимый урон — и никто не наказан. А это — знак бизнесу и девелоперу о том, что можно вновь идти в наступление на исторические здания.

- Вы работаете в МАРХИ. Как вы считаете, из нынешних студентов вырастут архитекторы и чиновники, при которых будут строиться новые здания, но и памятники архитектуры будут любовно сохраняться?

- Сейчас в МАРХИ студентам в этом плане дают недостаточно знаний. Не существует специальной дисциплины для студентов всех архитектурных специальностей, рассказывающей, что есть культурное наследие, как его сохранять. Сейчас такой курс преподают только на кафедре реставрации — а их человек 20 максимум. Только в два последних года наметились изменения к лучшему. Готовится новая программа с рабочим названием «Сохранение наследия в условиях развития современной архитектуры». Она рассчитана на широкое ознакомление студентов-архитекторов всех специальностей с основными положениями теории и практики консервации в стране и за рубежом, с охранным законодательством и т.д. Подготовлен курс и по москвоведению – большинство выпускников остается работать в городе, который, как оказывается, они не всегда знают. Думаю, в течение ближайших 5-7 лет ситуация с кадрами все же изменится в лучшую сторону.

- А в целом по ситуации с памятникам в городе – каков ваш прогноз?

- Все грустно. И дело не только в разговорах о памятниках, о культурно-исторических утратах... Сейчас постоянно обсуждается тема: как Москву превратить в туристический объект, как повысить ее капитализацию? В этом деле реставрация, сохранение подлинности сооружений — крайне важны. В перспективе стоимость памятников растет, а это и есть реальный экономический ресурс города. История и культура дорого стоят: люди едут туда, где они могут увидеть то, чего у них нет. И хотят видеть подлинные вещи. В Лас-Вегас, где выстроена поддельная Венеция, едут развлечься и потратить деньги. Но смотреть настоящую Венецию едут в Венецию. Когда рушат то, что есть подлинного и «собственного» в Москве, город перестает быть интересным для посещения. Теряется связь поколений, уходят национальная, культурная, историческая ценность. Словом, золотым для архитектуры наш век вряд ли когда-нибудь назовут. Разве что золотым — по скорости и количеству алчно заработанных денег.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Другие новости культуры и искусства":

Фотолетопись российской дипломатии представлена на выставке в Москве
В Центре международной торговли в Москве во вторник открылась фотовыставка официального фотографа МИД РФ Эдуарда Песова "Кадры". На открытии присутствовали министры иностранных дел России Сергей Лавров, бывший министр иностранных дел Игорь Иванов, экс-премьер-министр РФ и экс-глава МИД России Евгений Примаков, заместитель председателя комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев...
  (читать дальше)

Рогозин не связывает проблемы ракетно-космической отрасли с коррупцией
Проблемы, наблюдаемые в ракетно-космической отрасли РФ в последний год, не связаны с коррупцией, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ОПК. "Хочу сказать, что проблемы, связанные с ракетно-комической техникой, не имеют какого-то ярко выраженного коррупционного измерения",- сказал Рогозин, выступая в рамках "правительственного часа" в Госдуме. По его словам, они вызв...
  (читать дальше)

У правой ноги Анджелины Джоли появился собственный Twitter
Правая нога Анджелины Джоли завела собственный микроблог в сети Twitter, сообщает Hindustan Times. Этому способствовало поведение актрисы на красной ковровой дорожке "Оскара", пишут СМИ. Позируя перед фотографами, Джоли отставляла правую ногу, демонстрируя всем высокий разрез на своем черном бархатном платье от Версаче. Подробнее о 84-ой церемонии вручения премии "Оскар" >> Ее нога так по...
  (читать дальше)

Пожарные стараются защитить интерьеры горящего в Петербурге дворца
Пожарные стараются защитить от воды исторические интерьеры петербургского дворца князей Белосельских-Белозерских, где во вторник днем вспыхнул пожар, сообщает пресс-служба городского управления МЧС РФ. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код Дворец Белосельских-Белозерских - один из самых заметных памятников архитектуры, расположенных на Невском проспекте. В здании, пос...
  (читать дальше)

Медведев требует определить сроки увеличения зарплат в школах искусств
Президент России Дмитрий Медведев потребовал от губернаторов в кратчайшие сроки определиться, когда и на сколько они смогут поднять зарплаты педагогам в детских школах искусств. Министр культуры Александр Авдеев на заседании президиума Госсовета в понедельник высказал озабоченность положением дел в детских школах искусств и посетовал, что половина регионов не ответили на вопрос его ведомства о т...
  (читать дальше)

Вилла Шанель La Pausa на Французской Ривьере выставлена на продажу
Летняя резиденция Коко Шанель и второго герцога Вестминстерского, Хью Ричарда Гросвенора La Pausa, расположенная на Французской Ривьере, выставлена на продажу за 50 миллионов долларов, сообщается на сайте Sotheby`s International Realty. Дом с видом на Средиземное море, садом в четыре гектара с жакарандовыми деревьями, оливами и мимозой принадлежал Шанель с 1929 по 1953 годы. Его проектировал аме...
  (читать дальше)

Могилу Уитни Хьюстон охраняют от мародеров
Могилу Уитни Хьюстон, скончавшейся в собственном гостиничном номере в Беверли-Хиллз 12 февраля и похороненной 18 февраля в Ньюарке, приходится охранять от поклонников и грабителей, так как певицу похоронили в золоченом гробу, золотых туфлях и бриллиантовых украшениях общей стоимостью под 500 тысяч долларов, сообщает в пятницу The Daily Telegraph. По данным газеты, семья Хьюстон наняла вооруженну...
  (читать дальше)

Снимок Уитни Хьюстон в гробу вызвал возмущение близких певицы
Американский журнал National Enquirer опубликовал на обложке своего нового номера фото певицы Уитни Хьюстон в гробу, чем вызвал возмущение родных и поклонников певицы, пишет Metro. Фотография певицы в открытом гробу была опубликована под заголовком "Уитни: последнее фото", а внутри номера был репортаж о закрытом прощании с певицей. Журнал отметил, что Хьюстон была похоронена в своем любимом фиоле...
  (читать дальше)

Суд обязал экс-супругу де Буара Елизаветину вернуть иконы наследникам
Пресненский суд Москвы обязал бывшую жену коллекционера Михаила де Буара Любовь Елизаветину вернуть предметы искусства и передать права на владение ими детям экс-супруга и его вдове, сообщил в пятницу агентству РАПСИ/rapsinews.ru адвокат Кирилл Бельский. По его словам, Елизаветина в пятницу в суде признала иск. Таким образом, завершился почти двухлетний процесс по спору наследников известного ко...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)