среда, 8 февраля 2012 г.

"Фауст" без мистики: факты о новом фильме Сокурова

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

В прокат выходит фильм Александра Сокурова "Фауст". Вольная экранизация Гете, которая принесла его создателю "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля, добиралась до российских зрителей несколько месяцев. За это время критики успели окрестить картину "фильмом, который навсегда переворачивает жизнь всякого, кто его увидит", изучить все грани философского подтекста ленты и создать ей статус главного киношедевра последних лет, который должен увидеть каждый интеллектуал или мнящий себя таковым.

Человек соблазняет черта

Тем не менее, "Фауст" - кино не для всех, считают критики. Местами картинка так откровенно физиологична, что спокойно наблюдать за происходящим на экране сможет не каждый. Сокуров без прикрас показывает, как доктор Фауст в поисках человеческой души вскрывает трупы.

Когда на пресс-конференции в Венеции журналисты спросили режиссера "почему в фильме так много ужасного?", Сокуров отметил, что, напротив, старался обходить самые неприятные моменты: "Все вещи жуткие, жесткие убраны из картины, но такова история жизни этого человека и его поступки, его бесконечная способность предать и забыть. И страшно это еще и потому, что это в природе человека".

Александр Сокуров о фильме "Фауст" >>

Увеличить плейер

Добавить видео в блог

Вы можете разместить этот код у себя в блоге.

Кадры из фильма Сокурова "Фауст", получившего в Венеции "Золотого льва"

Уменьшить плейер

Автором сценария "Фауста", как и предыдущих фильмов тетралогии, стал Юрий Арабов. По его словам, "Фауст" - интернациональный миф. "Покуда существуют понятия добра и зла, он всегда современен, - рассказывал Арабов РИА Новости. - Хотя, возможно, наши дети доживут до культуры, в которой добра и зла не будет. Но понятие сделки в наше время изменилось. Сегодня не черт соблазняет человека: мы делали фильм о том, что сегодня человек соблазняет черта, причем к черту стоит длинная очередь, и в этой давке никто не знает, кто последний. Мефистофель, по фильму, - меняла, ростовщик. Он входит в кооперацию с человеком, и по пути к сделке человек полностью предает понятия любви и долга. <…> Мы сделали картину о разрыве современного человека с метафизикой".

В "городе Фауста" и у подножия вулкана

Черт и человек меняются в фильме ролями, но место действия осталось тем же – это Германия. По мнению сокуровского Фауста – актера Йоханеса Цайлера – режиссеру важно было уловить момент интеллектуального пробуждения человека на фоне средневекового мрака. "В другой части Европы это выглядело бы по-другому, - уверен он. - Маленькие комнаты, гнетущая обстановка, темные цвета, грязь и нищета. Все это, за исключением некоторых деталей, практически не изменилось со времен Средневековья, несмотря на то, что выросло совершенно другое общество".

Увеличить плейер

Добавить видео в блог

Вы можете разместить этот код у себя в блоге.

Для "Фауста" Сокурова возвели город под Прагой. Кадры со съемок фильма

Уменьшить плейер

И хотя до Германии съемочная группа так и не добралась, атмосферу эпохи воспроизводили с ювелирной точностью. Именно на "город Фауста" - декорации в окрестностях Праги, представляющие собой комбинацию из трех реальных мест, - ушла львиная доля бюджета картины. Помимо этого работа шла в Чехии – здесь в 2009 году и начались съемки – и в Исландии, неподалеку от печально известного вулкана Эйяфьятлайокудль, где снимались финальные сцены.

В планах был также Ватикан, но до него Сокуров не добрался из-за финансовых трудностей, ставших впоследствии частой темой его интервью. Проблемы с деньгами не ограничивались сложностями с местами съемок, какое-то время под вопросом был даже прокат картины в России.

Сокуров о прокатной судьбе "Фауста" в России >>

Справедливости ради стоит отметить, что проблемы были не только финансовыми, но и техническими, связанными с особенностями съемки фильма. Необычное изображение, меняющееся в каждом кадре, странные перспективы, нереальные цвета и размытые контуры могут напомнить картины старых мастеров или "туманные видения" из первых строк произведения Гете. Сокуров неохотно рассказывает о технических подробностях, лишь в паре интервью упоминая, что во время съемок использовались новые линзы российского производства и специальная оптика, существующая в единственном экземпляре и разработанная специально для этого фильма.

Оператором фильма был выбран Бруно Дельбоннель, на счету которого работа над фильмами "Амели", "Гарри Поттер и Принц-полукровка", сейчас он снимает "Мрачные тени" Тима Бертона.

Фильм снят на немецком языке, а герои говорят, так называемым, высоким стилем, принятым в Германии XIX века. В прокате он будет идти на языке оригинала в двух вариантах: с субтитрами (всего в нескольких кинотеатрах) или закадровым голосом самого Сокурова.

Режиссер не раз отмечал важность того, что фильм снят на немецком: "Это - больше, чем просто язык, это - характер, мелодия. Субтитры выражают только смысл, а язык и интонация помогут понять характер персонажей". И хотя сам Сокуров по-немецки не говорит, члены съемочной группы, да и критики, отмечали его удивительное чувство языка.

Многонациональная съемочная группа фильма на площадке говорила на нескольких языках: актеры - по-немецки, режиссер - по-русски, оператор - по-французски, а обслуживающий персонал (во время съемок в Праге) - по-чешски.

Тем не менее, как рассказывал Йоханес Цайлер процесс съемок проходил довольно гладко: "Мне очень помогала переводчица, через которую я общался со съемочной группой. Она переводила и знала сценарий, кроме того ее прекрасное внутреннее чутье помогало понять и объяснить чего хочет режиссер в тот или иной момент".

Фауст после Гитлера, Ленина и Хирохито

Фильм завершает тетралогию режиссера, посвященную теме власти. Четыре фильма - "Молох" (1999), "Телец" (2000), "Солнце" (2004), "Фауст" (2011) - по словам режиссера, можно смотреть в любом порядке. "Тетралогия - это кольцо, по которому можно ходить. А развитие - оно должно быть в головах", - говорит Сокуров.

Зрители стоя аплодировали Сокурову на премьере "Фауста" в Ульяновске. Видео >>

Герои

Йоханес Цайлер, Фауст

Фауст у Сокурова не просто ученый, но врач. В самом начале фильма он вместе со своим помощником Вагнером проводит вскрытие трупа, пытаясь найти вместилище души. Бедность и голод приводит Фауста к Ростовщику, с которым он подписывает тот самый контракт. По словам исполнителя главной роли, история Фауста, в фильме это еще и особенная, безумная история о человеческой природе.

Йоханнес Цайлер (Johannes Zeiler) - 41 летний актер Венского драматического театра, ранее известный на родине благодаря ролям в телесериалах. Перед тем как выбрать исполнителя главной роли Сокуров пересмотрел сотни актеров, в числе первых был Цайлер. "Его я видел вторым, - рассказывал режиссер, - запомнил и все время вспоминал его характер, его внешность, его доверчивость, его блестящие профессиональные умения: он актер настоящего большого театра".

Александр Сокуров в интервью Berliner Zeitung говорил: "Мы сделали из мифической, литературной фигуры Фауста – живого человека, он голоден, беден, болен. Обладая гениальным умом, он всего лишь человек и это его "ахиллесова пята".

Антон Адасинский, Ростовщик

Персонаж Адасинского в фильме не называется напрямую Мефистофелем, и даже, возможно, не является таковым. Сам исполнитель роли говорит: "Я - Мефистофель (по фильму Ростовщик) как бы живу внутри Фауста, я его подгнившее, толстопузое нутро. У Сокурова нет никакого изящного тонконогого беса, который умнее всех, а есть толстое вонючее пугало. И не нужно искать в небесах ответы, не нужно откапывать в земле вопросы, все происходит здесь и сейчас, за каждым углом".

Антон Адасинский о съемках фильма "Фауст" >>

Для самого Адасинского это, по сути, первая роль в кино, он – хореограф, основатель пластичного театра DEREVO, базирующегося в Дрездене и Санкт-Петербурге. Для персонажа было сшито "тело" – бесформенный мешок, имитирующий дряблое туловище полного пожилого человека. Костюм весил порядка 15 килограмм и, как рассказывал сам Адасинский, когда в одной из сцен Мефистофель должен был окунуться в озеро, костюм чуть не утянул актера на дно. Озвучивал персонажа другой актер - Штефан Вебер.

Изольда Дюхаук, Маргарита (Гретхен)

Исполнительница роли Маргариты – 19-летняя Изольда Дюхаук (Isolda Dychauk) – родилась в Сургуте, а в 2002-м вместе с матерью переехала в Берлин. В возрасте 10 лет она поступила в берлинскую театральную школу Next Generation, и пару лет спустя в 2004 году уже дебютировал в кино. Сейчас Изольда играет Лукрецию в немецко-французском сериале "Борджиа" (не путать с одноименным сериалом американского канала Showtime).


В остальных ролях по большей части заняты немецкие актеры. Муза Райнера Вернера Фасбиндера и Вима Вендерса, обладательница наград Берлинского и Каннского кинофестивалей немецкая актриса Ханна Шигулла (Hanna Schygulla) сыграла в фильме супругу Ростовщика-"Мефистофеля". Роль матери Гретхен играет Антье Леуолд (Antje Lewald), Флориан Брюкнер (Florian Brückner) играет брата Маргариты, а Георг Фридрих (Georg Friedrich) Вагнера - друга и помощника Фауста.

Подготовили Тамара Бараненкова и Наталья Попова

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

Йоханес Цайлер в роли Фауста

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

Кадр из фильма "Фауст" Александра Сокурова

Кадр из фильма "Фауст", режиссер Александр Сокуров

Кадр из фильма "Фауст", режиссер Александр Сокуров

Кадр из фильма "Фауст", режиссер Александр Сокуров

Кадр из фильма "Фауст", режиссер Александр Сокуров

Кадр из фильма Александра Сокурова "Фауст"

Роль матери Гретхен сыграла немецкая актриса Антье Леуолд

Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.

13:1008/02/2012В прокат выходит фильм Александра Сокурова "Фауст". Вольная экранизация Гете, которая принесла его создателю "Золотого льва" в Венеции, добиралась до российских зрителей несколько месяцев. За это время критики успели окрестить картину "фильмом, который навсегда переворачивает жизнь всякого, кто его увидит" и создать ленте статус главного киношедевра последних лет.>>

Все поля обязательны для заполнения!

Продюсер "Фауста" попросит помощи Фонда кино в организации проката

Адасинский рассказал, зачем его герой в "Фаусте" говорит чужим голосом

"Фауст" - фильм о том, как человек соблазняет черта, считает Арабов

"Фауст" Сокурова выходит в российский прокат 9 февраля

Прокат "Фауста" начнется с показа в Петербургской филармонии 26 января

Комментарий отправлен и будет открыт после премодерации.

Посмотрите, что еще обсуждают >>

Поля, помеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Скарлетт Йоханссон появится в режиссерском дебюте Гордон-Левитта
Американский актер Джозеф Гордон-Левитт (Joseph Gordon-Levitt) решил попробовать себя в роли режиссера и снять комедию с голливудской актрисой и певицей Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson), сообщает в среду интернет издание Deadline.com. Первый игровой фильм двукратного номинанта на американскую кинопремию "Золотой глобус" Гордона-Левитта - комедийная история о современном Дон Жуане, который...
  (читать дальше)

Адвокат Добровинский: не хочу иметь ничего общего с арт-фондами
Специалист по разводам знаменитостей и человек, который решает проблемы крупных корпораций, адвокат Александр Добровинский известен еще и как коллекционер, у которого с десяток серьезных собраний от фарфора и агитлака до ретромобилей. Но главное, Добровинский смог разобраться в закулисье арт-рынка: он рассказал в интервью РИА Новости, почему никогда не станет инвестировать в арт-фонды, с чем связа...
  (читать дальше)

"Три тенора" споют для влюбленных в кинотеатрах России 14 февраля
Фильм-концерт "Три тенора", в котором запечатлено выступление в Риме великих оперных певцов Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, будет показан на экранах кинотеатров России в День всех влюбленных 14 февраля, сообщили РИА Новости в компании-дистрибуторе "Невафильм". "Фильм можно будет смотреть в кинотеатрах нашей страны около недели - в зависимости от репертуарной политики кинотеатр...
  (читать дальше)

Шон Леннон стал художественным руководителем анимационного фестиваля
Американский певец, композитор и актер, сын Джона Леннона и Йоко Оно, Шон Леннон (Sean Lennon) стал художественным руководителем третьего анимационного фестиваля Los Angeles animation festival, который пройдет в кинотеатре Regent Showcase в Голливуде c 7 по 11 марта, сообщает во вторник издание Variety. На фестивале покажут ленты, которые для LAAF отобрал его новый арт-директор, в том числе аним...
  (читать дальше)

Фильм Джоли не будут показывать в сербской части Боснии и Герцеговины
Дебютную режиссерскую ленту голливудской актрисы Анджелины Джоли фильм "В краю крови и меда" не будут показывать в Республике Сербской (РС) - одной из двух составных частей Боснии и Герцеговины, пишет во вторник боснийская газета Dnevni Avaz со ссылкой на представителя компании Blitz Film & Video, которая занимается распространением картины. Информацию о том, что картина не будет показана в ...
  (читать дальше)

Иосиф Давыдович Кобзон. Биографическая справка
Знаменитый российский певец Иосиф Кобзон заявил, что прекратит сценическую деятельность сразу после юбилейного тура, основным событием которого станет прощальный концерт в Кремлевском дворце 11 сентября 2012 года. Певец, бизнесмен, политический деятель Иосиф Давыдович Кобзон родился 11 сентября 1937 года в городе Часов Яр Донецкой области Украинской ССР. В 1939 году семья Кобзонов переехала во Ль...
  (читать дальше)

В прокат выходит «Фауст» Александра Сокурова
Юрий Арабов рассказал «Парку культуры» о работе над сценарием к «Фаусту» Александра Сокурова, кинотетралогии о власти и о том, где в истории Фауста место современности. «Фауст» стал пятым фильмом, сделанным Александром Сокуровым в сотрудничестве со сценаристом Юрием Арабовым. Эта картина замыкает тетралогию о власти, предыдущими частями которой стали «Телец», «Молох» и «Солнце». Снятый на немецко...
  (читать дальше)

Родригес снимет сиквел "Мачете" вместе с Роднянским
Сиквел "Мачете" (Machete) Роберта Родригеса (Robert Rodriguez) будет продюсировать глава AR Films Александр Роднянский, сообщает во вторник Deadline.com. Фильм под названием "Мачете Роберта Родригеса убивает" (Robert Rodriguez`s Machete Kills), по словам продюсера, будет готов до конца года, а его бюджет оценивается в 12-15 миллионов долларов. "Реакция поклонников на героя "Мачете" с самого нач...
  (читать дальше)

"Блокбастером года" в России стали "Пираты Карибского моря"
Чемпионом российского проката за 2011 год и обладателем вручаемой журналом "Кинобизнес сегодня" премии "Блокбастер года" стали четвертые "Пираты Карибского моря", собравшие 63,6 миллиона долларов, передает корреспондент РИА Новости с церемонии награждения, проходившей в понедельник в Москве. Этот же фильм получил приз как самая кассовая картина, выпущенная в формате IMAX - они принесли компании ...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)