пятница, 17 февраля 2012 г.

Джаник Файзиев: хочется реализовать мальчишеские игры

Джаник Файзиев: хочется реализовать мальчишеские игрыПро фильм Джаника Файзиева "Август. Восьмого" долгое время было известно две вещи: что там идет речь о войне в Южной Осетии, и что, по словам главы Фонда кино Сергея Толстикова, "это фактически госзаказ": проект стоимостью 16 миллионов долларов финансируется полностью из бюджета. Федор Бондарчук, ставший одним из сопродюсеров, уверял, что на самом деле не известно ничего, и "это вообще не то, о чем вы думаете". В картине, действительно, есть не только эффектно снятые бомбардировки, но и роботы с драконами, а также любовь и яблоки. Пока Ольга Гринкруг пыталась понять, есть ли там еще и пропаганда, Джаник наглядно объяснил РИА Новости, что если очень захотеть, можно все - и вертолет в воздух поднять, и до Натали Портман достучаться, и робота на войну отправить.

- Как получилось, что вы решили снимать историю про войну в Южной Осетии? С чего все началось?

- Истории растут как грибы - или, как стихи, берутся из всякого сора и хлама. Эта конкретная - симбиоз нескольких сюжетов из реальной жизни. Один мой приятель, который когда-то служил в Афганистане, рассказал, что у него была девушка, сильно младше, с которой они накануне выпускных экзаменов поссорились отчаянно и долго не перезванивались. Потом он встречает ее подружку, спрашивает, как у девушки дела, а та отвечает: ее распределили на практику в Южную Осетию. И он понимает: во-первых, экзамены, во-вторых, газет она в принципе не читает. А звонить честь не позволяет. Решил поехать на разведку, разобраться и типа случайно ее встретить. В тот день, когда он приехал в Цхинвал, началась война. Тут уже не до выяснения отношений, он хватается за телефон и начинает ей рулить: беги туда, делай так. Они несколько раз проезжали друг мимо друга, разворачивались, снова друг друга догоняли. В какой-то момент ехали на нескольких машинах, а танк по ним стрелял прямой наводкой. Они были третьи от конца; бум! - последнюю машину подбили. Они жмут изо всех сил, но там горы, дорога узкая, обогнать никого невозможно, связь не работает. Бум! - следующую машину подбили, они на очереди. Бум! - но тут они совершенно по-киношному завернули за гору - снаряд пролетел мимо. Там все хорошо кончилось, но они не поженились, и история получилась неправильная: мне нужен был хэппи-энд.

Вторая история: много лет назад у меня была знакомая женщина, и ее сын всегда играл в злого робота. С ним очень тяжело было общаться. У меня с детьми всегда легко складываются отношения, видимо потому что в душе я еще ребенок, люблю всякие штучки, компьютерные игры. Но тут никак не получилось. Со временем я понял, что при помощи злых роботов он закрывался от всех мужчин, которых в гостях у мамы, женщины очень красивой, молодой и одинокой, в гостях бывало немало. Мальчик привнес свой мир, и обе истории у меня соединились в оптимальной пропорции: есть круг внешний, фильм-путешествие, и круг внутренний, движение каждого героя к самому себе. У каждого из персонажей своя линия, свое разрешение, и каждый привносит свой кусочек мозаики в большое панно.

- Получается, изначально не было желания рассказать миру именно об этой войне? Сами-то вы в 2008 году следили за конфликтом в Осетии?

- Плохо я следил за этой войной, честно скажу. Когда она началась, расстроился ужасно. Тоже сначала думал, что это очередная наша неуклюжая провокация. Уже потом, когда стал разбираться и понял, что это было нарушение всех договоров с одной стороны, а наши проявили разве что излишнюю нерешительность, я удивился: оказалось, международная независимая пресса принесла извинения своим читателям за то, что неверно освещала ход первых дней войны. Надо же, подумал я, в первый раз у наших была возможность так прогреметь на весь мир - а об этом никто не знает.

- Из чего в итоге сложился сценарий?


- Мы взяли список тех, кого наградили званием героя России: раз наградили, подумал я, значит, человек что-то сделал, а раз сделал, значит, уже история. Мы начали их просто обзванивать - зуд был невероятный. Последним в списке оказался Алексей Ухватов, разведчик, который уволился из вооруженых сил, поэтому ему не надо было брать разрешение у начальства, чтобы начать рассказывать - он и стал в итоге прототипом Лехи, персонажа Максима Матвеева. Потрясло меня в его рассказе все, от первого до последнего. Я не знал, что война была такого масштаба, и не знал, что у нас есть люди, которые умеют так действовать, так воевать и так думать. В современной войне солдат - человек невероятно образованный, подкованный, натренированный, системно мыслящий, который должен невероятно быстро принимать решения, а интуиция у него должна быть развита, как у гадалки. И конечно им очень страшно: все прекрасно понимают, что в современном бою выжить очень тяжело. Если тебя видно, то ты убит. На встречи с разведчиками я брал с собой ребят, которые занимались у нас компьютерной графикой. Они мне сказали ключевую фразу: ощущение такое, будто побывал в игре, где нет кнопки save и паузы. Если тебя убили, то это навсегда.

- Вы изначально понимали, что дадут деньги, что будет 16 миллионов долларов от государства, танки и армейские вертолеты?

- Кино начинается ровно в тот момент, когда у тебя есть бюджет. Разница между мейджором и независимым производителем заключается в том, что мейджор делает до тех пор, пока не получится хорошо, а независимый производитель - до тех пор, пока не кончатся деньги. Мы понимали, что мы пока не мейджоры и должны к нашему бюджету относиться очень трепетно, при том, что на 16 миллионов можно сделать много чего хорошего - при некоторой бережливости.

Министерство обороны нам действительно помогало. Для этого нужно было написать письмо - слава богу, с "Адмирала" сохранились хорошие отношения, - дать им почитать сценарий. Потом рассказать, что нам нужно: сначала начальникам уровня пониже, потом повыше, потом совсем наверху. Потом они принимают решение: оказать по возможности содействие на коммерческой основе. Для армии это даже полезно, своего рода учения, повод еще раз потренировать солдат, пока мы оплачиваем бензин. На самом деле, я рассчитывал на большую помощь со стороны армии, но в Абхазии случились волнения на границе, потом умер президент Багапш. Мы выкручивались, как всякие киношники: брали технику в аренду у абхазской армии или из фанерки сколачивали себе танки.

- Про танки и солдат понятно, но зачем в фильме появляется президент РФ?

- В любой военной истории есть герой - как правило, простой человек, перед которым стоит конкретная задача, - царь, бог и божья коровка, которая смотрит на пирамиду с другого конца. Я должен был вырывать аудиторию из основной истории чисто технически - нужно было куда-то отвлекаться. Сначала предполагалось, что для этого будет линия героя, ищущего свою девушку, но в какой-то момент стало понятно, что получается очень плотное повествование, и эту линию я вырезал. И еще важно было, чтобы на героиню влияла стихийная сила: ей надо двигаться вперед, но обстоятельства оказываются выше. Так появилась линия с верховным главнокомандующим.

- Вы согласовывали, как президент будет выглядеть, что говорить? Ведь, кажется, даже на тень главы государства в первых "Елках" нужно было получать кремлевскую визу?

- Как должен выглядеть президент, а как нет, мне никто не говорил, но у нас не было задачи показать его панком или каким-то особенным: мы реалистическое кино снимали, и комнату, где он устраивает совещание, воспроизвели по фотографиям. Единственное, что мы себе позволили, - взять артиста Вдовиченкова на роль президента, показать его молодым, красивым, хотя он конечно молодой красивый и есть. А стенограммы его мне, конечно, никто читать не давал - но когда пишешь сценарий, думаешь за героев животом, а потом головой пытаешься понять, что они должны были говорить друг другу.

- А премьера почему нет на cовещании?

- Премьер был в тот момент в Пекине. Вообще мы никого по должностям не называем, за исключением того человека, про которого понятно, что он министр обороны. Это просто группа людей, уполномоченных думать. Мне не нужно было, чтобы кого-то с кем-то идентифицировали, хотя я уже слышал: вы там Лужкова уволили! Нет, Кудрина! Но мы никого не увольняли, кино снималось давно. И вообще я политику не люблю - там нужно досконально разбираться, кто, чего, кому, когда, а мне в этом ковыряться ужасно скучно.

- Как же можно было снимать про Южную Осетию и не вдаряться в политику?

- Разве у вас картина вызывает желание продолжать политические дебаты?

- В принципе, вызывает.

- Да на здоровье. Я когда сделал "Турецкий гамбит", был потрясен, когда в прессе начались разговоры о патриотизме. Я-то снимал приключенческое кино, с шаром воздушным, который прострелен, но не падает, и с молодым человеком, который выигрывает все возможные игры. А меня историки терзали на куски: он не из того пистолета стрелял, как можно. Спасла Наталья Ивановна Басовская: Джаник, сказала она, Окуджава в таких случаях отвечал: "Это был опытный образец". В "Адмирале" мы пытались рассказать историю про любовь, но люди видели ее в последнюю очередь, рассуждали про реваншизм, красных и белых. Я вначале расстраивался, а потом понял: мы всегда видим только часть от целого, и журналист во время интервью тоже субъективно вычленяет какую-то часть. Я буду счастлив, если дискуссии окажутся максимально разносторонними - повод для этого мы даем. Одна моя знакомая женщина после "Августа. Восьмого" сказала: я наконец поняла, для чего государство столько денег тратит столько денег на танки. Такая вот неожиданная просветительская функция.

- Что привнес в историю ваш американский сценарист Майкл Лернер?

- Мы работали в спарринг-партнерстве. Я придумал сюжет, собрал, скоординировал, он редактировал. Первое, что сказал: второй герой, ищущий девушку, - лишний. Я всегда мечтал поработать с настоящим иностранцем, и поставил себе задачу - найти человека с европейским образованием, опытом работы в Голливуде и участия в военных действиях. Майкл полностью подходит - он наполовину француз и первые 20 лет карьеры работал военкором в "Ньюсвике". Историю с осколком, который подбирает героиня, мы записали с его слов. Финальную версию делал я сам, какие-то сцены даже дописывал. Многие сцены - проезд по мосту в начале, бомбежка автобуса, разрушение интерьеров в здании парламента, - были придуманы еще до написания сценария: я понимал, что времени очень мало, а с точки зрения технической все очень сложно, таких фильмов мы еще никогда не делали. Когда я давал сценарий почитать коллегам, они крутили пальцем у виска: мы не готовы к таким большим проектам, никто не знает, как их делать. Потом показывал куски смонтированного материала, они не верили, что каскадеры - наши, пиротехники - наши, только сценарист американец. Люди у нас могут работать - просто каждому нужно объяснить, вдохновить, успокоить.

- Чем вы собираетесь заниматься после "Августа. Восьмого"?

- Есть несколько проектов, которые я развиваю параллельно. Один из них - последнее сражение парусного флота в 1853 году. Пока есть силы, хочется реализовать все мальчишеские мечты: с парусниками мы еще не баловались. Еще есть проект под названием "Арена" - по рассказу американского фантаста Фредерика Брауна, написанному в 60-е годы. Автор давно умер, мы выкупили права у наследников, со всякими изменениями пытаемся эту историю реализовать, чуть-чуть зависли над сценарием. Это такая космофилософская притча, с космическими кораблями, инопланетянами, пришельцами и сражениями. Еще одна грань нереализованных мальчишеских игр.

- Актеров каких-нибудь знаменитых не думали зазвать?

- Нет, актеры нереализованными играми не являются. Хотя когда мы делали "Август", я пытался зазвать Натали Портман на главную роль. Была такая мысль - сделать международную историю с большими голливудскими звездами. Это оказалось совершенно не сложно: я поехал к агенту, показал картинки, когда еще даже не был готов сценарий. Он сказал: мы так давно не слышали хороших историй, будет готово - шлите. Но Натали Портман была сначала занята, потом беременна, а мы к сожалению с деньгами не справились.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Кино":

Файзиев готовит эксперимент с космическими кораблями и парусниками
Джаник Файзиев, чей "Август. Восьмого" впервые покажут в пятницу в московском кинотеатре "Пушкинский", после эпопеи о войне в Южной Осетии собирается осуществить новый масштабный проект. "Август. Восьмого" - история про девушку, которая хочет забрать сына от бабушки и неожиданно оказывается в эпицентре боевых действий. Фильм, почти полностью профинансированный за счет средств Фонда кино, выходит...
  (читать дальше)

Кинорынок США начал восстанавливаться после 16-летнего минимума
Кинорынок США в 2012 году начал восстанавливаться после того, как в 2011 году он достиг 16-летнего минимума, свидетельствуют подсчеты, произведенные журналом The Hollywood Reporter и опубликованные на его сайте в пятницу. В прошлом году суммарный объем североамериканского кинорынка составил 10,15 миллиардов долларов, что на 4% меньше результата 2010 года, а по количеству проданных билетов 2011-й...
  (читать дальше)

Путин выразил соболезнования родным и близким режиссера Ташкова
Глава российского правительства Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким режиссёра Евгения Ташкова, скончавшегося в среду на 86-м году жизни, сообщает сайт кабинета министров. "Евгений Иванович Ташков был ярким, творческим, разносторонне одаренным человеком и настоящим Мастером. Имя этого выдающегося режиссера, актера и сценариста, его замечательные, незабываемые фильмы навсегда ос...
  (читать дальше)

Выставка отца советского дизайна Александра Родченко пройдет в Токио
Выставка "Родченко - новатор русского авангарда", посвященная основоположнику конструктивизма и одному из самых известных за рубежом советских деятелей искусства, откроется в токийской галерее Ginza Graphic Gallery 2 марта, сообщили РИА Новости организаторы проекта. В подготовке проекта приняла участие семья Родченко, а кураторы выставки Ирина Урицкая и Гайрат Икрамов построили ее так, чтобы пок...
  (читать дальше)

ФБР подозревало, что Чарли Чаплин был выходцем из России, сообщают СМИ
Сразу несколько авторитетных британских газет публикуют в пятницу материалы о том, что Британская разведка в течение более чем полувека пыталась пролить свет на тайну рождения звезды мирового кинематографа Чарли Чаплина. По данным газеты Independent, первые попытки установить происхождение актера были предприняты в 1950-х годах. Тогда американские власти обратились к британцам с просьбой собрать...
  (читать дальше)

В прокат выходит фильм Тейта Тейлора «Прислуга»
В прокат выходит «Прислуга» – избыточно политкорректная, но увлекательная драма о расизме в Америке 1960-х и возможный фаворит «оскаровской» гонки. По окончании университета начинающая журналистка Евгения Скитер (Эмма Стоун) возвращается домой в городок Джексон, штат Миссисипи: в теленовостях Мартин Лютер Кинг, Кеннеди и хиппи, а малая родина — все тот же оплот консервативных ценностей, в первую ...
  (читать дальше)

Гаэль Гарсиа Берналь сыграет постапокалиптического Зорро
"Перерожденного Зорро" (Zorro Reborn) сыграет мексиканский актер Гаэль Гарсиа Берналь (Gael Garcia Bernal), получивший известность благодаря фильмам Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Альфонсо Куарона, Педро Альмодовара и Мишеля Гондри, сообщает в пятницу киноресурс Variety. В новом фильме про Зорро, для которого студия 20th Century Fox очень долго искала главную звезду, а теперь будет искать режисс...
  (читать дальше)

Лунгин готов приступать к съемкам "Дамы пик" осенью
Павел Лунгин готов осенью приступить к съемкам "Дамы пик" - проекта, которым он занимается почти три года, сообщил режиссер РИА Новости в пятницу. "Я написал сценарий и сейчас дорабатываю его вместе с Дэвидом Сайдлером, получившим "Оскара" за сценарий к фильму Тома Хупера "Король говорит!". Вместе мы трансформируем текст для англоговорящего зрителя", - сказал Лунгин. Он объяснил, что изначально...
  (читать дальше)

Дэниел Рэдклифф мечтает сыграть кота Бегемота
Британский актер Дэниел Рэдклифф, прославившийся благодаря роли Гарри Поттера, признался, что обожает произведения советского писателя Михаила Булгакова и мечтает поучаствовать в их экранизации. Чтобы разместить это видео у себя в блоге, скопируйте данный код В минувшую среду Рэдклифф представлял в российской столице свой новый фильм, мистический триллер Джеймса Уоткинса (James Watkins) "Женщин...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)