понедельник, 9 января 2012 г.

Юрий Григорович отметил 85-летие на сцене Большого театра

Юрий Григорович отметил 85-летие на сцене Большого театраГала-концертом в трех отделениях отметил Большой театр юбилей хореографа Юрия Григоровича – бывшего (и многолетнего) главного балетмейстера театра. Юбиляру, чье имя у одних вызывает восторг, а у других – смешанные чувства, отдали недавно отремонтированную Основную сцену.

Юрий Григорович больше тридцати лет (1964-1995) рулил балетом Большого театра. Теперь он снова в его рядах: 85-летний мэтр служит балетмейстером, призванным сохранять (и периодически редактировать) собственные постановки. По слухам, он лично контролирует исполнительские составы своих опусов. А руководство балетной труппы, выросшее на его авторитете и спектаклях, послушно берет под козырек. И не только в этом вопросе. Никто, к примеру, не решился сказать «нет», когда на недавней премьере «Спящей красавицы» команда Григоровича совершила непрофессиональный поступок: на пол уложили противопоказанное танцу пестрое покрытие, режущее ноги. Нет сомнений, что и данный вечер был выражением желаний Ю.Н.Г.

Юбилей оставил стойкое ощущение дежа вю. Пять лет назад отмечали 80-летие, говоря словами нынешнего худрука балета ГАБТа Сергея Филина, «великого хореографа и грандиозной личности». Тогда и теперь это был фестиваль балетов Григоровича в зимние каникулы. Тогда и теперь давали сборный гала-концерт в трех отделениях.

Тогда в концерте были «Спартак», «Золотой век» и «Щелкунчик». Теперь - «Ромео и Джульетта», «Золотой век» и «Щелкунчик». Никакой фантазии, ни у театра, ни у хореографа.

Хотя с него какой спрос: Юрий Николаевич он давно не создает балеты, да и не дело юбиляра самому себе преподносить подарки. А театр мог бы постараться ради человека, которого публично превозносит. Хоть бы капустник придумали, что ли.

Впрочем, смех на сцене не подходит довольно мрачному дарованию Григоровича. Взять хотя бы юбилейный вечер. Ну, с «Ромео» все понятно – нет повести печальнее на свете. «Золотой век» вроде бы со счастливым концом - балет на музыку Шостаковича, поставленный в 1982 году и воспевающий СССР двадцатых годов. Главный герой, комсомолец, влюбляется в танцовщицу из нэпманского ресторана «Золотой век», уводя ее из притона, где притаились бандиты, в строительство светлого будущего. Уголовников, естественно, ловят, и любовь и коммунизм побеждают, а на душе мрачно: перед нами конъюнктура чистой воды.

«Щелкунчик» - балет с открытым финалом. Но дело, как всегда, не в сюжете, а в танцевальном настроении и уровне. За исключением «Щелкунчика», лучшего спектакля Григоровича, на сцене царило что-то однообразное и подавляющее. Наверно, суровая прямолинейность автора. Такое особенно заметно, если часто посещать спектакли мастера – и внимательно смотреть, не на исполнителей, а на комбинации движений: они кочуют из балета в балет. «Ромео» и «Золотой век», опусы позднего Григоровича – бледные призраки былого размаха.

Здесь все кажется вымученным и неестественным, как механический соловей в сказке Андерсена.

«Отношение к Юрию Николаевичу, как к творцу, в театре всегда было в высшей степени уважительным», недавно поведал Николай Цискаридзе. Ему, конечно, виднее – только желательно, чтоб уважение проявлялось в творческих формах. То есть станцевать на юбилее надо так, что на выходе из театра зрители (а тем более привереды-критики) сказали, мол, да, труппа и впрямь чтит любимого хореографа, придавая его балетам свежее дыхание; но, увы, подобное наблюдалось всего пару раз за вечер: как всегда, качественно, отпрыгал и отвертел пируэты Вячеслав Лопатин (Меркуцио), а обычно уравновешенный Александр Волчков (Ромео) предстал неожиданно страстным. Колоритна была и Виктория Литвинова в роли Люськи, бандитки с манерами драной кошки.

Но это, пожалуй, все, а вот дальше пошли издержки. Стилистически хороша была Екатерина Крысанова (Маша в «Щелкунчике»), но балерина досадно спотыкалась и не раз слетала с вращений. Тибальд в исполнении Юрия Баранова был не грозным злодеем, как положено, а мелким пакостником. Нина Капцова и Павел Дмитриченко почти провалили танго из «Золотого века»: как и случае с Тибальдом, это было настолько мелко, что казалось, будто на артистах одежда с чужого плеча. Коряво танцевали почти все куклы в «Щелкунчике». Артем Овчаренко не смог как следует выполнить двойное ассамбле – движение, поставленное для Принца в том же балете. А выбрать телесно разболтанную, актерски тусклую Анну Никулину на партию Джульетты мог только человек, которому уже все равно, танцуют ли его балеты по праву таланта или по удачному стечению обстоятельств.

Видимо, артисты балета Большого театра привыкли отделываться словами, а не делами. А может, причина в том, что хореография Григоровича – их повседневная рутина, общее место трудовых будней. Спектакли юбиляра, включая редакции классики, десятилетиями составляли львиную долю репертуара. Несколько поколений московских артистов из дня в день танцуют его балеты. Исполнительская эстетика труппы зиждется на запавших в моторную память тела приемах Григоровича. Какой уж тут праздник творчества! Скорее танец на автомате.
Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Театр":

Медведев поздравил со столетием театр "Уголок дедушки Дурова"
Президент России Дмитрий Медведев поздравил коллектив театра "Уголок дедушки Дурова" со 100-летием со дня создания, сообщила пресс-служба Кремля. Основанный знаменитым цирковым артистом Владимиром Леонидовичем Дуровым, ваш театр стал уникальной творческой площадкой. И сегодня, сохраняя верность традициям, он динамично развивается. Претворяет в жизнь интересные проекты, которые пользуются большой...
  (читать дальше)

Медведев поздравил актрису Марину Неелову с юбилеем
Президент РФ Дмитрий Медведев поздравил сюбилеем актрису московского театра «Современник» Марину Неелову, сообщает ввоскресенье пресс-служба Кремля. «Выдающаяся российская актриса, загоды творческой карьеры Вы создали десятки ярких образов втеатре ив кино. И сегодня каждый Ваш выход насцену знаменитого “Современника” становится настоящим праздником длямногочисленных поклонников»,— говорится втел...
  (читать дальше)

Путин поздравил актрису Марину Неелову с 65-летием
Премьер-министр РФ Владимир Путин поздравил с65-летием актрису Московского театра «Современник» Марину Неелову, сообщила ввоскресенье пресс-служба правительства. «Талантливая, наделенная яркой творческой индивидуальностью актриса, ина театральной сцене, ив кино Вы создали богатейшую палитру неповторимых образов, каждый изкоторых наполнен удивительной силой иглубиной. Заслуженная награда заВаше п...
  (читать дальше)

Марина Неелова, воплощенная тайна женственности
Тех, кто не любит актрису Марину Неелову, раздражают, как правило, три вещи: аристократизм ее манер, закрытость жизни и ее загадочная, кажущаяся капризной женственность. Но и те, кто не жалует ярчайшую звезду «Современника», уважают ее смелый и сложный талант вкупе с высочайшим профессионализмом. «Она родилась актрисой», -- говорят о Нееловой друзья. 8 января актриса отмечает 65-летие. Двуликая...
  (читать дальше)

Марина Мстиславовна Неелова. Биографическая справка
8 января актрисе Марине Нееловой исполняется 65 лет. Актриса театра икино, Народная артистка России Марина Неелова родилась вЛенинграде (ныне – Санкт‑Петербург) 8 января 1947 года всемье, неимеющей отношения ктеатру икино. Ее мама, Валентина Николаевна, состуденческой скамьи ушла добровольцем нафронт ивсю Великую Отечественную служила радистом вМурманске, участвовала вбоях. Война помешала ей полу...
  (читать дальше)

Театр зверей имени Дурова («Уголок дедушки Дурова»). Справка
8 января 2012 года Театр "Уголок дедушки Дурова" отмечает столетний юбилей. Театр зверей имени Дурова был открыт 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым – цирковым артистом, клоуном-сатириком, дрессировщиком, ученым-зоопсихологом, первым заслуженным цирковым артистом России. С 1919 года театр носил название «Уголок дедушки Дурова», современное название носит с1982 года. Известный дре...
  (читать дальше)

Оперные певцы из России приняли участие в богослужении в Таиланде
Оперные певцы изРоссии выступили вроли певчих церковного хора вовремя рождественского богослужения вправославном храме Всех Святых втаиландском курортном городе Паттайя, сообщает корреспондент РИА Новости. В составе группы артистов, приехавших вТаиланд дляучастия впраздничном рождественском богослужении, лауреат международных конкурсов, солистка московского театра «Русская Опера» Надежда Нивинск...
  (читать дальше)

Цискаридзе подтвердил, что его могут отстранить от работы педагога
Народный артист РФ, солист балета Большого театра Николай Цискаридзе подтвердил РИА Новости, что договор о его педагогической работе в Большом театре может быть прерван. "Я получил уведомление 15 декабря о том, что мой договор о педагогической работе в Большом театре может быть прерван в связи с тем, что я работаю на полставки, а есть кандидатура педагога, который может работать на полную ставку...
  (читать дальше)

Ахеджакова в сотый раз выйдет в роли Селестины в театре "Современник"
Спектакль "Селестина" 3 января покажут в театре "Современник" в сотый раз, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Спектакль поставлен по пьесе Николая Коляды, сочиненной им по мотивам творения испанского драматурга ХV века Фернандо де Рохаса. Главную роль деревенской колдуньи Селестины сыграла неповторимая, всегда неожиданная и замечательная Лия Ахеджакова. 3 января актриса в сотый раз выйд...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)