вторник, 31 января 2012 г.

Я поведу тебя в музей

Я поведу тебя в музейБывают в жизни такие события, о которых хочется рассказать как можно большему числу людей. Но, признаюсь, никогда не думала, что к таким событиям отнесу я однажды знакомство с британскими музеями. Что впечатление, произведенное ими на всех членов моей семьи, будет таким искренним, ярким. Что всего несколько лондонских "учреждений культуры" смогут передать нам в полном объеме всю картину отношения жителей туманного Альбиона к своей национальной истории. Заставят нас внести существенные коррективы в само восприятие этой страны, людей.

Однажды уже упоминала, что наше семейство воинственно игнорирует пляжно-овощной отдых, предпочитая отдых активный, так называемый "познавательный". Краеведить мы любим, толк в этом знаем, более того, не единожды занимались музейным делом на практике, организуя экспозиции, наполняя фонды, консультируя и т.д. Поэтому наша оценка британских музеев, в принципе, может претендовать на профессиональную.

Итак, первое, что поразило нас - это многообразие направлений и форм. Проштудировав Интернет, кучу путеводителей и воспоминания друзей, бывавших в Англии, мы оказались перед крайне сложным выбором, ведь времени было традиционно мало, а точек притяжения, без преувеличения, "на всю оставшуюся жизнь": в одном только Лондоне оказалось около 2,5 сотен музеев! И это - не считая десятков уникальных парковых комплексов, исторических кварталов, театров...

Впрочем, мы давно для себя решили, что в таких "тяжелых" случаях (хотя с настолько "тяжелыми" еще не сталкивались) мы действуем по принципу "Общекультурный минимум". То есть сосредотачиваемся на объектах, которые обязательны при знакомстве с новой территорией. Но даже крайне болезненно "наступив" на свои интересы, мы все равно этот минимум выполнить не смогли.

Вторым удивлением - кстати, очень приятным русскому сердцу - стало известие о том, что крупнейшие, мирового значения музеи в Лондоне бесплатны. Кое-где стоят ящики для сбора пожертвований, и все. И очередей никаких нет, несмотря на просто чудовищный туристический поток. Рецепт выживания музеев прост, как все гениальное, и представляет собой замкнутый круг: госдотации честно выделяются с налогов от туризма, который, в свою очередь, стимулируют свободным доступом и умопомрачительным качеством музеев, а также потрясающей сувенирной индустрией.

Ох уж эта сувенирка… испытание не для слабонервных и третий наш восторг. Там, товарищи дорогие, такие креативщики креативные работают, что им всем Народного художника давать можно. В магазинчиках при музеях - не менее увлекательно и познавательно, чем в выставочных залах. Репринты, копии экспонатов, книги-фильмы-постеры, даже тривиальный "хлам для туристов" из серии магнитиков, брелоков и кружек - все сделано с невероятной фантазией, любовью, чувством юмора, вкусом. От буйства ассортимента и объемов - даже самая последняя скареда с пустыми руками не уйдет.

Но, конечно же, главным потрясением внедрения в музейное дело Великобритании стало не столько содержание коллекций (по чести сказать - бывшим колониям есть в чем упрекнуть англичан, ибо "зачистили" их сокровищницы знатно), сколько презентация.

Так, к примеру, в Британском музее практически в каждом зале стоит волонтер (лет от 60-ти и старше), на столике у которого в коробочках выложены какие-нибудь небольшие аутентичные редкости. И можно спокойно подойти, все перетрогать, получить по каждому артефакту море информации. Наш младший, фанатеющий Египтом, чуть в обморок не упал, когда ему разрешили повертеть в руках баночку для крема из оникса, сделанную во времена Хатшепсут. Более того, прикоснувшись к истории буквально - мы всей семьей с удвоенной энергией ринулись в зал рассматривать подобные экспонаты. И не просто глазеть, а внимательно читать аннотации, обсуждать, анализировать. Вот такая "мотивация к знаниям".

Добавлю, что мы с мужем (про пацанов вообще молчу - их зависть к британским сверстниками иногда была осязаемой) безумно захотели стать английскими школьниками. Для них посещение музеев - обязательная часть процесса обучения. Причем, не созерцательная, типа, "посмотрите налево - посмотрите направо", а интерактивная. Они - вне зависимости от возраста - что-то конспектируют, дискутируют с гидом, решают ребусы и викторины на заданную тему. И им абсолютно не скучно, глаза горят.

И это не удивляет: да ладно бы англичане, мы сами вышли из того же Национального музея армии в полной уверенности, что британские военные - самые крутые на свете. Путешествие по залам позволило нам почти реально поучаствовать в массе известных сражений. Примерить форму веллингтоновского офицера; потаскать разгрузочный жилет солдата Первой мировой под крики сержанта; побывать в траншеях, где грохотал бой; в южнокорейских джунглях, из топей которых с диким ревом пытался вырваться джип с медиками.

Это в целом общий подход к экспозициям - не примитивные стеллажи с реликвиями, а живые картины. Восковые фигуры, одетые в реальную одежду с приличествующим ситуации выражением лиц, жестами. Предметы, представленные в соответствующей обстановке. Звуки, документальные фильмы, цифровые мониторы, "листая" которые, будто проходишь квест.

А сколько разных приспособлений, посредством которых, вроде бы играя, узнаешь интереснейшие факты. С каким упоением и дети, и взрослые бродят внутри транспортного самолета и многих других экспонатов, скажем, Имперского военного музея, пеленгуют вражеские корабли и пытаются вывести на поверхность водолаза при помощи специального (настоящего!) оборудования в зале, имитирующем подлодку. В музее общественного транспорта наш младший вообще принял участие в строительстве лондонского метро и управлял поездом.

Признаюсь, невероятно сложно кратко рассказать обо всем, что мы видели-трогали-слышали в английских музеях. Был бы им памятник - организовала бы роту почетного караула. Так достойно, бережно, искренне, с таким пониманием все обустроено. Только один-единственный раз муж заметил неточность, и то, сказал, что надо перепроверить…

В отечественных музеях игра "найди ляп" является нашей семейной забавой, в которой очки удается набрать каждому.

Да и в целом - от всей радости, подаренной нам британскими музейщиками, в какой-то момент стало невероятно грустно. Лейтмотив грусти сформулировал старший сын во вполне логичном и, увы, риторическом вопросе: "А почему наши-то так не могут?".

И действительно, при огромном числе музеев в нашей стране, практически все они - серо-скучные, тягу к знаниям не стимулирующие. По-настоящему интересно в них только тем, кто, как говорится, "в теме". Способный увлечь, знающий экскурсовод там - невиданная редкость. Ходишь по холодным залам - холодным не по температуре, а по эмоциям - и тупо смотришь. По своим детям знаю, что если им что-то не рассказывает их папа или я, то минут через 15 они впадают в анабиоз. Школьные экскурсии у них, как правило, резюмируются словами: "А давайте туда лучше вместе сходим - я ничего не понял".

Конечно, сходим, конечно, все объясним. В конце концов, на то мы и родители, и это наша святая обязанность - воспитать, привить, направить. Только обидно как-то: ведь коллекции у нас намного покруче тех же английских будут, и поводов для гордости, захватывающих исторических сюжетов побольше, и народ у нас реально талантливей, образованней, то есть, по сути, в состоянии генерировать самый увлекательный интерактив, придумать самую классную и разнообразную сувенирку.

Может, дело в том, что к истории мы своей равнодушны? Да с чего, собственно, иному быть? При царях - все на запад смотрели, при Советах - прошлое канализировали и редактировали, а сейчас вообще "Россия - только вперед". Про программу школьную уже и говорить нет сил, про образовательный контент в СМИ - тем более.

Так что, дорогие родители, повыше поднимаем наш главный национальный лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и садимся за книжки, дабы отечественные музеи, в которых реально есть что посмотреть и чем напитать наших отпрысков - могли хоть немного соответствовать своей высокой миссии: хранить прошлое ради будущего.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинальная статья

Поделитесь этой новостью с Вашими друзьями!

Ранее в рубрике "Литература":

Петербург простится с писателем Александром Житинским 4 февраля
Писателя Александра Житинского, скончавшегося 25 января в Финляндии, похоронят на кладбище петербургского пригорода Комарово 4 февраля, сообщила в своем блоге дочь литератора Александра Житинская. "Прощание с папой состоится в Центре современной литературы и книги на Васильевском (набережная Макарова, 10) в субботу, 4 февраля, с 12 до 14 часов. До этого мы будем отпевать папу в Иоанновском монас...
  (читать дальше)

"Гражданин Поэт" закроется "гражданской панихидой" после выборов в РФ
Последний живой концерт "Гражданин Поэт", посвященный закрытию ньюзикла поэта Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова, пройдет в Москве под названием "Гражданская панихида на смерть Проекта" на сцене "Крокус Сити Холла" 5 марта, на следующий день после президентских выборов в России. Каждый понедельник с февраля минувшего года на просторах интернета появлялся новый ролик, в котором известный ар...
  (читать дальше)

Рига станет первым городом, отмечающим день рождения Шерлока Холмса
День рождения литературного персонажа - великого сыщика Шерлока Холмса в субботу широко отметят в Риге, сообщают в пятницу интернет-версии ведущих латвийских СМИ. Рига стала первым городом, который решил отмечать день рождения героя романов английского писателя Артура Конан Дойла. По информации местных СМИ, инициаторы торжества, которых поддержала Рижская дума, посчитали, что именно столица Лат...
  (читать дальше)

«Боевой конь» Стивена Спилберга в прокате
В прокат выходит «Боевой конь» Стивена Спилберга — классик вновь создает эпическую картину о войне, но место рядового Райна в ней занимает британское непарнокопытное Девонширский помещик (Дэвид Тьюлис) готовится разорить семью бедного фермера Нарракотта (Питер Муллан). Против фермера — воспоминания об ужасах войны и проблемы с алкоголем, зато у него есть любящая жена (Эмили Уотсон) и неуступчивы...
  (читать дальше)

"Вспоминай меня без грусти". Стихотворения Риммы Казаковой
27 января исполняется 80 лет со дня рождения поэтессы Риммы Казаковой, автора многочисленных сборников стихов, а также слов к популярным песням "Мадонна", "Ненаглядный мой", "Ты меня любишь" и другим. РИА Новости представляет подборку известных стихотворений Казаковой. Мадонна Снова дождь рисует мне На заплаканном окне Твой печальный силуэт, Мадонна! Вижу, словно в первый раз, Грусть твоих ...
  (читать дальше)

"Боевой конь": все мы немножко лошади
На этой неделе в кинотеатрах стартует очередной киноблокбастер Стивена Спилберга - фильм "Боевой конь", поставленный по одноименной детской книжке Майкла Морпурго. Несмотря на некоторые странности сюжета и, быть может, чрезмерный для детских глаз лоск, это очень неплохой "фильм выходного дня", на который можно отправляться всей семьей. Еще меньше, чем сценарные натяжки и экранные "красивости", зр...
  (читать дальше)

Римма Федоровна Казакова. Биографическая справка
27 января исполняется 80 лет со дня рождения поэтессы Риммы Казаковой. Известная российская поэтесса Римма Федоровна Казакова родилась 27 января 1932 года в Севастополе в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).В 1954 году окончила исторический факультет Ленинградского университета. В 1964 году окончила Высшие литературные ку...
  (читать дальше)

Выходит в свет новый альбом Леонарда Коэна «Old Ideas»
Выходит в свет «Old Ideas» — новый альбом певца и поэта Леонарда Коэна, первая студийная работа за восемь лет. Пластинка «Old Ideas» должна была появиться как раз восемь лет назад, в 2004 году. Но тогда артист решил, что публика примет работу с таким названием за сборник лучших хитов, в то время как на ней записан новый материал, и альбом был назван «Dear Heather». После значительного перерыва ...
  (читать дальше)

Сказка, которую написала Алиса
У Льюиса Кэрролла, а точнее, если вспомнить его настоящее имя, у Чарльза Лютвиджа Доджсона, 27 января круглая дата - 180 лет со дня рождения. Вряд ли кто-либо вспомнил бы этого типичного викторианского британца из образованного класса, если бы не одна тонкая книжка из двух сказок. "Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье". И каким же это образом автору удалось создать абсолютную и неоспориму...
  (читать дальше)
Выставка Ай Вэйвэя в Мультимедиа Арт Музее
К финалу «Фотобиеннале-2012» Мультимедиа Арт Музей приберег фотовыставку Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире китайских художников, – 220 фотографий, сделанные им в 1983–1993 годах во время жизни в Нью-Йорке. Строго говоря, Ай Вэйвэй не фотограф, хотя в 1970-х и учился в Пекинской киношколе вместе будущими звездами китайской волны 1990-х Чен Кайге и Чжан Имоу – их тоже можно увидеть на нью...
  (читать дальше)

«Свидание» Юсупа Бахшиева вышло в прокат
В прокат выходит «Свидание» – нескладная, но любовно сделанная алкогольно-романтическая комедия по мотивам старого фильма с Уиллисом и Бессинджер. Главный герой Дима (вокалист группы Uma2rmaH Владимир Кристовский) – ожившее объявление из рубрики знакомств. Перспективный молодой нейрохирург, аккуратная геологическая борода, в которой как бы кроется обязательность, не женат, не встречается, с ж/п,...
  (читать дальше)

Каннский кинофестиваль объявил программу основного конкурса 2012 года
65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — экранизация Франсуа Мориака «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера. Россию в конкурсе представит Сергей Лозница. Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые гро...
  (читать дальше)

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Портреты коллекционеров»
Лучшие образцы русского и европейского искусства из собраний Ильи Глазунова и Петра Авена в ГМИИ: сезон мероприятий к столетнему юбилею музея Пушкина открывает выставка «Портреты коллекционеров». Экспозицию «Портреты коллекционеров», на днях открывшуюся в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, смело можно назвать обязательной для просмотра: здесь можно увидеть шедевры, обычно широкой публике н...
  (читать дальше)

Интервью с генеральным секретарем «DOCOMOMO-Россия» Анной Броновицкой
Генеральный секретарь российского отделения международной организации по охране архитектурных памятников DOCOMOMO Анна Броновицкая рассказала «Газете.Ru» о том, что происходит с павильонами ВВЦ, почему не реставрируются Дом Наркомфина и о том, чего добилась ее организация за год своей работы. В Международный день памятников, отмечавшийся в среду, год своей деятельности отметила российская секция ...
  (читать дальше)

Интервью Захара Прилепина
Захар Прилепин рассказал «Газете.Ru» о новой книге «Восьмерка», о превращениях героев его «Саньки» в эпоху Болотной и революции и о том, как может помочь русскому писателю слаборазвитая фантазия. За последний месяц у Захара Прилепина вышли две книги: его собственная книга «Восьмерка», состоящая из маленьких повестей, и «Лимонка в тюрьму» — сборник текстов политзаключенных, который он составил с Э...
  (читать дальше)

В коллективе Центра драматургии и режиссуры произошел раскол
Часть труппы столичного Центра драматургии и режиссуры заявила о недоверии своим худруку и директору, внедрившим новые методы работы. Городские культурные власти в ответ поставили обоим жесткое условие – урегулировать конфликт до конца сезона. Часть коллектива московского Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) выразила недоверие своему художественному руководителю Михаилу Угарову и директору Людмил...
  (читать дальше)

В прокат вышел фильм ужасов «Хижина в лесу»
В прокате «Хижина в лесу» — хоррор, который то ли впервые со времен «Крика» и «Ведьмы из Блэр» перезапускает жанр, то ли окончательно его закрывает. Пока сотрудники явно очень секретного центра (Ричард Дженкинс и другие) готовятся к чему-то серьезному и обсуждают конкуренцию с Японией, пятеро студентов отправляются на выходные в загородный дом, удачно изолированный от большого мира: дорогу к нему...
  (читать дальше)

В Москве вручили «Золотые маски»
В Москве прошла церемония вручения наград театрального фестиваля «Золотая маска». Впервые за 8 лет премия вручалась на сцене Большого театра – и принесла большие сюрпризы: в списке лауреатов предпочла мастерам новые имена. Режиссёром церемонии выступила режиссёр Нина Чусова, громко заявившая о себе в начале нулевых, но последние годы работающая в основном в провинции. Театр Чусовой всегда резок ...
  (читать дальше)

«Маппеты»: история, персонажи, выдающиеся эпизоды
В прокат выходит фильм «Маппеты», в котором Лягушонок Кермит, Мисс Пигги, Медведь Фоззи, Гонзо, Животное и другие герои легендарного телешоу объединяются, чтобы спасти свой театр от нефтяного магната. Мир Маппетов населяют безбашенные марионетки из телевизора: преимущественно звери и птицы, но есть и несколько существ, идентификация которых вызывает всеобщее затруднение. Если брать перечисленных...
  (читать дальше)