понедельник, 13 февраля 2012 г.

"Грэмми" без Уитни и без великой эпохи

Грэмми без Уитни и без великой эпохи

Состоявшаяся в Лос-Анджелесе минувшей ночью (по московскому времени) ежегодная церемония вручения музыкальной премии "Грэмми", может быть, и событием таким не стала бы, если не смерть Уитни Хьюстон в том же городе за день до праздника.

Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код

Эта смерть изменила и саму церемонию, и сопутствующий ей концерт (часто чуть ли не более значительное событие, чем раздача наград). Потому что заставила задуматься о проблемах более серьезных, чем то, кому достался золотой граммофончик. Например: теперь, после Уитни, эпоха в музыке кончилась или нет? Какая это была эпоха? А какая будет? Да, в конце концов, даже и так: а что такое вообще музыка?

"Грэмми" против рока

"До Уитни" интрига "Грэмми" разворачивалась вокруг Леди Гага и Адели (как зазвучит ее голос после операции на голосовых связках), "Фу файтерз", Криса Брауна, Рианны и еще нескольких групп и фигур. И сводилась, в общем, всего-то к тому, кто "придет и всех порвет", по словам одной из участниц дискуссии на официальном сайте церемонии. То есть, кто окажется первым (первой) по наградам в разных номинациях, кто вторым.

Вот и объявили. "Порвала" всех не Леди Гага, а нежная Адель, сразу в шести номинациях - и "лучшая песня года", и "лучшая запись"... "Фу файтерз" тоже получили шесть наград - полный триумф. И Брауна наградили. Но, честно говоря, это даже не настолько интересно. Особенно если учесть врожденную склонность "Грэмми" отставать от жизни на целую эпоху и попадать пальцем в небо.

Вы не поверите, но "Грэмми" замышлялась в 1957 году как орудие борьбы против рок-музыки, которую именовали "издевательством над музыкальными стандартами". Не только в СССР, как видим, с ней боролись. Правда, "Грэмми" воевала недолго - это все же премия музыкального бизнеса для тех, кто помог ему заработать много денег, а именно рок дал отрасли невиданные ранее обороты.

Тем не менее, "Грэмми" отставала от реальности еще не раз (признали рок, но проспали пришедший на смену року краткий век диско). Все потому, что премию присуждает жюри, именуемое "академией", а академии - они все такие, в кино, в литературе, воюют с публикой.

Когда музыкант был богом

А почему, собственно, Америка и не только она сопротивлялась року? Потому что рок был сменой эпохи, причем насильственной сменой.
Первым человеком эпохи массовой грамзаписи был, видимо, рыжий студент Йельского университета Руди Вэлли, один из двух первых сладких голосов Америки. Он как-то понял, что запись (и еще радио) - это не забава молодых технарей, а деньги. Дело было в 1920-е годы, эпоху джаза (медного), то есть, в общем, музыки для танцев. Танцевали тогда все, в клубах или на площадях, люди были другими, что по музыке лучше всего и видно. Эпоха дошла до апогея после войны, танцевальный джаз, выросший до великих биг-бэндов, был музыкой поколения победителей двух войн. И против этого "поколения героев" взбунтовались его дети, готовые пойти на все, только чтобы отстоять право быть другими. Они и породили музыку яростного протеста - тот самый рок.

Вот когда стало предельно ясно, что такое музыка. Это наиболее простой и эффектный способ передать человеческие эмоции: образ или слово делают то же самое, но хуже. Музыка поэтому - идеальный эмоциональный портрет эпохи.

То была великая эпоха, удивительный взрыв чувств целого поколения. И поэтому музыкант тогда был чем-то большим, чем сейчас. Именно от музыкантов новое поколение ждало ответов на все вопросы, и они эти ответы давали, причем музыка досказывала то, чего не могли слова. Они и правда меняли мир. И - возвращаясь к смерти Уитни Хьюстон - в прежнюю эпоху тоже не было ничего удивительного в гибели рок-музыканта (вообще любого художника) от наркотиков или иных способов выжать из себя еще больше. Но относилось рок-поколение к этим смертям по-другому - как к гибели героев в неудержимой атаке.

Конечно, после такой эпохи и музыканты 1980-1990-х (сейчас говорят, что это "век Уитни Хьюстон") пытались дотянуться до статуса божества. Но тут уже все было по-другому. Одни звали себе на помощь нечто смежное с музыкой - потрясающе двигавшийся Майкл Джексон или действительно великая клоунесса Леди Гага. Другие стали той самой "академией" - и вот вам, на нынешнем концерте "Грэмми" выступали действительно несравненные Пол Маккартни, Брюс Спрингстин и даже пара выживших "Бич бойз".

А Уитни Хьюстон… это было нечто иное. Автор статьи в лондонской "Гардиан" определяет это "нечто" так: "Евангелие в ее голосе", то, что она сохранила, начав в детстве петь в церкви. То есть не герой в атаке, а человеческий человек. Это возврат к изначальному, к нормальности, когда музыка - не борьба, а просто музыка, когда поколения оплакивают ушедших музыкантов еще и за то, что их песни - память о лучших моментах в жизни множества людей. Кстати, если этого не понимаешь, то не взять в толк, почему так любили забытого ныне Руди Вэлли.

Нынешняя звезда "Грэмми" Адель - это, конечно, уникум. Невозможно понять, почему даже и после операции то, что она делает голосом и очень "непричесанными" словами (она сама - автор), настолько трогает. Но в целом это тоже в своем роде Уитни, и прежняя эпоха продолжается.

Минус прочий мир

Накануне "Грэмми" был скандал: сократили число номинаций. Раньше пытались развести всех по категориям, отдельно оценивая соул, отдельно - рэп и так далее. Потом запутались, и вместо диких 109 категорий сделали "всего" 78.

Скандал же возник оттого, что отсекли музыку испаноязычную (а это в Америке не пустяк), музыку коренных жителей, индейцев, и многое другое. И это очень интересная история. "Грэмми" начинала как премия для американо-английской музыки, так ведь это было в другую эпоху.

Я бы сказал, что неожиданности в мир звукозаписи могут прийти сейчас, скорее, со стороны. От бразильцев и прочих португалоязычных. От греков - да, да, у них есть потрясающая музыка. От нового китайского джаза. В прежние времена, однако, языковый барьер уже подорвал усилия французов, даже итальянцев, не говоря о русских, они остались - по мировым продажам - в категории "прочих".

С другой стороны, мировая индустрия звукозаписи производит сейчас больше наименований, но сокращаются ее общие продажи. То есть на самом-то деле музыка становится сложнее, многоязычнее, разнообразнее. Обречен ли в итоге англоязычный барьер? Но "Грэмми" пока что замкнула слух.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Музыка":

Мариинка покажет жителям Югры лучшие образцы классического искусства
Губернатор Югры Наталья Комарова и художественный руководитель Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев в понедельник подписали соглашение о сотрудничестве, нацеленное на развитие дружеских связей, а также популяризацию в Ханты-Мансийском автономном округе лучших образцов профессионального музыкального, театрального и сценического искусства, сообщает пресс-служба главы р...
  (читать дальше)

"Грэмми" за лучшую песню года ушел к Адель
"Золотой граммофон" за лучшую песню года на церемонии вручения "Грэмми" в воскресенье вечером достался Адель с "Rolling in the Deep", сообщает корреспондент РИА Новости. За титул боролись также Кэнье Уэст с "All of the lights", Бруно Марс с "Grenade", американская инди-группа Bon Iver с "Holocene" и британская фолк-рок группа Mumford&Sons с песней "The Cave". К слову, оба коллектива в наступ...
  (читать дальше)

Адель стала царицей "Грэмми-2012"
Британка Адель предсказуемо собрала наибольший урожай "золотых граммофонов" в воскресенье вечером в Лос-Анджелесе на 54-й церемонии "Грэмми", которая началась с воспоминаний о "звезде" ритм-энд-блюза Уитни Хьюстон, скончавшейся накануне. Адель получила "Золотой граммофон" в самых главных номинациях - за лучшую песню года, за лучшую запись с "Rolling in the Deep" и за лучший альбом года "21". Бри...
  (читать дальше)

Церемония "Грэмми" началась с песни Уитни Хьюстон
Церемония вручения престижнейшей в мире музыки премии "Грэмми" в Лос-Анджелесе началась с воспоминаний о "звезде" ритм-энд-блюза Уитни Хьюстон. Хьюстон скончалась в номере гостиницы Beverly Hilton в Лос-Анджелесе, смерть констатировали прибывшие по вызову врачи скорой помощи. Певице было 48 лет. Выяснением причин смерти занимается сейчас полиция Лос-Анджелеса. Шоу, которое длится три с половино...
  (читать дальше)

Гарлем скорбит о погасшей звезде Уитни
Простые жители Гарлема в воскресенье, несмотря на сковавший город холод, потянулись к "Аполло-театру", центру музыкального негритянского искусства в Нью-Йорке, чтобы почтить память ушедшей из жизни Уитни Хьюстон. Хьюстон скончалась в номере гостиницы Beverly Hilton в Лос-Анджелесе, смерть констатировали прибывшие по вызову врачи скорой помощи. Певице было 48 лет. Выяснением причин смерти занимае...
  (читать дальше)

Нью-Йорк настроен на волну Уитни Хьюстон
Нью-Йорк настроил свои радиоприемники на волну радиостанции WRKS, которая посвятила все эфирное время Уитни Хьюстон, скончавшейся в ночь на воскресенье, сообщает корреспондент РИА Новости. В эфире звучат песни Хьюстон, о ее наследии говорят ведущие, а поклонники звезды непрерывно звонят, чтобы выразить свою любовь и горе в связи с безвременным уходом Уитни из жизни. "Я не плачу, я просто слушаю...
  (читать дальше)

СМИ: Хьюстон могла умереть из-за антидепрессанта, который принимала
Хьюстон принимала психотропный лекарственный препарат "Ксанакс" ("Алпразолам"), из-за которого могла заснуть и захлебнуться в ванне, сообщает интернет-портал TMZ, который подробно освещает события, связанные со смертью знаменитой певицы. Хьюстон скончалась в ночь на воскресенье в номере гостиницы Beverly Hilton в Лос-Анджелесе, смерть констатировали прибывшие по вызову врачи скорой помощи. Певиц...
  (читать дальше)

Уитни Хьюстон посвятят песню на церемонии "Грэмми"
Шестикратной лауреатке "Грэмми", певице Уитни Хьюстон, скончавшейся у себя в гостиничном номере в ночь на воскресенье на 49-м году жизни, будет посвящен один из концертных номеров на церемонии вручения музыкальной награды, которая пройдет в воскресенье в Лос-Анджелесе, сообщает агентство Рейтер. Песню в честь Хьюстон исполнит певица и актриса Дженнифер Хадсон (Jennifer Hudson). "Все еще слишком...
  (читать дальше)

Башмет вручил приз своего фестиваля в Сочи скрипачу Жану-Люку Понти
"Серебряная ракушка" - главный приз Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета, который в пятый раз проходит в Сочи, была вручена французскому джазовому скрипачу Жану-Люку Понти, сообщила РИА Новости представительница пресс-службы форума. Собственный приз фестиваль учредил в прошлом году, и его первым обладателем стал арт-директор форума маэстро Башмет. Понти была вручена вторая "рак...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)