среда, 8 февраля 2012 г.

Адвокат Добровинский: не хочу иметь ничего общего с арт-фондами

Адвокат Добровинский: не хочу иметь ничего общего с арт-фондамиСпециалист по разводам знаменитостей и человек, который решает проблемы крупных корпораций, адвокат Александр Добровинский известен еще и как коллекционер, у которого с десяток серьезных собраний от фарфора и агитлака до ретромобилей. Но главное, Добровинский смог разобраться в закулисье арт-рынка: он рассказал в интервью РИА Новости, почему никогда не станет инвестировать в арт-фонды, с чем связан взлет цен на китайское искусство, и как можно проиграть миллион долларов в пуговицы. А также поделился своими планами по созданию частного музея режиссера Григория Александрова и актрисы Любови Орловой на их знаменитой "чаплинской" даче в Переделкино. Беседовала Мария Ганиянц.

- Только что прошел "Форум Россия 2012", на котором, наряду с перспективами экономики, обсуждали перспективы развития в России арт-банкинга, а также создания инвестиционных фондов художественных ценностей. На ваш взгляд, насколько это перспективно?

- Фондов, связанных только с искусством, ничтожно мало, в основном, это смешанные активы, которыми управляют профессиональные финансисты. У любого фонда всегда есть срок действия, где три года, где - пятнадцать. Но, положим, прошел срок и фонд должен прекратить свое существование, а активы и деньги как-то должны быть перераспределены. Все просто, если речь идет об акциях завода, а что делать с искусством, которое может быть вообще не продано, либо продано частично, а часть коллекции останется? Как правило, фондом управляют люди, которые не связаны с коллекционированием, и им наплевать на судьбу предметов искусства, но я считаю, что это нечестно по отношению к искусству. Для меня подобные инвестиции - закрытая тема. Ни один из тех вариантов, которые я видел по итогам закрытия подобных фондов, меня не устраивал. Мне кажется, что настоящим коллекционерам не стоит в таких вещах участвовать - это спекулятивная история.

- С каким бы своим собранием вы никогда не расстались?

- Самая любимая вещь у коллекционера - последняя, с ней расстаешься очень тяжело. Думаю, не смогу расстаться с агитлаком, так как коллекция нуждается в доработке, на которую уйдет остаток жизни. ("Агитлак" - термин, придуманный Добровинским по аналогии с агитфарфором, для обозначения лаковой миниатюры мастеров Палеха и Федоскино, изображавших в 1920-х - 1930-х на коробочках из папье-маше аллегорические сюжеты из советской мифологии или знакомые всем картины корифеев соцреализма. В собрании Добровинского больше 1,5 тыс. образчиков агитлака). Но я ничего плохого не вижу и в том, чтобы продавать коллекции: собрание должно жить и эволюционировать.

Например, я устал от коллекции опиумных трубок, или милитаристики, и решил с ними расстаться. Или, например, тибетские иконы XIV-XVI веков вдруг перестали меня интересовать, - тоже их продал.

- Какова судьба крупных частных коллекций?

- Есть несколько видов собирателей искусства: те, кто все оставляет детям; те, кто распродает все под конец жизни; и, наконец, те, кто умирает с этими коллекциями, и потом судьбу их собраний решают другие.

- Есть еще одна категория - те, кто при жизни строят музеи. Вы не из их числа?

- Я сейчас задумался о создании частного музея Александрова-Орловой, который будет на их бывшей даче в Переделкино. Той самой даче, которую Сталин разрешил построить Александрову по образцу дома Чарли Чаплина. Пока не понимаю, в каком режиме музей будет открыт для широкой публики. Сейчас на исторической даче, в которой не было ремонта с 1937 года, ведется реставрация. Параллельно идет тщательное изучение архива: личные дневники, более трех тысяч фотографий, в том числе и те, что Александров привез из-за границы, плакаты, письма. По итогам исследований, хочу издать книгу и выпустить ее в широкую продажу.

- Александров и Орлова - главные кинозвезды 1930-х-1940-х годов. Про них столько написано, снято документальных фильмов - неужели удалось найти что-то новое?

- Этот архив проливает свет на загадочную историю взаимоотношений Григория Александрова и Любови Орловой. Я был совершенно потрясен, когда изучил фотографии и личную переписку Режиссера и Актрисы. Столько тайн, столько "скелетов в шкафу"! Например, я нашел подтверждение тому, о чем подозревал: Александров состоял в отношениях с Марлен Дитрих, ухаживал за другой красавицей - Ольгой Чеховой.

Совсем под другим углом предстает и известная история многолетней командировки Александрова в компании режиссера Сергея Эйзенштейна и оператора Эдуарда Тиссе по Европе, США и Мексике, куда их отправили снимать и изучать кино, для того, чтобы потом работать в молодой Советской республике. Нравы в этой компании, надо заметить, были совершенно не коммунистическими. Не хочется раскрывать все секреты, но публикация дневников молодого Александрова, впервые попавшего в Европу и Америку, постоянно находившегося в тени своего великого учителя, Сергея Эйзенштейна, развеет или, напротив, подтвердит слухи и сплетни, которые окружают этих персонажей. Ведь гениям и талантам позволено гораздо больше, нежели простым смертным.

И вот они, со шлейфом романов, сомнительных связей, встреч с белоэмигрантами, про которых они даже успели снять фильм, в 1932 году вернулись в СССР, где их не только не посадили, а буквально позволили все. Эйзенштейну разрешили снимать все, что он хочет, и дали - на время - полную свободу. Александров стал выпускать советско-голливудские мюзиклы, а Тиссе доверили воспитывать молодежь во ВГИКе.
Хочу понять, почему и кто их берег всю жизнь, почему с их головы не упал ни один волос, хотя они должны были быть низвергнуты с пьедестала и сидеть, как сидели тогда многие.

- По итогам 2011 года, китайский рынок аукционных продаж в сфере искусства второй раз обогнал традиционного лидера - США (первый раз это случилось в 2010 году). Почему вдруг произошел этот "китайский" бум?

- Мало кто из европейцев представляет себе психологию китайцев. Китайцы - очень азартные люди. У них азартных игр в десятки раз больше, чем во всей Западной Европе. Лично присутствовал на игре, когда чуть все не окончилось поножовщиной, где китайцы играли в пуговицы, и проиграли более миллиона долларов. Но, несмотря на азарт, китаец может решить, что его загнали в угол "нехорошие люди" и не расплатиться. Карточного долга чести у китайца нет.

Что до интереса к китайскому искусству, взлета цен на китайских художников, то в Китае за всю историю этого государства было всего три волны искусства. И стоит китайская живопись так дорого (десять из пятнадцати самых дорогих художников 2011 - китайцы) потому, что китайцы истосковались по новому искусству. Только представьте себе, китайское искусство не эволюционировало много тысяч лет, и, изрядно поднадоело самим китайцам.

Вторая волна - это лишь 50-60-е годы ХХ века, реалистическое искусство, которое китайцы переняли с соцреализма, у советской академической школы живописи. Третья волна - современное китайское искусство ХХI века.

Почему они не покупали европейское современное искусство? Да потому, что мы для китайцев на одно лицо, поэтому и западная живопись в Китае пока не прижилась.

- Действительно, в Китае нет ни одного музея Западного искусства, в отличие, скажем, от Японии. Почему?

- Японское искусство очень самобытное и молодое, по сравнению с китайским. Японцы всегда считали, что они западные европейцы в Азии. У них, как у островного государства масса комплексов, по отношению к Западу. Западное - всегда интересно и модно: Luis Vuitton и Hermes, обязательно. Но все это, для того, чтобы оценить свое. Как бы ни была красиво одета японка, она все равно в нужный момент выйдет в кимоно, а элегантный японец на свадьбу всегда придет в черном кимоно и гольфах.

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Живопись":

Владимир Путин не принял предложения Ильи Глазунова об ограничении современного искусства
Владимир Путин не будет ограничивать современное искусство, но реализм поддержит – «не социалистический, а просто». Премьер-министр и кандидат в президенты России Владимир Путин на встрече с доверенными лицами, прошедшей в среду, отказался запрещать современное искусство. Предложение поступило от художника Ильи Глазунова: мэтр попросил защитить реализм, который в условиях конкуренции не может про...
  (читать дальше)

Современное искусство ограничивать не нужно, считает Путин
Премьер-министр РФ, кандидат в президенты Владимир Путин против запрета в России современного искусства, но считает необходимым поддерживать такое течение, как реализм. В ходе общения Путина с доверенными лицами художник Илья Глазунов обратился к премьеру с просьбой рассмотреть возможность ограничения современного искусства, поскольку, по его мнению, настоящее, реалистичное искусство не может пр...
  (читать дальше)

Выставка американского авангарда открылась в Римском дворце экспозиций
Выставка "Музей Гуггенхайма: американский авангард 1945-1980" (Guggenheim Collection: The American Avant-Garde 1945-1980), в которую вошло более 60-ти образцовых произведений американского авангарда из постоянной экспозиции музея Гуггенхайма, открылась во вторник в Римском дворце экспозиций (Palazzo delle Esposizioni), сообщает портал Artdaily.org. Выставка отражает ключевые преобразования, прои...
  (читать дальше)

Выставка "За честные выборы" открывается в Paperworks
Галерея Paperworks накануне субботних митингов открывает выставочный проект "За честные выборы", рассказала РИА Новости в пятницу руководитель галереи Елена Баканова. "Современное искусство традиционно очень тесно связано с социальными проблемами, в том числе работает с проблемами общества. Мы не навязываем художникам какие-то темы, с которыми они не работают, в том-то и дело, что решение об орг...
  (читать дальше)

Выставка Жоана Эрнандеса Пижуана в ММСИ
Московский музей современного искусства показывает ретроспективную выставку знаменитого испанского живописца Жоана Эрнандеса Пижуана из собрания московского коллекционера Андрея Герцева. Споры об абстрактном искусстве давным-давно отшумели, и вряд ли сегодня найдется зритель, который заявил бы, что категорически не понимает, зачем и для кого такое искусство существует. Беспредметность стала наст...
  (читать дальше)

Работы Марка Шагала "Библейские сюжеты" впервые выставят в Астрахани
Астраханская государственная картинная галерея имени Павла Догадина впервые для региона откроет 3 февраля выставку одной из значительных графических серий Марка Шагала "Библейские сюжеты", сообщила пресс-служба министерства культуры Астраханской области. "В 1930 году парижский издатель Воллар предложил Шагалу создать серию иллюстраций к Библии, которые были изданы только в 1956 и 1960 годах в Па...
  (читать дальше)

Художник Сафронов подал в суд на девушку за обвинение в изнасиловании
Савеловский суд Москвы назначил на 5 марта слушания по иску о защите чести и достоинства художника Никаса Сафронова, поданному к певице из Ростова-на-Дону Мэри Восканян, обвиняющей его в изнасиловании. Это этом в четверг агентству РАПСИ/rapsinews.ru сообщил адвокат Сафронова Сергей Жорин. По его словам, в иске художник требует признания недостоверной и опровержения информации, распространенной В...
  (читать дальше)

Выручка от частных продаж Christie`s выросла в 2011 году вдвое
Выручка от частных продаж ведущего мирового аукциона Christie`s по итогам минувшего года выросла вдвое и составила 808,6 миллиона долларов, говорится в пресс-релизе аукционного дома. "Когда рынки падают, все уводят инвестиции куда-то в более надежные на данный момент сегменты, в том числе и искусство, тем более что рынки сейчас в затруднительном положении: негатива и негативных ожиданий больше, ...
  (читать дальше)

В Музее личных коллекций открылась выставка «Livre d`artiste/Книга художника. Испанская коллекция»
В Музее личных коллекций открылась выставка «Livre d`artiste/Книга художника. Испанская коллекция», где представлены иллюстрации Пабло Пикассо, Хуана Миро, Сальвадора Дали, Хуана Гриса, Антони Клаве из собраний Бориса Фридмана и Георгия Генса. В наше время под «книгой художника» понимается столь широкий диапазон арт-объектов, что изначальный смысл термина не сразу и припомнишь. Пожалуй, это даже...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)